СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по предмету: Русский язык, на тему: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока русского языка

УМК: Школа России

Класс: 4

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Цель урока: формирование общеучебных универсальных учебных действий в процессе закрепления правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по предмету: Русский язык, на тему: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.»

Конструкт урока русского языка

УМК: Школа России

Класс: 4

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Цель урока: формирование общеучебных универсальных учебных действий в процессе закрепления правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся проявляют самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности; демонстрируют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками и доброжелательное к ним отношение; оценивают свою деятельность на уроке.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание - как постановка учебной задачи; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии); познавательные УУД (общеучебные) поиск и выделение необходимой информации;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Предметный: демонстрируют знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных.


Задачи:

Воспитательная: способствовать проявлению у обучающихся уважительного отношения к иному мнению; способствовать развитию у обучающихся самостоятельности и ответственности; способствовать развитию навыка сотрудничества с учителем и сверстниками, а также доброжелательного отношения к ним; способствовать самооценке и оценке обучающимися своей учебной деятельности

Развивающая: способствовать развитию регулятивных УУД (целеполагание - как постановка учебной задачи; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коррекция; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии); познавательных УУД (общеучебные) поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;смысловое чтение); коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в парах).

Образовательная: совершенствовать и закреплять знания о правописании безударных падежных оканчаний в именах существительных.

Коррекционно-развивающая: корректировать слуховое восприятие посредством художественного слова учителя; развивать речь с помощью артикуляционная гимнастика; развивать контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений.



Принципы обучения и воспитания:

  • Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности;

  • Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения:

  • Методы организации познавательной деятельности: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация, иллюстрация); практические (упражнения).

  • Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, предъявление педагогических требований.

  • Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение.

  • Методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета)

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово.

  • Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оснащение:

  • Демонстративные: наглядный материал

  • Индивидуальные: тетрадь, учебник, ручка.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

  2. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. 3-е изд.-223 с. Ил- Школа России


Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

  3. Комплексное применение и систематизация знаний.

  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

  5. Информация о домашнем задании.

  6. Рефлексия.


Ход урока

Этапы урока, задачи этапа

Методы, приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: собрать внимание обучающихся; настроить их на предстоящую деятельность

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа.


- Закройте глаза, улыбнитесь, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая работа поможет разобраться во всем и справится с любой задачей, а теперь проговорите про себя «я всё смогу, я всё сумею».

- Открывайте глаза.


обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии);


2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: актуализировать знания обучающихся о правописании имен существительных в падежных окончаниях.

Выявление проблемы, постановка цели и задач урока.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа,

Наглядные: демонстрация

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого.


- Ребята, а какой у нас праздник на носу? (Новый год)

- А что делают перед новым годом?

- Сегодня мы с вами создадим гирлянду для вашего кабинета.

- За каждое правильное решение упражнений, я вам буду выдавать одну заготовку, которую затем повяжем на ленту, и получится новогодняя гирлянда.

- Начнем наш урок с минутки чистописания.

- А для того, чтобы узнать, какую букву мы будем прописывать, предлагаю проговорить чистоговорку.

- Послушайте чистоговорку и постарайтесь запомнить.

- Давайте проговорим все вместе.

- Теперь первый ряд проговорит чистоговорку.

- Теперь второй ряд проговорит чистоговорку.

- Теперь третий ряд проговорит чистоговорку.

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

- Какая буква встречается в словах чаще всего? (буква о)

- Верно, это буква О! Сегодня мы пропишем букву о с верхним соединением и с нижним соединением, т.к. нам пригодятся эти соединения, когда мы будем работать со словарными словами.

-Откройте тетрадь, запишите дату тринадцатое декабря и классная работа.

- Каким соединением связаны буква о и буква с? (нижним)

- Каким соединением связаны буква о и буква р? (средним)

- Обратите внимание на соединение элементов и на расстояние между буквами.

- А теперь выпрямите спинку, ножки поставите прямо.

- Пропишите одну строчку буквы о с буквой с, затем ниже пропишите букву о с буквой р.

- Кто закончил, положите ручку на локоток.

Словарная работа.

- Предлагаю поработать со словарными словами.

- А чтобы узнать, какое первое слово, отгадайте загадку.

Взлетает в небо искрами огня.

Дым расстилает - отгоняет комаров.

Вокруг него поют веселые друзья.

Он лучший друг для летних вечеров.

Ответ: костёр

- Посмотрите на слово. Почему буква о зеленого цвета? (Потому что мы можем ошибиться в их написании, так как они в безударном положении.) 

- Мы можем подобрать проверочное слово?

- Значит это какое слово?

- Словарное.

- Давайте разделим слово на слоги.
- Давайте поставим ударение. 
- На какой слог падает ударение? 
- Давайте хором произнесем слово по слогам и поставим ударение интонацией. 

- Написание какой буквы нужно запомнить?

