СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Дислексия"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация разработана для родителей, имеющих детей с нарушением чтения. В консультации разъясняется понятие дислексии, даются полезные советы родителям, а также представлены игры и упражнения для профилактики и коррекции дислексии дома. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Дислексия"»

Проблемы с чтением



Овладение чтением является сложной и напряженной для ребёнка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется ещё и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс ещё более сложным и приводит к стойким нарушениям чтения.

Что такое дислексия?

Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.

Дети с дислексией допускают при чтении следующие ошибки: пропускают звуки, слова и предложения, добавляют ненужные звуки и слова, искажают звучание слов, меняют буквы и слова местами, заменяют слова, иногда пропускают начальные слоги слов, не дочитывают окончания слов, перескакивают со строчки или теряют строчку, не понимают смысла прочитанного, темп чтения медленный.



Несколько полезных советов родителям:

  • Подход «больше читать» успеха не принесет. Не заставляйте ребенка многократно перечитывать и читать большие тексты. Это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Лучше читать меньше, но качественнее.

  • Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению.

  • Откажитесь от проверок чтения на скорость. Не торопите его при чтении.

  • Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его только с ним самим на предыдущем этап.

  • Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению ошибок это не поможет, а только снизит желание учиться. Но и хвалить без причины тоже не стоит.

  • На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

  • Старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Чаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.

























































И

Если ребёнок путает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, рисовать на манке, обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Приём «Дермолексия» - на ладони ребёнка рисуем букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Корректурные пробы - возьмите листок из старой детской книги, журнала или газеты и предложите зачеркнуть на нём ту букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы В на этой странице» или «Зачеркни буквы А, буквы О обведи в кружок».

«Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, предлагается запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, в это время убираете одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её.

«Творческое создание» букв – предложить букву дописать по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)



гры-упражнения для профилактики и коррекции дислексии







Чтение слоговых таблиц - попросите ребёнка прочитать слоги, записанные в слоговой таблице. Предложите почитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.

«Какой слог лишний» - положите на столе карточки со слогами, например: РО, СО, МЫ, КО, попросите найти лишний слог и пояснить, почему он лишний. В нашем случае это «МЫ», так как в других слогах есть гласная О.

Снова возьмите карточки со слогами, например: «КА, ПА, ГА, ЗА». Назовите слово, не произнося последний слог. Ребёнок должен выбрать нужный слог и дочитать конец слова. Например, «соро-КА, ко-ЗА, раду-ГА».

Из "рассыпавшихся" слогов предложите составить слово: НИ-СА – СА-НИ, КА-ЖИН-СНЕ – СНЕ-ЖИН-КА.

Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА»

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ



1. прочти, спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6.прочтать слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

«Найди слово» - «Внимательно просматривай строчки. Если увидишь среди букв слово — подчеркни его карандашом».

КОРИМРЬТСГОЦЛШЧШДВСОБАКАТИРФХГОЕЛИТСНЕГТ

ТЬОАКУЛАИТЧЬЛДЦФЛГАЖЮБЬЧЖИВОТКОПРТМИРЙ

ЬТЯЧБЬТМРОЗАГИГОРАИТМРОЫРОБОТИТСОЛГОФШГУ


Чтение однокоренных слов - дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по

смыслу.




ГОРА ГОРЕ

ГОРКА ГОРЬКО

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ


Морской бой - По краям таблицы проставляются

цифры. Каждому ребенку дается шифр, разгадав который ребенок отгадает слова. (Продолжив эту игру можно дать задание с найденными словами составить словосочетания или предложения). Можно, наоборот, построить работу таким образом, чтобы ребенок сам зашифровал слова. Подобные игры делают тренировочные задания менее скучными, вызывают интерес у детей.

«Чтение слов написанных наоборот» - читаем слова справа на лево. Например: лобтуф – футбол, кимод – домик, ьдевдем – медведь

«Пол арбуза» - Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами. Для этого надо на книжку положить непрозрачную линейку так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Необходимо прочитать текст, видя только верхушки букв.





Затем положить линейку так, чтобы была видна нижняя часть слова. Читаем.

«Прыжок-Остановка» - даете команду: «Прыжок». Ребенок начинает читать текст. По команде «Остановка» ребенок отрывает взгляд от страницы. Задача ребенка – по команде «Прыжок» быстро найти то место, на котором он остановился в прошлый раз.

Выполнение практических действий по письменным инструкциям. Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!