СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Формирование у детей правильного произношения. Средняя группа."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Формирование у детей правильного произношения. Средняя группа."»

Консультация для воспитателей

«Формирование у детей правильного произношения»

Средняя группа









































Краткая характеристика речи детей

Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

исчезает смягченное произношение согласных;

многие звуки произносятся более правильно и четко;

исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей, начатую в младших группах.


Обследование речи детей

Как и во второй младшей группе, в средней проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих ( с, сь, з, зь, ц ), шипящих ( ш, ж, ч, щ ), сонорных ( л, ль, р, рь ), звонких ( в, б, д, г ).

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные записывает в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.








Занятия

В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

Развивают мелодико-интонационную сторону речи.

Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка.

Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:

  1. Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т, д, н.

  2. Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к, г, х, ы.

В средней группе проводится отработка следующих звуков: н, т, д, к, г, х, ы, с, сь, з, зь, ц.

Отработка звуков н, т, д, к осуществляется в 3 этапа:

  1. Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель-тренировка артикуляционного аппарата.

  2. Уточнение произношения данного звука. Цель: а) тренировка артикуляционного аппарата; б) уточнение произношения данного звука (у кого он имеется); в) вызывание звука ( кого его нет).

  3. Закрепление произношения данного звука. Цель: а) уточнение произношения звука в словах; б) улучшение словопроизношения у ребенка; в) увеличение активного словаря.

Работу над звуками т, г, х, ы проводят в 2 этапа:

  1. Уточнение произношения данного звука.

  2. Закрепление произношения данного звука.

Специальной подготовки артикуляционного аппарата для произношения звуков т, г, х не требуется, так как их артикуляция совпадает с артикуляцией звуков н, д, к. Артикуляция звука т такая же, как н, д (эти звуки переднеязычные); г, х – как к (звуки заднеязычные).

В средней группе у детей отрабатывают и правильное произношение свистящих звуков с, сь, з, зь, ц.

Для этих звуков необходимы 3 этапа работы:

  1. Вызывание звука и уточнение его произношения. Цель – уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет.

  2. Закрепление произношения звука в словах. Цель – добиться введения правильного звука в слова.

  3. Закрепление произношения звука во фразовой речи. Цель – добиться введения правильного звука во фразовую речь.

Кроме того, в средней группе предусматриваются игры для развития речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение года еженедельно.

Каждый этап работы проводят отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произношения данного звука), или как часть занятия по родному языку (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука).


Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата

(проводится как целое занятие)

Тема. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

Цель. 1. Вспомнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, небо, кончик языка), основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз, делать движения к углам рта). Ознакомить детей с бугорками за верхними зубами и научить делать язык широким, тонким.

2. Уточнить представления детей о движении языка в полости рта и вне ее: вверх, вниз, вправо, влево.

Краткое описание

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Я расскажу вам сегодня очень интересную историю. Сядьте прямо, посмотрите на меня. Скажите, дети, у вас есть язычки? («Да».) А где они находятся? («Во рту».) Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот – это домик языка. Домик открывается и закрывается. Посмотрите! Я буду открывать и закрывать домик. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.)

А теперь скажите, чем домик закрывается? («Домик закрывается зубами».) Правильно! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы – это крылечко. Найдите языком нижние зубы. Давайте все вместе закроем и откроем домик язычка. Улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение.)

В домике есть и потолок. Найдите его, дети, погладьте язычком. Около верхних зубов, где начинается потолок, есть бугорки, найдите их, коснитесь кончиком языка. А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? («Едим, говорим».) Правильно! Но чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он умеет быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык. (Воспитатель показывает широкий язык, который без напряжения лежит на нижней губе и своими боковыми краями касается уголков рта. Потом он вызывает детей, умеющих делать язык широким, и обращает внимание всех на форму языка.)

Помните, в сказке «Волк и семеро козлят» кузнец волку ковал тоненький голосок? Мы с вами тоже будем ковать, только не голосок, а язычок, чтобы он стал широким и тонким. Посмотрите!» Воспитатель закусывает широкий, тонкий, не напряженный язык зубами и медленно, раздельно говорит: «та-та-та». Дети повторяют за ним упражнение. При произнесении слога та язык сам по себе принимает широкую форму. Затем воспитатель кладет широкий язык между губами и говорит: «па-па-па». Дети повторяют.

«А теперь скажите так:

Мы прижмем язык зубами –

Та-та-та,

А теперь прижмем губами –

Па-па-па».

Он следит за тем, как дети выполняют упражнение, потом предлагает: «А теперь послушайте, дети, сказку о веселом язычке. Мы будем делать те же упражнения, что делал язычок. Жил-был язычок в своем домике, никуда не выходил. Наконец, надоело ему сидеть дома без дела. Захотелось ему поиграть и порезвиться. Открыл он сначала одну дверку (губы), потом вторую (зубы), высунул широкий кончик и опять спрятался в домик. Выбежал из домика – спрятался в домик.

