СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Межпрофессиональное взаимодействие социального педагога в работе с детьми с отклонениями в поведении»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Межпрофессиональное взаимодействие социального педагога в работе с детьми с отклонениями в поведении»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Межпрофессиональное взаимодействие социального педагога в работе с детьми с отклонениями в поведении»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


Михайлова Ирина Николаевна,

социальный педагог


Консультация для педагогов «Межпрофессиональное взаимодействие социального педагога в работе с детьми с отклонениями в поведении»


Согласно должностной инструкции одна из функциональных обязанностей социального педагога – организация профилактики возникновения любого вида девиаций; предупреждение формирования асоциальных и антисоциальных морально-нравственных установок. Являясь посредником в системе взаимодействия «личность-семья-общество», социальный педагог выполняет роль связующего звена между подростком и государственно-общественными, социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о несовершеннолетнем и его семье. Социальный педагог устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к участию в деятельности, взаимодействует с психологами, врачами, юристами, специалистами центров досуга, представителями органов власти и общественности.

В этих условиях, межпрофессиональное взаимодействие специалистов играет роль фактора, стабилизирующего и обеспечивающего процесс выявления и сопровождения детей и подростков с отклонениями в поведении.

Профессиональное взаимодействие может осуществляться в нескольких направлениях.

1. Функционально-ролевое взаимодействие с членами педколлектива

2. Профессиональное взаимодействие со специалистами различных служб

Таким образом, социальный педагог формирует систему действия, включающую его самого и тех людей, с которыми он сотрудничает.

Основные этапы работы с детьми девиантного поведения

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам в силу переходного возраста. Подростки, имеющие ситуативные, временные проявления отклонений, такие как пропуски учебных занятий, нарушение дисциплины, конфликтность (как со сверстниками, так и с преподавателями), есть, к сожалению, почти в каждом классе нашей школы. Но подробнее хотелось бы остановиться на тех подростках, которые имеют устойчивые формы отклонений в поведении и состоят на разных формах учета.

Процесс коррекции и профилактики девиантного поведения, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Дать рецепт на каждый трудный случай невозможно, но можно наметить общие этапы работы с социально-дезадаптированными детьми.