- Почему? (так как они в безударном положении)
- Отступите 1 строчку от предыдущей работы и запишите слово костёр к себе в тетрадь, разделив его на слоги. И поставьте ударение. Подчеркните букву, которую нужно запомнить, обратите внимание на соединение буквы о с буквой с.

- Какое соединение? (нижние)

- А теперь послушайте загадку и отгадайте ещё одно слово.

Брата я изображу,

Хоть ему пять лет.

С акварелью я дружу,

Делаю...

Ответ: Портрет

- Посмотрите на слово. Почему буква о зеленого цвета? (Потому что мы можем ошибиться в их написании, так как они в безударном положении.) 

- Мы можем подобрать проверочное слово?

- Значит, какое это слово?

- Словарное.

- Давайте разделим слово на слоги.
- Давайте поставим ударение. 
- На какой слог падает ударение? 
- Давайте хором произнесем слово по слогам и поставим ударение интонацией. 

- В тетради, через запятую напиши слово портрет, разделив его на слоги. И поставьте ударение. Подчеркните букву, которую нужно запомнить. 

- А теперь составим словосочетание со словом костер.

- Какое словосочетание получилось у вас?

- Запишите у себя в тетради словосочетание «горящий костёр»

- А теперь составим словосочетание либо со словом портрет.

- Какое словосочетание получилось у вас?

- Запиши словосочетание через запятую, «красивый портрет».

- Молодцы, вы хорошо отгадали загадки, составили словосочетания, прописали минутку чистописания, за это вы получаете первую заготовку для гирлянды.

- Что бы узнать тему урока, составьте из этих слов предложение. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.)

- Ребята, вы знакомы с этой темой?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Цель: закрепить знания о правописании безударных падежных окончаниях имен существительных.

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание - как постановка учебной задачи; планирование - определение последовательности промежуточных целей.

познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3.Комплексное применение и систематизация знаний.


Задача:

Методы формирования соц. опыта:

Создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение.

Методы обучения по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, рассказ, работа с книгой, объяснение;

Наглядные: демонстрация.


- Для того чтобы закрепить знания по теме правописание безударных падежных окончаний имен существительных, мы с вами повторим материал предыдущий уроков.

- Как вы думаете, что нам нужно повторить?

- Падежи, склонения.

- От чего зависит правописание безударных окончаний имен сущ. (от падежа и от склонения)

- Назовите падежи и к ним падежные вопросы.

- Назовите , какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. (фиксирую в таблице)

- От чего зависит правописание падежных окончаний имен существительных?

- Вспомним падежные окончания имен существительных 1го склонения, затем 2го склонения и 3го склонения. (я фиксирую на доске их ответы)

- В окончаниях существительных каких падежей мы можем ошибиться? (родительный, дательный, предложный) (на доске в таблице красным выделяю эти падежи)

- Сейчас потренируемся в правописании безударных падежных окончаний имен существительных и выполним упражнение 242, на стр. 128ой.

- Откройте учебник на стр. 128ой, упр. 242.

- Я вам прочитаю, а вы слушайте внимательно, думайте, о чем это стихотворение.

- О чем стихотворение?

- А теперь объясним написание выделенных букв.

- Прочитаем первое предложение.

- Разберем слово «на привале», объясните почему окончание, определите падеж и склонение. (П.п. , склонение определяем по начальной форме – привал, 2 скл.)

- Значит окончание е.

- Прочитаем третье предложение.

- Объясним выделенную букву в слове метели.

- От чего зависит окончание? (пад. и скл.)

- Значит что мы должны определить?

- Затем сверить с нашей таблицей.

- Р.п. 3 скл.

- Значит окончании и.

- Какие орфограммы ещё здесь встречаются?

- Найдем безударные гласные в корни.

Разметал – проверочное слово «мечет»

Растоптал – проверочное слово «топчет»

Ветер – это словарное слово, его написание нужно запомнить.

Ожил – правописание жи-ши

Метели – проверочное слово «мёл»

Падали – а это суффикс, запомните написание этого слова. (впадать)

- Выполним задание под третьей точкой.

- , прочитай задание вслух.

- Спишите первое предложение и над каждым именем существительным укажите падеж.

- Над какими словами вы написали падежи?

Охотник – И.п.

Привале – П.п.

Костра – В.п.

- От чего зависит прав. Падежных окончаний.?

- От падежа и склонения.

- Хорошо молодцы, я очень рада вы хорошо справились с заданием, получаете ещё одну заготовку для гирлянды.

- Что мы с вами сейчас делали? (объясняли окончания имен сущ.)

- А сейчас мы с вами будем самостоятельно вставлять окончания имен сущ.

- Откройте учебник на стр. 129ой, упр. 245.

- В тетради, запишите упр. 245

- Ребята, мы будем читать друг за другом, и объяснять написание пропущенных падежных окончаний имен существительных и сверяясь с таблицей.

1.В воздухе (2 скл. П.п.).