Сначала язычок бегал медленно, а потом забегал взад-вперед все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает. Устал он и остановился отдохнуть, высунулся из домика и греется на солнышке. Вдруг подул ветер, и язычок убежал в домик, закрыв все двери. Утих ветер, и опять язычок выбежал из домика. Очень любопытный был язычок! Выбежал на улицу и посмотрел направо, потом налево, посмотрел вверх и вниз. Надоело ему гулять, и он вернулся в свой домик, закрыв все двери».

Методические указания. Следить за положением органов артикуляционного аппарата и выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, с кем необходимо провести дополнительные индивидуальные занятия.


Развитие речевого дыхания

Тема. Выработка дифференцированного дыхания.

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

Предшествующая работа. Детей учили производить вдох и выдох ртом.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Упражнение «Ныряльщики»

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.


Звук т. Описание правильной артикуляции

А) губы находятся в положении следующего за т гласного;

Б) зубы сближены, но не сомкнуты;

В) передняя часть спинки языка при произнесении т в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук т) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха.

При произнесении т в сочетании с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий звук т) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

Г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Д) голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука т.

Цель. Научить детей поднимать широкий передний край языка кверху.

Предшествующая работа. Дети учились поднимать язык за верхние зубы. Умение делать язык широким отрабатывалось во второй младшей группе при проведении занятий на звук и.

Подготовительная работа. Подобрать соответствующую картинку; поупражняться перед зеркалом в выполнении этого упражнения.

Упражнение «Вкусное варенье»

Краткое описание

Воспитатель показывает картинку с изображением девочки, которая ест варенье, и говорит: «Варенье очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Варенье с верхней губы она слижет вот так. (Показывает.) А теперь слижите варенье вы».

Методические указания. Показывая, как надо слизать варенье, воспитатель делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не следует втягивать внутрь рта. При повторении упражнения надо следить, чтобы дети не «подсаживали» язык нижними зубами: работает только язык, губы и нижняя челюсть неподвижны.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука т.

Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения звука т, умения определять положение языка при произнесении звука т.

Предшествующая работа. При отработке звука н дети учились поднимать язык за верхние зубы.

Подготовительная работа. Выяснить, кто из детей произносит звук т при межзубном положении кончика языка, чтобы вовремя поправить его.

Игра «Поезд»

Краткое описание

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает вагончики поезда, другая – рабочих. По сигналу воспитателя «поезд поехал» дети, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, идут друг за другом, произнося: «т-т-т…т-т-т…» и подражая стуку колес. Дойдя до определенного места – станции, поезд делает остановку. Рабочие идут осматривать вагончики. Они постукивают молоточками по обуви детей, изображающих вагончики. Постукивая, они говорят: «тук-тук…» После проверки вагонов дается сигнал отправления, и поезд трогается. Затем дети меняются ролями. Когда поезд последний раз подходит к станции, все дети садятся на стулья. Воспитатель спрашивает: «Скажите, как стучали колёса вагонов? («Т-т-т».) Правильно, они стучали тихо: «т-т-т». Когда вы произносили т, кончик вашего языка тоже стучал в потолок за верхними зубами. Постучите кончиком языка в потолок за верхними зубами: «т-т-т». Дети выполняют задание.

Методические указания. Следить, чтобы дети четко произносили звукосочетание тук. Обратить внимание детей на то, что колёса вагона стучат тихо и что при произнесении звука т кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами.


III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание четкого произношения звука т в речи.

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука т во фразовой речи.

Предшествующая работа. Проведена работа по уточнению произношения звука т.

Подготовительная работа. Подобрать картинку «Дети на катке». Продумать вопросы, чтобы при ответах дети использовали слова со звуком т.

Составление детьми рассказа по картинке

Воспитатель показывает картинку. На которой изображены дети, катающиеся на катке. Персонажам дают имена: Таня, Надя, Толя, Тома, Тоня. Отвечая на вопросы воспитателя, дети говорят, во что одеты катающиеся (платок, пальто, ботинки и др.).

Методические указания. Вопросы воспитателя должны активизировать детей, чтобы у них получился хороший рассказ. Необходимо следить, чтобы ответы детей были полными. Особенно удачные ответы можно повторить со всеми.


Звук д. Описание правильной артикуляции.

А) губы находятся в положении следующего за д гласного;

Б) зубы сближены, но не сомкнуты;

В) передняя часть спинки языка при произнесении д в сочетании с гласными а, ы, о, у (твердый звук д) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При сочетании д с гласными я, е, ё, ю, и (мягкий звук д) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

Г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Д) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.


I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука д.

Цель. Формировать умение поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу.

Предшествующая работа. С детьми отрабатывалось умение поднимать язык за верхние зубы.

Подготовительная работа. Воспитатель должен научиться щелкать передней частью языка при открытом рте, чтобы дать детям правильный образец.

Игра «Лошадки»

Краткое описание.

Дети, изображая лошадок, строятся в колонну. По сигналу «поехали» они идут друг за другом и цокают языками, подражая топоту копыт. Дойдя до определенного места, лошадки останавливаются. Воспитатель говорит: «Теперь проверим, чья лошадка лучше умеет стучать копытами». Педагог выбирает двоих детей, и они, цокая, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят один за другим все участники игры.