1. Выявление социально-дезадаптированных подростков (составление банка данных). Для этого проводится комплексное диагностическое обследование учащихся, в котором задействованы классный руководитель, психолог, социальный педагог. Классный руководитель ведет систематическое наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия со взрослыми и т. д. В результате - выявляет детей с отклонениями в поведении. Педагог-психолог, проводит тестирования в классах и выявляет дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоциональноволевой сферы (повышенную тревожность, агрессивность, акцентуацию характера). На основании данных, полученных от классного руководителя и педагогапсихолога, социальный педагог исследует социальную ситуацию, провоцирующую дезадаптацию подростков (неблагоприятно складывающиеся детско-родительские отношения, характер межличностных отношений, социально-психологический климат в коллективе сверстников, социометрический статус подростка в группе). По результатам всех проведенных исследований выявляются социальнодезадаптированные подростки. Решением школьного Совета по профилактике (по представлению классного руководителя: приложение №3, согласно положению о постановке: приложение №4) учащиеся с отклонениями в поведении ставятся на внутришкольный учет. Анализируя социальный статус учащихся можно сделать следующий вывод: все учащиеся девиантного поведения из неблагополучных семей (5 семей - асоциальные, 12 – педагогически несостоятельные). Есть дети, которые проживают в семьях с повторными браками, пьющими родителями; в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными, но в них отсутствует эмоциональная целостность во взаимоотношениях (т.е. в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями случаются частые конфликты). Из 17 семей только 6 семей - полные, из них - 2 семьи с повторными браками. Из 11 неполных семей – 8 семей, где родители разведены, 3 семьи относятся к категории «потеря кормильца». Все эти признаки неблагополучия отражаются на детях и являются причиной девиации подростков. Поэтому работа по профилактике и коррекции девиантного поведения необходима не только с подростком, но и с его семьей. На учащихся, состоящих на разных формах учета, составлен банк данных. Заведены личные дела, в которых – учетные карты с полной информацией о несовершеннолетнем и его семье, психолого-педагогическая характеристика, составленная классным руководителем и психологом, акт обследования семьи, информация о проделанной работе с подростком. На внутришкольный учет поставлены также все семьи этих учащихся как неблагополучные. Владея полной информацией о подростке можно перейти к следующему этапу работы. 2. Установление контакта с девиантными детьми. Установление контакта с подростком - важное условие, без которого не может состояться процесс коррекции отклонений в поведении. Подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Поэтому необходимо сократить дистанцию в общении с ними, выстроить доверительные отношения. Установление контакта происходит через индивидуальные беседы, во время проведения которых, социальный педагог должен соблюдать определенные правила: • сдержанное, ровное отношение; • отсутствие эмоциональных реакций, советов, уверений, навязчивости; • необходимо подчеркивать положительные и учитывать негативные качества подростка, • необходимо выяснить качества, которые мешают общению; • беседа должна быть непринужденной на отвлеченные темы. Только установив контакт с подростком, можно перейти к следующему этапу работы. 3. Коррекционная работа, в которой задействованы: социальный педагог и педагог-психолог. Коррекционная работа предполагает работу с конкретными отклонениями в поведении и направлена, прежде всего, на подростка. Также эта работа направлена на исправление педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. В программу коррекционных мероприятий входят: индивидуальные занятия, тренинги и консультации с подростками; консультирование родителей, педагогов с целью помочь взрослым понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, избежать ошибок в воспитании, ведущих к нервнопсихическим срывам подростков, к дезадаптации их поведения и деформации личностного развития. Для того чтобы скорректировать негативные поведенческие проявления, необходимо научить подростка владеть своими эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагировать на критику; научить умению противостоять вредным привычкам. Важно чтобы дети сами научились оценивать свои поступки, их причины, собственные положительные и отрицательные стороны и самостоятельно находить формы правильного поведения. 4. Профилактическая работа. Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта истина касается и отклонений в развитии личности. Поэтому профилактика является наиболее гуманным и эффективным видом профессиональной деятельности социального педагога. Можно выделить три группы профилактических мер. Первая группа - профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал. Дает советы по организации домашнего задания, предупреждая, таким образом, педагогическую запущенность и неуспеваемость. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, предупреждая тем самым развитие негативных личностных проявлений. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий к специальной. Специальная профилактика - это система мер, ориентированная на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости и т.п. В нашей школе, согласно Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводится и специальная, и общая профилактика девиантного поведения. Я считаю, что общая профилактика отклонений в развитии личности ребенка особенно необходима в раннем возрасте, т.е. начинать ее нужно уже в начальных классах. Возраст подростков, совершающих правонарушения с каждым годом становится все моложе. На городской учет попадают дети, которые обучаются в начальной школе. Происходит это, в основном, из-за попустительства родителей. Поэтому профилактические мероприятия должны проводиться и с семьей ребенка. Необходимость проведения профилактики в раннем возрасте связана также со следующими причинами: • именно детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности; • в детстве закладываются нравственно-этические эталоны; • в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность; • нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; • в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью; • в этом периоде ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги - его главные авторитеты. Профилактические мероприятия в школе осуществляются согласно годовому плану «профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек» (приложение №5). Профилактика ведется по нескольким направлениям: • Организационная работа • Профилактическая работа с классами • Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета Например: проводятся индивидуальные профилактические беседы («Ты и твоя семья», «Как преодолеть свои недостатки», «Подросток и закон» и т.п.); осуществляется контроль за посещением занятий и успеваемостью учащихся, состоящих на учете. • Профилактическая работа с родителями, ранняя профилактика семейного неблагополучия Например: посещение учащихся на дому с целью обследования социальнобытовых условий проживания, контроля за семьей и учащимся; проведение профилактических бесед, индивидуальных консультаций с родителями; организуются родительские собрания, посвященные вопросам здоровья, воспитания подрастающего поколения; правового просвещения родителей. На собрания приглашаются врачи детской поликлиники, наркологии; инспектора ПДН: начальник отдела – Кривдина М.И., инспектор – Подкладкин С.С. • Деятельность совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе • Профилактика наркомании, негативных привычек Например, в школе уже стало традицией проведение месячника «Молодежь за здоровый образ жизни», недели «Правовых знаний», ежегодно проводится акция «1 декабря – День борьбы со СПИДом». Во время проведения этих мероприятий проводятся тематические классные часы, на беседы с учащимися приглашаются врачи-специалисты: подростковый нарколог Большухина М. В., психолог наркодиспансера Мичурина С.А., врач-венеролог Шишкова Г.В., врач-гинеколог Борисова З. К.; также приглашаются инспектора ПДН Павловского РОВД: Подкладкин С.С., Сумзин В.Л., Каширников А.В. и начальник ПДН – Кривдина М.И. • Психопрофилактика • Коррекционно-развивающая работа • Консультативная работа Таким образом, в школе ведется целенаправленная профилактическая работа со всеми учащимися, также много внимания уделяется индивидуально- профилактической работе с детьми девиантного поведения; профилактические мероприятия осуществляются совместно с членами педагогического коллектива, а также со специалистами других ведомств и служб помощи детям и их семьям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!