Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»
Терёхина Наталья Николаевна,
инструктор по труду
Консультация для педагогов «Эмоциональная поддержка детей, воспитанников социального приюта»
Особенности эмоциональной сферы детей из социального приюта — это аспекты, которые зависят от адаптации к большому числу сверстников. Социально-психологические условия ведут к возникновению эмоционального напряжения, тревожности, усиливают агрессию. Отдельная психологическая проблема состоит в отсутствии своего отдельного помещения, где ребенок мог бы побыть в одиночестве, отдохнуть от взрослых и других детей.
В специализированные учреждения, как правило, поступают дети, которые изначально были лишены родительского тепла. Они страдают от психической депривации. Прекращение долговременной депривации в раннем младенчестве ведет к очевидной нормализации, но только во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях. Тем не менее, можно отметить задержку речи, даже если депривацию прекратили до 12-месячного возраста.
Считается, что чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем проще будет происходить его дальнейшее развитие. При этом менее обратимыми становятся нарушения мышления, речи и способности к длительной и сильнейшей межличностной привязанности.
Самый тяжелый след в психологической жизни ребенка, который напрямую оказывает воздействие на эмоциональную сферу, представлен «социальным» сиротство. Чем раньше дети отрываются от родительской семьи, чем дольше находится в изоляции, тем более выраженными будут деформации во всех направлениях психологического развития.
Наблюдения за действиями детей в детдомах, которые остались без попечения родителей, позволяют увидеть основные проблемы. Они включают:
Частые конфликтные ситуации;
Агрессивность;
Отсутствие уверенности в себе;
Отклоняющееся поведение.
Еще одна проблема состоит в том, что воспитатели не знают, как правильно оценить соответствующие поведенческие реакции ребенка, включая специфику его развития, аспекты эмоционального состояния в момент коммуникации. Мало кто из педагогов относит данные проявления к состоянию тревожности. Тем не менее, часто подобное поведение не отражает реальное состояние воспитанника. Оно может быть сконцентрировано исключительно на том, чтобы взрослые люди обратили на него внимание.
В детском возрасте происходит закладывание основы, на которой в последующем будет развиваться личность. От этой почвы зависят самооценка, развивающиеся качества ребёнка, то, кем он будет (лидером или жертвой). Если ребёнку говорить каждый день, что он слабый и ничего не способен сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет с этим мнением жить. В детстве также закладывается жизненный сценарий, впоследствии реализованный в жизнь.
Ребенок, который воспитывается в приюте, лишен общения с детьми из обычных семей. Существует множество причин, по которым дети попадают в социальный приют. Но, несмотря на это, все они начинают испытывать аналогичные чувства (например, тоску, отчаяние, агрессию в отношении социального приюта и тому, кто в нем работает и живёт). В качестве причины выступает разрушение уже сформировавшихся отношений, которое дети не могут ничем восполнить.
При попадании в социальный приют, у ребенка происходит ограничение потока информации, к которому он привык раньше. Прошлые отношения разрушаются, а новые ещё не сформировались. По этой причине ребёнок не способен иногда вписаться в какие-либо отношения. Подобное состояние откладывается в личном опыте детей в качестве неудачи, которая имеет последствия для всей жизни. Если взять за основу данный контекст, то воспитание в детских учреждениях подобного типа невозможно рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену.
Первичная и наиболее важная проблема в ходе развития детей-сирот представлена проблемой интеллектуального развития. Недостаточное интеллектуальное развитие оказывает воздействие и на эмоциональную сферу ребенка. У него не развиты познавательные процессы, неустойчиво внимание, слабая память, слабо развитое мышление (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.).
Негативные особенности развития эмоциональной сферы связаны с отсутствием качественного и содержательного общения с взрослыми. Оно должно быть адекватно для детей, которые воспитываются в детском доме. По этой причине одна из центральных проблем представляет собой проблему эмоционально-волевого развития воспитанников.
Максимальные трудности и отклонения от нормального развития отмечали многие исследователи в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в следующих особенностях:
Нарушение социального взаимодействия;
Отсутствие уверенности в себе;
Снижение самоорганизованности;
Низкая целеустремленность;
Недостаточное развитие самостоятельности;
Неадекватная самооценка;
Отсутствие способности построить нормальные взаимоотношения с окружающими.
На эмоциональную сферу детей из социального приюта влияет отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться. У такого ребенка может ярко проявиться так называемый эмоциональный голод. Он проявляется в том, что ребенок легко вступает в контакт с любыми людьми, которые приходят в учреждение. Тем не менее, в процессе совместной деятельности, игры, внеситуативного общения, беседы с взрослыми он предпочтет непосредственный физический контакт.
Деловые контакты с взрослым человеком развиваются поздно, а осуществляются они в примитивном виде. Дети с интересом наблюдают за игровыми действиями взрослых, выполняют их указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру и стать ее равноправным и активным участником не могут. Не возникает у них и активности в сотрудничестве, стремления и способности что-либо делать вместе с взрослыми.
Специфические жизненные условия в учреждениях ведут к эмоциональной депривации. Она нарушает психическое развитие ребенка, искажая его эмоциональную сферу.