Методические указания. Следить, чтобы дети щёлкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не подворачивая его. Если у ребенка получается причмокивание, а не прищелкивание (т.е. работает спинка, а не кончик языка), то можно индивидуально выполнить с ним следующее упражнение: положить ему на кончик языка тоненький кусочек сливочной тянучки и попросить присосать конфетку к нёбу.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения изолированного звука д, развитие силы голоса и фонематического слуха.

Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения изолированного звука д, учить различать на слух звуки т и д.

Предшествующая работа. Отрабатывались переднеязычные звуки верхнего подъема н, т.

Подготовительная работа. Выяснить, кто из детей ещё произносит эту группу звуков (н, т, д) при межзубном положении языка, чтобы дать своевременные и правильные указания, сочетая фронтальную работу с индивидуальной.

Упражнение «Забьём гвоздь молотком»

Краткое описание.

Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук д. Воспитатель проводит упражнение по подгруппам и следит, чтобы дети произносили звук д звонко, но не кричали. Потом он спрашивает: «Помните, как стучали колёса вагона? («Т-т-т».) А как молоток стучит о шляпку гвоздя? («Громко».) Молоток стучит громко, звонко. Постучим ещё раз: «д-д-д». Что делает кончик языка, когда мы говорим д?..» («Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами».)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении д кончик языка не высовывался между зубами. Звук д носит характер четкого удара, он не должен быть хлюпающим и не должен произноситься вместе с гласными, т.е. надо говорить д-д-д, а не дэ, ды или да. Обратить внимание детей на то, что звук д мы произносим звонко (но не кричим).


III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного чёткого произношения звука д во фразовой речи. Воспитание речевого дыхания.

Цель. Учить детей чётко произносить звук д в тексте стихотворения, произносить каждую строчку слитно, на одном выдохе.

Предшествующая работа. Было уточнено произношение изолированного звука д.

Подготовительная работа. Разучить с детьми текст стихотворения. Подумать, кому дать роль дятла (нужно эту роль давать в первую очередь тем, кто ещё нуждается в закреплении правильного произношения изолированного звука д ).

Игра «Дятел»

Краткое описание.

Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Дети произносят хором:

Дятел дерево долбит,

Дятел клювом дуб долбит,

На весь лес он стучит.

Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла, говорит: «д-д-д…» – и бьёт кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой и игра повторяется.

Методические указания. Следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, чётко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе.


Развитие речевого слуха

Тема. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.

Предшествующая работа. На музыкальных занятиях дети учились выполнять движения соответственно темпу музыки.

Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Игра «Угадай, как надо делать»

Краткое описание.

Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т.п.

Методические указания. Воспитатель должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя её 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.



Звук к

I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука к.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка.

Предшествующая работа. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами воспитывалось при отработке звуков и, э, поднимать заднюю часть языка вверх – при отработке звуков о, у.

Подготовительная работа. Потренироваться перед зеркалом в правильном выполнении упражнения.

Упражнение «Прятки»

Краткое описание.

Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает поиграть в прятки: «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок, вы его даже не увидите. (Показывает.) А сейчас, дети, откройте рот так, чтобы мы видели язык у нижних зубов… А теперь спрячьте язык далеко-далеко, а рот не закрывайте. У Вали хорошо спрятался язык. Иди, Валя, покажи, как ты умеешь прятать язык».

Проверять выполнение упражнения следует по подгруппам, чтобы воспитатель мог видеть каждого ребенка.

Методические указания. Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Воспитатель следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом всё время находится внизу. Если у кого-либо не получается это упражнение, надо деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка отодвинуть язык назад, слегка нажимая на кончик языка.


II этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Уточнение произношения звука к.

Цель. Добиваться чёткого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях, в ответах на вопросы.

Предшествующая работа. Уточнены движения языка, необходимые для правильного произношения звука.

Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает игрушки или картинки (курица, петух, воробей, кукушка, лягушка). Ещё раз проверяет, как дети произносят звук к, чтобы выяснить, кому необходимо уделить большее внимание.

Рассказ «Кто как кричит?»

Краткое описание.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идёт курица (достаёт игрушку, ставит на стол) и кричит: «Ко-ко-ко…» Как она кричит? («Ко-ко-ко».) Идём мы дальше, а курица кудахчет: «Куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес», -ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достаёт петуха) и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зёрна клюют (достаёт воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать ягоды, вдруг слышим, кукушка кукует (достаёт кукушку): «Ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку…».) Набрали ягод, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достаёт лягушку): «Ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли по лесу и вернулись домой».

Затем воспитатель спрашивает детей, кого они видели и кто как кричал.

Методические указания. Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук к чётко и отвечали на вопросы полным ответом.


III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание чёткого произношения звука к во фразовой речи и умения менять темп речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому.

Предшествующая работа. С детьми уточнено произношение звука к.

Подготовительная работа. Воспитатель разучивает с детьми стихотворение.