- Записываем первое предложение в тетрадь. (и тд)

2.старости (3 скл. Д.п);

3.коровке (1 скл. Д.п.), головке (1 скл. Д.п);

4.сирени (3 скл. Р.п.);

5. рябинки (1 скл. Д.п.)

6. дяде (1 скл. Д.п.), Косте (1 скл. Д.п.);

7. Саши, Вали (1 скл. Р.п.)

8. ладони (3 скл. П.п.)

9. упряжке (3 скл. П.п.)

- Молодцы, вы хорошо объясняли и главное правильно, получаете ещё одну заготовку.

- А теперь немного отдохнем.

- Встаньте, пожалуйста.

Упражнение «Ухо-нос» 
Правой рукой возьмитесь за кончик носа, а левой рукой – за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос. Когда я вам буду сигнализировать хлопком, вы должны поменять положение рук.

- Что мы с вами сейчас делали? (учились определять окончание в зависимости от падежа и склонения)

- Продолжим работать над определением окончаний имен существительных в зависимости от падежа и склонения.

- Откройте учебник на стр.130ой, упр. 246.

- Сейчас вы будете работать в парах, у каждой пары будет своё слово, вам нужно составить словосочетания с одним словом, но с двумя разными предлогами.

- Словосочетание записываете в тетрадь каждый, выделив окончание и указав падеж и склонение.

- В парах вы обсудите словосочетание, с какими предлогами вы употребите это слово.

- Обратите внимание на образец, у вас должна быть такая же запись, только со своим словом.

- Кому не понятно задание?

Теперь каждая пара представляет что у них получилось и в паре вывешивают заготовку для гирлянды.

- Молодцы, я очень рада, что справились с заданием так хорошо, и ваша гирлянда становится всё пышнее.

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Задача:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение;

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение;

Практические: упражнение.


- Ребята, для того чтобы проверить как вы усвоили тему правописание безударных падежных окончаний имен существительных, вы решите тест состоящий из 5 вопросов.

Тест по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

ФИ

Обведите в кружок правильный вариант ответа.

1)К 1-склонению относятся имена существительные.

  1. м. и ж. рода с окончаниями -а, -я;

  2. ср. р. с окончаниями -о, -е;

  3. ж. р. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце слова.


2) Правописание падежных окончаний имён существительных зависит:

  1. от падежа;

  2. от склонения;

  3. от падежа и от склонения;

  4. от рода имени существительного.

3) В каком склонение, в родительном, дательном, предложном падеже пишется окончание и.

  1. существительное 1 склонения;

  2. существительное 2 склонения;

  3. существительное 3 склонения; .


4)В каком из слов пишется окончание -и?

  1. у речушк ;

  2. об огн ;


5) Просклоняй имена существительные роза, ландыш, сирень. Допиши падежные вопросы и окончания этих имён существительных.


И.п. ________? роз___, ландыш____, сирень___


Р.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___


Д.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___


В.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___


Т.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___


П.п. ________? роз___, ландыш____, сирен___


1. А

2. С

3. С

4.А

5.

И.п. кто? что? роза, ландыш, сирень

Р.п. кого? чего? розы, ландыша, сирени

Д.п. кому? чему? розе, ландышу, сирени

В.п. кого? что? розу, ландыш, сирень

Т.п. кем? чем? розой, ландышем, сиренью

П.п. о ком? о чём? о розе, о ландыше, о сирени

- Сейчас вместе проверим, я называю правильный ответ, вы если ответили верно вы ставите +, если ответили не верно, ставите минус.

- Кому не понятно?

- Итак, у кого все +, поднимите руку, вы хорошо освоили тему правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

- У кого есть ошибки, поднимите руку, вам нужно придя домой ещё раз повторить и разобраться в теме.


обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение

Методы формирования соц. опыта:

Педагогическое требование.


- Встаньте, немного отдохнем.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

5.Рефлексия учебной деятельности

Задача: провести самооценку результатов деятельности, соотнести цель и задачи урока с результатом.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Поощрение.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа.


- Какую тему мы с вами закрепляли?

- Какие трудности у вас возникли?

- Кто напомнит, какую цель мы ставили перед собой?

- Кто считает, что он достиг, эту цель, поднимите одну руку, кто считает, что ему нужно ещё повторить эту тему поднимите две руки.

- Ребята, мы сделали сегодня, мы сегодня закрепили наши знания по теме правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

- Чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю заполнить снежинку.

- Посмотрите на снежинку, снежинка разбита на три столбика, знаю как применять, умею применять, могу объяснить и применить. Слева написана тема нашего урока.

- Вам нужно поставить плюсик напротив того, как вы усвоили материал.

- Кому непонятно что делать?

- Поднимите руку.

- Кто выполнил, положите на край стола.

- Я вам дарю новогоднюю гирлянду и желаю предпраздничного настроения.

обучающиеся демонстрируют

познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!