Консультация для педагогов
«Развитие базовых эмоций и воли»
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов.
Задачи:
Познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.
Научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию у детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.
Оборудование: клубок, цветик-восьмицветик, мяч, лепестки разного цвета.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами.
Сегодня мы поговорим на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Давайте сначала посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие. Поиграем в игру.
Игра «Разноцветное настроение»
Эту игру вы можете использовать в работе с детьми, она может служить своеобразным диагностическим материалом, тогда когда ребенок приходит в детский сад, уходит из детского сада.
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные лепестки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать. (играть в подвижные игры).
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется общаться с другими людьми.(разговаривать и играть с ними)
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть,
почитать интересную книгу, послушать спокойную музыку, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Педагоги обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
А давайте мы поделимся своим хорошим настроением с другими, а у кого было хорошее настроение – обменяемся.
Упражнение: «Поздороваемся ладошками»
Предлагаю поздороваться ладошками. По кругу, по очереди, называя свое имя, взглядом, улыбкой, прикосновением передадим свое хорошее настроение соседу.
Молодцы! С этим зарядом положительных эмоций мы отправимся дальше.
Упражнение: «Назови эмоцию»
А сейчас я попрошу вас назвать эмоции, какие вы знаете. Замечательно. Ну, а сейчас мы потренируемся в изображении эмоций и немного расслабимся.
Игра «Морщинки».
Цель – снятие напряжения. Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
Ну, а мы, переходим к теме нашей встречи.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
Эмоции, с одной стороны, является «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, гиперактивности, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Их нужно этому учить. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, у них развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
А как вы работаете над развитием эмоционального мира детей в группе? Поделитесь своими наработками.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Упражнение «Доброе животное»
А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представим, что мы одно большое, доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем как бьется его сердце и изобразим. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо всем.
Ну, а сейчас давайте оценим полезность данного материала. Выберите лепесток любого цвета (красный, синий, зеленый) и закончите любое из предложенных предложений:
- Во время занятий я поняла, что…
- Самым полезным для меня было…