Игра «Дождик»

Краткое описание.

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение:

Капля раз, капля два, Стали капли поспевать.

Капли медленно сперва Капля каплю подгонять-

Кап, кап, кап, кап. Кап, кап, кап, кап (Хлопки учащаются.)

(Дети сопровождают эти слова Зонтик поскорей раскроем,

медленными хлопками.) От дождя себя укроем

(Дети поднимают руки над

головой, имитируя зонтик.)

Методические указания. Следить за правильным произношением детьми звука к, за сменой темпа и соответствием хлопков каждому слогу в словах.

Стихи и рассказы для закрепления произношения звука к

-Ква-ква, -квакает Вот так дом-

Квакушка Одно окно:

-Ку-ку!-кричит Кукушка, Каждый день

День целый по леску: В окне кино! (Телевизор.)

-Ква-ква!

-Ку-ку!

-Ква-ква!

-Ку-ку! Ку-ку!

Воробьи

Несли в кульке крупу. А в кульке дырка. Посыпалась крупа из кулька. Налетели воробьи: клюют, радуются.

Кукушка

-Ку-ку!

-Сколько лет нам, кукушка, жить?

-Ку-ку! Ку-ку!

-Мало, кукушка, мало!

-Куковала я вам, куковала, устала…


Развитие силы голоса

Тема. Изменение силы голоса.

Цель. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Предшествующая работа. Дети учились изменять силу голоса от громкого к тихому.

Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Игра «Вьюга»

Краткое описание.

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу воспитателя «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

Методические указания. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому воспитатель быстро сменяет один сигнал другим.


Звук ы. Описание правильной артикуляции

А) губы не напряжены;

Б) зубы разомкнуты;

В) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка высоко поднята к передней части мягкого нёба;

Г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот;

Д) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука ы, воспитание длительного ротового выдоха.

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы.

Предшествующая работа. Во второй младшей группе отрабатывались гласные звуки а, о, у, э, и.

Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображены пароход и лодка, плывущие по реке.

Игра «Пароход»

Краткое описание.

Воспитатель показывает картинку, на которой изображён плывущий по реке пароход, рассказывает: «Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход даёт сигнал: «ыыы…» Как загудел пароход? (Дети произносят: «ыыы…») Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход даёт сигнал: «ыыы…» Как пароход даёт сигнал? (Дети произносят: «ыыы…») Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку.

Давайте теперь поиграем».

Дети делятся на подгруппы. Каждая изображает пароходы. При встрече они сигналят: «ыыы…»

Методические указания. Следить, чтобы дети широко не раскрывали рот, не растягивали губы в улыбку, произносили звук ы длительно на одном выдохе.

Примечание. I этап можно не проводить, так как подъём спинки языка кверху выработан на звуках к, г, х.




III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание чёткого, правильного произношения звука ы во фразовой речи. Развитие речевого дыхания.

Цель. Упражнять детей в чётком произношении звука ы во фразовой речи. Учить произносить фразу из трёх-четырёх слов слитно, на одном выдохе.

Предшествующая работа. Уточнено произношение изолированного звука ы.

Подготовительная работа. Подобрать парные картинки (по количеству детей), в названии которых звук ы находится под ударением, например: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы и т.д.

Игра «Лото»

Краткое описание.

Выбирается ведущий, который показывает детям картинку, называет её и спрашивает: «У кого есть картинка «Рыба»? Ребёнок, у которого есть парная картинка, говорит: «У меня есть картинка «Рыба». Возьмите, пожалуйста, «Рыбу».

Методические указания. Следить, чтобы, называя картинки, дети голосом выделяли звук ы, произносили фразы слитно, на одном выдохе.


Развитие речевого дыхания

Тема. Выработка дифференцированного дыхания.

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

Предшествующая работа. Детей учили производить вдох ртом и выдох носом.

Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает для каждого ребёнка надувную игрушку маленького размера, такую, чтобы её можно было надуть за 3-4 выдоха.

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Краткое описание.

Воспитатель показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.






Звук с. Описание правильной артикуляции

А) губы в улыбке, зубы видны; зубы сомкнуты или сближены;

Б) широкий кончик языка упирается в нижние передние зубы;

В) передняя часть стенки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

Г) посередине языка идёт холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесённой ко рту;

Д) боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам и только посередине остаётся узкая щель в форме желобка;

Е) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идёт через рот.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.

Цель. Добиваться правильного изолированного длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с.

Предшествующая работа. Дети научились удерживать язык за нижними зубами, а губы в улыбке. Это умение отрабатывалось при проведении занятий на звуки и, э. На занятиях по звукам ф, в отрабатывалась длительная, целенаправленная воздушная струя.

Подготовительная работа. Уточнить, как произносят дети звук с, чтобы вовремя помочь каждому ребёнку.

Упражнение «Насос»

Краткое описание.

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Мы собираемся покататься на велосипедах. Но пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмём насос и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «ссс». Дети по очереди, а потом все вместе, подражая действию насоса,. Накачивают шины, длительно произнося звук с.

