СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Применение ИКТ в педагогической деятельности воспитателя»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Применение ИКТ в педагогической деятельности воспитателя»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Применение ИКТ в педагогической деятельности воспитателя»»

Областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом  для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»



Типаева Диляфруз Одилжоновна,

воспитатель ОГКУ «Детский дом «ПЛАНЕТА»


Консультация для педагогов «Применение ИКТ в педагогической деятельности воспитателя»

Сегодня в нашей стране одним из приоритетов образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На протяжении многих лет в печати дискутируется проблема разработки и внедрения ИКТ в ДОУ. Такие специалисты в области дошкольного образования как, Комарова Т.С., Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с детьми.

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений. К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах, приютах, интернатах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами, воспитателями задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Согласно Федеральному Государственному Стандарту воспитатели реабилитационных центров участвует во внедрении и адаптации новых программ работы в центре (мультимедийные техно­логии, ИКТ - технологии). Несомненно, каждый детский сад, центр, интернат должен повышать качества воспитательно - образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий при переходе на ФГОС.

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей несовершеннолетних. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду, центре, интернате в работе с детьми, начиная с пяти лет.

Педагоги, изучающие использование компьютерных сред (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что их использование является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Педагог-воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Основными направлениями использования ИКТ должны подчиняться следующей цели: приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения должно позволять стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Существуют и диагностические, и развивающие, и обучающие игры. Необходимо отдать предпочтение обучающим, развивающим играм. Среди подобных можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик». Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью творческое развитие детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Но периодическое использование ИКТ и главное дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Наш опыт показывает, что дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости, помогает наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Важно помнить, что большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Очень важно разрабатывать технологии с включением ИКТ на комплексных занятиях (досугах) по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия должны включать в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГОС.

Грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса компьютерных программ для дошкольников должны широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.

В настоящее время основная задача развития ИКТ в реабилитационном центре – это создание комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения реабилитационной программы.

Литература:

  1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

  2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

  4.  Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!