Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка Ульяновской области»
социальный педагог
ИВАНКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Консультация для педагогов «Использование методик и технологий развивающего характера в работе со старшими дошкольниками»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.
Презентация по теме.
Слайд 1.
Сегодня я представлю свой опыт работы по теме «Использование методик и технологий развивающего характера в работе со старшими дошкольниками»
Слайд 2.
Моей целью сегодня является:
Познакомить вас с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя методики и технологии развивающего и продуктивного характера;
повысить интереса педагоговк поиску интересных методик и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.
Слайд 3
В настоящее время существуют множество методик технологий, применяемых в дошкольных учреждениях:
методика Воскобовича
развивающие игры Никитина
методика Золтана Дьенеша
методика Кюизенера
методика Марии Монтессори
«Игровые технологии»,
«Развивающее обучение»,
«Математическое моделирование»,
«Step by step»,
«Наглядное моделирование».
Слайд 4
Все они преследуют одну цель- улучшить способности педагогической системы образовательного учреждения, достигать качественно более высоких результатов образования.
Одна из составляющих -это создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению.
Слайд 5
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – это решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;
А вот овладев логическими операциями,
- ребенок станет более внимательными, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы,
-учиться станет легче, а следовательно и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план.
В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методик и технологий организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждения
Слайд 6 Начну с методик:
Это методика Воскобовича. Использую такие игры как «игровой квадрат» (игра направлена на развитие у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков)
«геоконт»( направлена на развитие моторики кисти и пальчиков; сенсорных способностей (освоение цвета, формы, величины), мыслительных процессов конструкторских способностей, творчества,
Слайд 7 «Цифра - домино» (развитие объема и концентрации внимания, умений анализировать, сравнивать, синтезировать,
мысленно составлять образ цифры и квадрата из частей), «Чудо-крестики» (развитие воображения, сенсорных,математических способностей, мыслительных операций)
Слайд 8
Следующее – также в моей деятельности применяю развивающие игры Никитина. Наример такие игры как «сложи квадрат»- игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на простые), «дроби» - игра направлена на развитие навыков устного счета, усвоение дробей»,
Слайд 9 игра «сложи квадрат», «уникуб» которые способствуют развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать.
Слайд 10 методика Золтана Дьенеша. Всем знакомые «Логические блоки Дьенеша» (развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение и т. д.) С детьми можно поиграть в такие игры как «продолжи цепочку», «что изменилось», «подбери фигуры». Вы видете примеры этих игр на экране.
Слайд 11 методика Кюизенера и всем известные «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Игры с палочками Кюизенера развивают представления о числе, отношении больше - меньше, целое – часть, о понятии «мерка»; формируют понятия: «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…» и др.; развивают мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение и т. д.
Слайд 12 методика Марии Монтессори, которая очень часто используется в разных видах деятельности в детском саду.
Игры Монтессори помогают развивать внимание, творческое и логическое мышление, память. Речь, воображение, моторику.
Слайд 13 Также в своей деятельности с детьми я использую ряд технологий.
Основная технология в дошкольном возрасте это игровая технология. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Всё это проходит в игровой форме.
Слайд 14 Используются словесные игры
Вашему вниманию представлены слайды, где в совместной деятельности с воспитателем проводятся подобные игры
Слайд 15
Взаимодействие с окружающей средой один из принципов развивающего обучения. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. В своей работе я опираюсь на принцип развивающего обучения.
Слайд 16
Детям стараюсь не только давать знания, формировать умения, но и развивать все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также, волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивать личность ребенка в целом.
Через использование образовательных технологий у детей развиваю такие качества, как творчество, самостоятельность, инициативность, интеллект, коммуникативность.
Используется работа малыми группами в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей
Слайд 17.
Следующая технология которую я использую это Математическое моделирование
Эту технологию можно классифицировать по логике действий, выделяя: математические развлечения; логические игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения. («Танграм»,«Сфинкс», «Листик», «Коломбово яйцо»).Во всех видах деятельности применяются логические операции :анализ, синтез, классификация, сравнение, умозаключение.
Слайд 18
На слайде представлены фото, где дети как самостоятельно, так и совместно с воспитателем используют некоторые виды математического моделирования
Слайд 19. Наглядное моделирование. Эта задача решается путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей разных типов (мнемотаблиц)
Слайд 20 Дети очень любят работать по мнемотаблицам составляя рассказы,сказки, отгадывая загадки по ним…
Слайд 21
Таким образом, использование методик и технологий в работе со старшими дошкольниками не только обучает умению рассуждать и доказывать; развивать познавательный интерес и творческое воображение, но и обучает логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, умению классифицировать и упорядочивать, что так необходимо детям в подготовке к успешному обучению в школе.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые методики и технологии обучения по развитию логического мышления детей дошкольного возраста.
Сейчас мы проверим не только ваш уровень логического мышления, умение анализировать и синтезировать, но и умение фантазировать.
(По рядам под музыку пускается лист белой бумаги. Каждый участник рисует на нём по одному предмету. По окончании музыки последний придумывает по эскизу рассказ из 5-6 предложений. Игра проводится 2 раза)
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!