Затем воспитатель предлагает детям длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ. Дети отмечают, что губы в улыбке. «Правильно, подтверждает педагог, - губы улыбаются, зубы видны. А теперь ещё раз долго, сердито посвистим: покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка». Дети длительно произносят звук с, потом говорят: «Кончик языка спрятался за нижние зубы».

«А какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим с: тёплая или холодная? – спрашивает воспитатель. - Поднесите все руку ко рту и скажите с. (Воспитатель подносит тыльную сторону руки ко рту, показывая детям, как это надо сделать. Чтобы лучше ощутить воздушную струю, ладонь надо поставить горизонтально, тыльной стороной вверх, указательный палец должен находиться под нижней губой.) Какая струйка воздуха?» («Холодная».) Если кто-то скажет, что струйка тёплая, надо напомнить, как дети грели руки со звуком х, и предложить им поочерёдно длительно произнести звуки х и с, проверяя струю тыльной стороной руки.

Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка. Следует обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим звук с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесённой ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха. Чтобы помочь тем, кто произносит с нечётко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребёнка. Поэтому проверять произнесение детьми звука с лучше по подгруппам.

Примечание. I этап не проводится, так как основные движения языка и воздушная струя отрабатывались на звуках и, э, ф, в.


III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание чёткого произношения звука с в словах и фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах и выделении звука с боле длительным произнесением.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука с.

Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых звук с встречается в начале, середине, конце слова, например: самолёт, сумка, сани, слон, стакан, стол, стул, сова; лиса, весы, миска, автобус и др. Предметы, в названии которых имеется мягкий звук с, для этой игры не берутся, например, осёл, лось и т.п.

Игра «Магазин»

Краткое описание.

Воспитатель ставит на стол игрушки, предметы, в названии которых есть звук с. Он по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин, выбирают игрушку, которую хотят купить, показывают её всем детям, громко называют и идут на своё место. Когда все игрушки раскуплены, дети играют с ними.

Методические указания. Воспитатель вызывает вначале тех детей, которые хорошо произносят звук с. Если ребёнок затрудняется назвать предмет, педагог ему помогает. Называя предметы, необходимо звук с немного выделять, произнося его чуть длительнее.




IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука с в речи и чёткой дикции.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с во фразовой речи и добиваться чёткого произношения фразы в целом.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука с изолированного и в словах.

Подготовительная работа. Подобрать материал, соответствующий возрастным возможностям детей и продумать, какие вопросы по рассказам «Сонин уголок», «В саду» задать детям.

У сони свой уголок. Там стоят Сонин стол, стул. Стол стоит у окна. Окно выходит в сад. На окне стоят кактусы. На маленькой скамейке у стола Сонины куклы: Оксана и Алиса. Над скамейкой полка. На полке стоят Сонины книги. Соня любит свой уголок.

Соня и Саня в саду. У Сони совок. Она высыпает в миску сухой песок. У Сани самокат. Самокат стоит у скамейки. Саня на скамейке смотрит книгу. У Сони и Сани собака Бокс. Бокс в своей будке. У будки стоит миска. В миске суп для Бокса. В саду клумба. Соня и Саня сами посадили на клумбе маки. Высоко над садом летел самолёт. Соня и Саня увидели самолёт.

Чистоговорки

Самолёт построим сами, Спал спокойно сытый сом.

Полетит он над лесами… Видел сладкий, сладкий сон.


Идёт Петя во лесок, во лесок! Саня гуляла в лесу,

А у Пети туесок, туесок! Увидала в лесу лису.

Методические указания. Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук с, но не выделяли его.


Звук с

Артикуляция звука с (мягкого) такая же, как и с твёрдого (только средняя часть спинки языка поднята к твёрдому нёбу), поэтому I этап работы не проводится.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука с или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с и различать на слух звуки с и с’.

Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук с и различать звуки

ф-в, т-д.

Подготовительная работа. Подготовить по количеству детей картинки с изображением тонкой струйки воздуха, выходящей из насоса, и тонкой струйки воды, льющейся из крана (количество тех и других картинок должно на 2 превышать количество детей).

Игра «Угадай, что свистит»

Краткое описание.

Воспитатель показывает картинку, на которой изображён насос, и просит детей сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С-с…») «Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: «с-с…» Как он свистит? («Сердито»: «с-с».)

А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льётся из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сьсьсь…» Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды…

А теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («С-с».) Опустите. Поднимите картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит струйка воды? («Сьсьсь».)

Сейчас я проверю, кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы поднимете картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко: «сьсьсь», вы поднимете картинку со струйкой воды».

(Сначала можно вызвать двух детей, которые хорошо умеют различать на слух эти звуки, потом провести игру со всеми детьми или по подгруппам.)

Методические указания. Когда воспитатель произносит звук с, ему надо больше улыбаться, т.е. оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.


III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание чёткого, правильного произношения звука с в словах.

Цель. Добиваться правильного произношения звука с’ в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука с’.

