СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Эмоциональная поддержка детей, воспитанников социального приюта»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Эмоциональная поддержка детей, воспитанников социального приюта»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Эмоциональная поддержка детей, воспитанников социального приюта»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Терёхина Наталья Николаевна,

инструктор по труду


Консультация для педагогов «Эмоциональная поддержка детей, воспитанников социального приюта»


Особенности эмоциональной сферы детей из социального приюта — это аспекты, которые зависят от адаптации к большому числу сверстников. Социально-психологические условия ведут к возникновению эмоционального напряжения, тревожности, усиливают агрессию. Отдельная психологическая проблема состоит в отсутствии своего отдельного помещения, где ребенок мог бы побыть в одиночестве, отдохнуть от взрослых и других детей.

В специализированные учреждения, как правило, поступают дети, которые изначально были лишены родительского тепла. Они страдают от психической депривации. Прекращение долговременной депривации в раннем младенчестве ведет к очевидной нормализации, но только во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях. Тем не менее, можно отметить задержку речи, даже если депривацию прекратили до 12-месячного возраста.

Считается, что чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем проще будет происходить его дальнейшее развитие. При этом менее обратимыми становятся нарушения мышления, речи и способности к длительной и сильнейшей межличностной привязанности.

Самый тяжелый след в психологической жизни ребенка, который напрямую оказывает воздействие на эмоциональную сферу, представлен «социальным» сиротство. Чем раньше дети отрываются от родительской семьи, чем дольше находится в изоляции, тем более выраженными будут деформации во всех направлениях психологического развития.

Наблюдения за действиями детей в детдомах, которые остались без попечения родителей, позволяют увидеть основные проблемы. Они включают:

Частые конфликтные ситуации;

Агрессивность;

Отсутствие уверенности в себе;

Отклоняющееся поведение.

Еще одна проблема состоит в том, что воспитатели не знают, как правильно оценить соответствующие поведенческие реакции ребенка, включая специфику его развития, аспекты эмоционального состояния в момент коммуникации. Мало кто из педагогов относит данные проявления к состоянию тревожности. Тем не менее, часто подобное поведение не отражает реальное состояние воспитанника. Оно может быть сконцентрировано исключительно на том, чтобы взрослые люди обратили на него внимание.

В детском возрасте происходит закладывание основы, на которой в последующем будет развиваться личность. От этой почвы зависят самооценка, развивающиеся качества ребёнка, то, кем он будет (лидером или жертвой). Если ребёнку говорить каждый день, что он слабый и ничего не способен сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет с этим мнением жить. В детстве также закладывается жизненный сценарий, впоследствии реализованный в жизнь.

Ребенок, который воспитывается в приюте, лишен общения с детьми из обычных семей. Существует множество причин, по которым дети попадают в социальный приют. Но, несмотря на это, все они начинают испытывать аналогичные чувства (например, тоску, отчаяние, агрессию в отношении социального приюта и тому, кто в нем работает и живёт). В качестве причины выступает разрушение уже сформировавшихся отношений, которое дети не могут ничем восполнить.

При попадании в социальный приют, у ребенка происходит ограничение потока информации, к которому он привык раньше. Прошлые отношения разрушаются, а новые ещё не сформировались. По этой причине ребёнок не способен иногда вписаться в какие-либо отношения. Подобное состояние откладывается в личном опыте детей в качестве неудачи, которая имеет последствия для всей жизни. Если взять за основу данный контекст, то воспитание в детских учреждениях подобного типа невозможно рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену.

Первичная и наиболее важная проблема в ходе развития детей-сирот представлена проблемой интеллектуального развития. Недостаточное интеллектуальное развитие оказывает воздействие и на эмоциональную сферу ребенка. У него не развиты познавательные процессы, неустойчиво внимание, слабая память, слабо развитое мышление (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.).

Негативные особенности развития эмоциональной сферы связаны с отсутствием качественного и содержательного общения с взрослыми. Оно должно быть адекватно для детей, которые воспитываются в детском доме. По этой причине одна из центральных проблем представляет собой проблему эмоционально-волевого развития воспитанников.

Максимальные трудности и отклонения от нормального развития отмечали многие исследователи в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в следующих особенностях:

Нарушение социального взаимодействия;

Отсутствие уверенности в себе;

Снижение самоорганизованности;

Низкая целеустремленность;

Недостаточное развитие самостоятельности;

Неадекватная самооценка;

Отсутствие способности построить нормальные взаимоотношения с окружающими.

На эмоциональную сферу детей из социального приюта влияет отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться. У такого ребенка может ярко проявиться так называемый эмоциональный голод. Он проявляется в том, что ребенок легко вступает в контакт с любыми людьми, которые приходят в учреждение. Тем не менее, в процессе совместной деятельности, игры, внеситуативного общения, беседы с взрослыми он предпочтет непосредственный физический контакт.

Деловые контакты с взрослым человеком развиваются поздно, а осуществляются они в примитивном виде. Дети с интересом наблюдают за игровыми действиями взрослых, выполняют их указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру и стать ее равноправным и активным участником не могут. Не возникает у них и активности в сотрудничестве, стремления и способности что-либо делать вместе с взрослыми.

Специфические жизненные условия в учреждениях ведут к эмоциональной депривации. Она нарушает психическое развитие ребенка, искажая его эмоциональную сферу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!