Подготовительная работа. Выяснить, кто из детей недостаточно чётко произносит звук с’, чтобы обратить на них особое внимание. Приготовить красивую коробку и картинки, в названии которых звук с’ присутствует в разных частях слова, например: сирень, письмо, сосиски, велосипед, беседка, васильки, гусь, лось, листья, рысь, такси и т.п. При подборе материала надо помнить, что звук с перед мягкими т, л, н произносится мягко, например: стена, костюм, слива, ослик, брусника, градусник.

Игра «Чудесная коробочка»

Краткое описание.

Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает её детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете её детям и громко, чётко назовёте , что на ней нарисовано».

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что, когда накачивали насосом шину, воздух свистел сердито, и на предыдущих занятиях они познакомились с сердитым звуком с. А сегодня они будут произносить звук с по-другому – мягко.


IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного, чёткого произношения с в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с’ во фразовой речи.

Предшествующая работа. Уточнено произношение звука с’ в словах.

Подготовительная работа. Подобрать по данному ниже образцу материал (рассказ, стихи, чистоговорки) и продумать, как его дать детям.

«Семья»

Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей.

Методические указания. Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук с, но не выделяли его во фразовой речи (чтобы не нарушалось восприятие текста).

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков с, с’

Сели дети на салазки, Сыпься, сыпься

Как блестят весельем глазки! Снег, снег.

Покатились, понеслись, Посыпай

Покатились по льду вниз. Всех, всех!

* *

Сеня, погляди в окно. До свиданья, сад, сад,

Сколько снегу нанесло! Все осинки спят, спят,

И в лесу, и в саду, И мы сами спать пойдём,

Сосны, ели – всё в снегу. Только песенку споём.


Сонный день, Сосулька испугалась высоты,

Сонный день, Сосулька от испуга стала плакать;

Сонным ветрам дунуть лень, И потому опять настала слякоть.

Сонным курам клюнуть лень,

Сонный день,

Сонный день…


Едут Сеня, Саня с Соней Слоны умны,

На санках: санки скок, Слоны смирны,

Сеню с ног, Саню в бок, Слоны спокойны

Соню бух в сугроб. И сильны.


В лесу темно, В воде искупался,

Все спят давно. А сух остался. (Гусь.)

Одна сова не спит,

На суку сидит. Мы сидим на лесенке,

И поём мы песенки.

Звук з

При произнесении звука з:

А) кончик языка упирается в нижние передние зубы;

Б) губы растянуты, словно в улыбке, и не закрывают зубов;

В) зубы сомкнуты или сближены;

Г) воздух выдувается с силой посредине языка: поднеся ладонь ко рту, можно почувствовать холодную струю;

Д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука з или вызывание его по подражанию, развитие силы голоса и фонематического слуха.

Цель. Добиваться от каждого ребёнка правильного, звонкого произношения звука з, умения различать на слух звуки с – з.

Предшествующая работа. Дети учились правильно произносить звук с; различать звуки ф – в, т – д.

Подготовительная работа. Уточнить, как произносят дети звук з, чтобы вовремя помочь каждому ребёнку.

Игра «Комары»

Краткое описание

Воспитатель вспоминает с детьми поездку на дачу. «Помните, как большие комары сердито звенели по вечерам и надоедали нам? Сейчас мы поиграем в «комаров».

Дети делятся на 2 группы: одни изображают комаров, другие – гуляющих детей. Комары, произнося звук з – «ззз…», бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в домики (отгороженные углы комнаты). Потом участники игры меняются ролями.

Затем дети рассаживаются по местам. Воспитатель показывает картинку, на которой изображён большой комар, и спрашивает: «Как сердито звенит этот комар?»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что сердитый звон комаров напоминает звук з, что когда накачивали шину насосом, то воздух, выходящий из насоса, свистел тихо, голоса не было слышно, а комары звенят звонко, слышен голос. Он предлагает детям приложить тыльную сторону руки к шее спереди, чтобы ощутить, как дрожит горло, и рассказывает, что горло – домик голоска; голосок так звонко поёт песни, что даже стенки домика дрожат.

Чтобы услышать, как произносит звук каждый ребёнок, а затем дать ему правильные указания, педагог по подгруппам проверяет, как каждый ребёнок подражает звону сердитых, больших комаров.

Затем воспитатель раздаёт всем по 2 картинки с изображением насоса и комара. Он длительно произносит то звук с, то звук з, а дети показывают соответствующие картинки.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук з, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием воздушной струи и голоса.

Примечание. I этап не проводится, так как движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для произношения звука з, были отработаны на звуке с.


III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука з в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука з.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает пары одинаковых картинок по количеству детей. Звук з в них должен находиться в начале и середине слова, например: зайка, замок, завод, забор, зонт, звонок, ваза, коза, звезда, гнездо, Незнайка, роза, мозаика, берёза и др. (берётся только твёрдый звук). Не следует брать слова, в которых звук з стоит перед глухими согласными или в конце слова, так как в таких случаях согласно орфоэпическим нормам произношения он оглушается и произносится как с: блузка, глаз.

Игра «Назови картинку»

Краткое описание.

Дети сидят за своими столами. На столе у воспитателя стопка картинок (рисунками вниз). Такие же картинки он раздаёт детям.

Педагог вызывает ребёнка, который снимает из его стопки верхнюю картинку и, показывая всем, говорит: «Я взял зайку». Тот, у кого есть пара к этой картинке, встаёт, показывает свою картинку и говорит: «И у меня зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока к каждой картинке не будет найдена пара.

Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети называли картинки чётко, звонко произнося звук з (первую картинку он называет сам).


IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного произношения звука з в речи и чёткой дикции.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з и в чётком произношении фраз.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука з, изолированного и в словах.

Подготовительная работа. Продумать, какие вопросы можно задать детям по содержанию рассказа «Подруги», какую загадку предложить для заучивания наизусть.

«Подруги»

Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зое мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело, Узловат Кузьма,

Запилила и запела. Развязать нельзя. (Цепь.)

Ела, ела дуб, дуб, Сам дней не знает,

Поломала зуб, зуб. (Пила.) А другим указывает. (Календарь.)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах.

Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук з правильно.








Развитие речевого слуха

Тема. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Цель. Учить детей по изменению голоса определять персонаж.

Предшествующая работа. Дети учились определять на слух силу и высоту голоса.

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки: волк пришёл в избушку к козлятам; волк пришёл к своим волчатам; волк пришёл к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.

Игра «К кому пришёл, от кого ушёл волк?»

Краткое описание.

Воспитатель ставит на доску 3 картинки, на которых изображён волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришёл с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал – козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трём другим картинкам (фраза Волк ушёл говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

Методические указания. Дети должны внимательно слушать воспитателя, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?».


Звук з. Артикуляция звука.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении з (з мягкого) такое же, как и при произнесении з (з твёрдого) (только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу), поэтому I этап работы не проводится.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука з или вызывание его по подражанию. Развитие фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук з и различать на слух звуки з и з.

Предшествующая работа. Детей учили правильно произносить звук з и различать звуки с и с’.

Подготовительная работа. Подготовить раздаточный материал: картинки с изображением большого комара и маленького комарика.

Игра «Угадай, какой комар звенит»

Краткое описание.

Воспитатель вспоминает с детьми, как сердито звенел большой комар: з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким комариком и говорит, что он звенит ласково, мягко: зьзьзь. Дети повторяют звукоподражания.

Затем педагог раздаёт всем по 2 картинки. На одной изображён большой комар, на другой – маленький. Воспитатель попеременно подражает то сердитому звону большого комара, то мягкому – маленького. Дети должны показывать соответствующие картинки.

Методические указания. Воспитатель должен произносить звуки з и з длительно, фиксируя внимание детей на том, что песенка большого комара сердитая, твёрдая, а маленького комарика – ласковая, мягкая.


III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание чёткого, правильного произношения звука з в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з’ в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука з’.

Подготовительная работа. Подобрать парные картинки (по количеству детей в группе), например: земляника, зебра, зеркало, зефир, газета, магазин, озеро, обезьяна, корзина, гвоздика, узел, козёл, гвозди, резинка и др. Звук з’ не должен стоять перед глухими согласными или в конце слова, так как в этих положениях он оглушается и произносится как с’, например: князь, лезть. Кроме того, при подборе материала надо помнить, что з перед мягкими д, л, н произносится мягко, например: гвозди, козлик, кузнечик.

Игра «Назови картинку»

Краткое описание.

Воспитатель часть картинок кладёт на свой стол рисунками вниз, остальные раздаёт детям. Вызванный ребёнок берёт картинку, громко, чётко её называет. Тот, у кого имеется парная картинка, должен выйти к столу педагога и назвать её. Затем оба ребёнка отдают свои картинки воспитателю. Так разбираются все картинки.

Методические указания. Добиваться, чтобы при назывании картинок дети произносили звук з боле чётко, чем остальные звуки. Обратить их внимание на то, что во всех словах – названиях картинок мы произносим звук з мягко, ласково.


IV этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание правильного, чёткого произношения звука з в речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з’ во фразовой речи.

Подготовительная работа. Приготовить красивую резиновую куклу в зелёном платье, с зелёными ленточками в косичках и предметные картинки, использованные в предыдущей игре.

Игра « Подарки кукле Зине»

Краткое описание.

Воспитатель вносит нарядную резиновую куклу, рассказывает: «Ребята, это кукла Зина. Её купили в магазине. Она резиновая. И ножки у Зины резиновые, и ручки у Зины резиновые. Щёчки резиновые, носик резиновый. Как зовут куклу?.. Где её купили?.. Из чего у неё сделаны руки, ноги, щёки, нос?..» Дети отвечают.

Воспитатель продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом. Потом воспитатель предлагает сделать Зине подарки. На столе стопкой лежат картинки (рисунками вниз). Вызванные дети берут по одной картинке и говорят: «Я дарю Зине землянику» и т.д.

Методические указания. Воспитатель должен чётко произносить звук з. Дети должны давать полный ответ, так же чётко произносить звук з’, но не выделять его.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков з и з’

К нам зайдёт Новый год,
Заведёт хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
*
Захар змея запускает,
Зоя с зайкою играет,
Зина в лес пошла,
Землянику нашла.
*
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шиша под ёлкой молчит,
*
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.
*
Зелёная берёза
Стоит в лесу.
Зоя под берёзой
Поймала стрекозу.
*
Идёт коза, коза-дереза,
За-за-за, за-за-за.
Злые глаза у козы-дерезы,
Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
Козлята идут вместе с козой,
Зой-зой-зой, зой-зой-зой.
Зоя ведёт козлят и козу,
Зу-зу-зу, зу-зу-зу.

Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную музыку мне.
*
Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так капустки хотят.





*
Зоя - зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
*
Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик.)
*
Вот весёлая затея -
Запускать на нитке змея.
*
Зажглась зелёная звезда…
Запустим звездолёт туда!


Звук ц

Звук ц образуется в результате быстрого слияния звуков т и с.

При произнесении звука ц кончик языка сначала упирается в нижние резцы (примерно как для звука с). Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом (около альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. Когда происходит выдох, передняя часть языка размыкается с нёбом, кончик языка отскакивает от нижних резцов.

Поднеся ладонь к губам, можно почувствовать умеренный толчок холодной воздушной струи.

Губы при произнесении звука ц раздвинуты в улыбке, зубы сомкнуты или сближены.

Зубы размыкаются при произнесении звука ц в прямых слогах (ца, цо…).

Звук ц – твёрдый, глухой.

Если ребёнок не правильно произносит звуки т и с, не следует начинать постановку звука ц. Прежде необходимо научить ребёнка произносить эти звуки. При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха сильная, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт звуку ц свистящий оттенок. Но хорошее произношение звуков т и с по отдельности не обеспечивает овладение звуком ц по подражанию.


II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ц или вызывание его по подражанию.

Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука ц.

Предшествующая работа. Отработаны звуки т и с, лежащие в основе звука ц.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук ц, чтобы вовремя и правильно помочь каждому ребёнку.

Упражнение «Тихо, тихо»

Краткое описание

Дети сидят на стульях полукругом. Каждый держит на руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо-тихо»: «ц-ц-ц…» Дети грозят куклам пальцем и говорят: «ц-ц-ц…» Заметив, кто из детей произносит звук ц неправильно или тихо, воспитатель говорит: «Все куклы у нас успокоились, а у Вали кукла шалит. Успокой, Валя, свою куклу».

Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук ц, необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Если у ребёнка звук ц не получается, надо предложить ему многократно слитно произносить звуки тс, всё убыстряя темп, пока не послышится звук ц.

Примечание. I этап не проводится, так как ранее были отработаны звуки т и с, однотипные по артикуляции со звуком ц.


III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение правильного произношения звука ц в словах. Развитие фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах.

Предшествующая работа. Уточнено изолированное произношение звука ц.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых имеется звук ц в начале, середине и конце слова, например: цапля, цыплёнок, пуговицы, птица, заяц, цветок, цепь, блюдце и др.

Игра «Разведчики»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям предметы, игрушки. Они называют их. Дети, назначенные разведчиками, выходят из комнаты. Воспитатель вместе с оставшимися детьми раскладывает предметы в разных местах комнаты. Разведчики, возвратившись, разыскивают предметы, показывают, называют. Затем разведчиками становятся другие дети и раскладываются новые предметы.

Методические указания. Называя предметы, дети должны чётко произносить звук ц, но не тянуть его, а то будет слышаться звук с. Необходимо помнить, что звук ц произносится всегда твёрдо, поэтому после ц звук и произносится как ы: цирк, мотоцикл.


IV этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, чёткого произношения звука ц в речи, развитие речевого дыхания.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырёх-пяти слов.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ц и в словах.

Подготовительная работа. Подготовить предметы, в названии которых имеется звук ц, и продумать, кому и для чего они нужны.

Игра «Что кому?»

Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе предметы. «Сейчас, дети, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая детей по очереди, он говорит: «Дедушке для часов подарили…» («Цепочку».) Или: «Портнихе для работы нужны…» («Ножницы».) Ребёнок называет подходящий предмет и показывает его.

Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы ребёнок давал полный ответ, чётко произнося звук ц. На один и тот же вопрос могут ответить 3-4 человека.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука ц

Цып, цып, цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце

Все они напьются.


В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!


Любовалась цыплятками курица

Что ни цыплёнок-то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!


Полон хлевец белых овец. (Зубы.)


Гололедица

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается,

Почему ж никто

Не радуется?

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят,

Привела их с улицы

Беленькая курица.

Миленькая курица

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.


Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «ц»:

-Подойди, цыплёнок Цып,

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.


Курица волнуется,

Не пугайте курицу.


Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит

И-прилунится. (Ракета.)

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Берега.)


Примечание. В конце слова сочетание тся произносится как ца.

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!