СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по ИЗО "Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Создание условий для формирования у учащихся представлений о роли монументального и станкового искусства в   исторической памяти народа и в народном самосознании; развитие у учащихся умений рассуждать об особенностях героических образов в скульптуре, живописи, о художественных средствах выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по ИЗО "Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве".»

Урок изобразительного искусства в 7 классе

Тема:

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.

Цель урока:

Создание условий для формирования у учащихся представлений о роли монументального и станкового искусства в исторической памяти народа и в народном самосознании; развитие у учащихся умений рассуждать об особенностях героических образов в скульптуре, живописи, о художественных средствах выразительности.

Задачи:

1. Формировать знания о монументальном и станковом искусстве; познакомить обучающихся с монументальной скульптурой родного города, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями; совершенствовать навыки работы различными графическими материалами.

2. Развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию; любовь к мировому искусству, чувство патриотизма и любви к Родине, ко всему живому на Земле. Воспитывать чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация с приложениями.

Зрительный ряд: фото художников и их произведений, памятников и мемориальных комплексов, посвященных подвигу народа в ВОВ.

Тип урокаурок усвоения новых знаний, урок-экскурсия

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Орг.момент.

- Погружение в тему.

Учитель:

-Урок сегодня мы начнем с просмотра видеоролика под сопровождение стихов Роберта Рождественского «Помните! Через года, через века…» демонстрируются произведения станкового и монументального искусства, посвященные памяти героев ВОВ.

(Презентация. Слайд 1, ссылка на видеоролик «Помните…»)

  1. Актуализация знаний. (слайд № 2)

Учитель :

- Скажите, пожалуйста, о каком времени вы посмотрели видеоролик? Какому событию он посвящен? Какую великую дату мы будем отмечать в 2020 году?

- Какие произведения вы видели на слайде? (скульптуры, памятники,картины).

- К какому виду изобразительного искусства они относятся? (ответы обучающихся)

- Дайте определение этим понятиям.(высказывания обучающихся)

- Какой вклад в Победу в ВОВ внесли деятели изобразительного искусства?

Учитель:

Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами на уроке? С чем мы будем знакомиться? Какие задачи будем решать? Подведём итог нашим ответам.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(дополнительными вопросами выводим обучающихся на тему урока и основные задачи)

(слайд № 3,4)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

(слайд № 5)

Словарная работа

Значение слова Памятник по словарю Ушакова:
ПАМЯТНИК,памятника, м. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или честь какого –нибудь  лица или события.  2.Сооружение на могиле в память умершего.

Монументальная скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого посвящены значительным историческим событиям или воздвигаются в честь великих людей.


Как вы считаете, что отличает монументальную скульптуру от скульптуры в целом? (ответы детей)


(слайд 6)


Учитель:

Характерными чертами монументальной скульптуры являются крупные масштабы, единство содержания, гармония с архитектурно-пространственным окружением. Целевой аудиторией является массовый зритель. Монументальная скульптура, которая может быть как однофигурной, так и многофигурной, исполняется в виде мемориальных комплексов, памятников и рельефов. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах - в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.

Мемориальный ансамбль

Мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого/чего-нибудь.

Ансамбль – произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.

Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.

Учитель: Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военных начальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

(слайд № 7)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям. Великая Отечественная война очевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.

Станковая графика времен Великой Отечественной войны.

(слайд 8)

Великая Отечественная война резко изменила характер и темпы развития всех видов искусства. Большие изменения вызвала она и в станковой графике. Оперативность графики, сравнительная несложность ее техник стали теперь качествами особенно драгоценными.

(слайд 9)

Жгучая потребность сказать свое слово в час народных испытаний, быстрее отозваться на горечь и героизм наступившего дня приводила многих художников к рисунку, акварели, иногда и гравюре.

(слайд № 10)

С первого же года войны наряду с плакатом и карикатурой станковая графика стала одним из наиболее активных, глубоко волнующих сердца зрителей видов искусства. Графики-станковисты создавали в этот период значительные произведения.

(слайд № 11)

Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений.

(слайд № 12)

Многие художники-графики участвовали в военных действиях. Юрий Петров, автор «Испанского дневника», погиб на финском фронте. Во время ленинградской блокады погибли Иван Билибин, Павел Шиллинговский, Николай Тырса. Были убиты художники, ушедшие добровольцами на фронт — Никита Фаворский, А. Кравцов, Михаил Гуревич.

(слайд № 13)

Дементий Шмаринов создал серию рисунков «Не забудем, не простим!» (1942) углем и черной акварелью — с характерными трагическими ситуациями первого года войны.

(слайд № 14, 15)

Из них наиболее известны «Мать» над телом убитого сына и «Возвращение» крестьянки на пепелище,

(слайд 16)

а также «Казнь партизанки». Тут впервые появляется тема, которая потом станет для искусства военных лет традиционной — советский народ и его сопротивление агрессии, главный эмоциональный смысл серии — страдания народа, его гнев и героическая сила, «предрекающие» поражение фашистов.

Учитель: Какие чувства в вашей душе вызывают эти рисунки и плакаты? (ответы детей)

(слайд 17)

ВОВ в монументальном искусстве.

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу — увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет.

(слайд 18)

Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.

(слайд 19)

Скульптором Е. В. Вучетичем создана целая серия бюстов крупнейших полководцев. Сохраняя портретное сходство, художник добивается выразительной передачи наиболее ярких черт характера человека. Композиции его бюстов всегда динамичны, лица изображенных людей полны энергии и отваги.

Одна из наиболее удачных работ Вучетича — бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945). Энергичный поворот головы, развевающиеся пряди волос, крупные складки плаща на плечах — все проникнуто бурным порывом, полно движения. Художнику удалось передать страстность характера, отвагу и мужество прославленного полководца.

Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства.

В этот период окрепла общественно-политическая сила нашего искусства, его коммунистическая идейность и народность. Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага.

Чтобы сохранить в народной памяти подвиг советского народа, на всей территории нашей родины возводились и возводятся памятники, мемориальные комплексы, посвященные героям тех лет.

Учитель:

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Эти памятники и мемориальные комплексы возведены в нашей Свердловской области. (текст под фотографиями учитель проговоривает)

(слайды 20-24)

В каждом городе, практически в каждой деревне имеются памятники или мемориальные плиты, куда люди приносят цветы 9 мая, в День Великой Победы.

Сейчас давайте совершим виртуальную экскурсию и посетим памятники Героям нашего Тавдинского городского округа.

(слайды 25- 36) (Текст на слайдах проговаривается учителем)

(слайд 37)

Учитель: 1418 дней и ночей боролся наш народ за Победу. 9 мая 1945 года прогремели залпы Великой Победы. Началась мирная жизнь.

Из Тавдинского района ушли на фронт 17000 человек, из них 5817 человек домой не вернулись.

  1. Первичная проверка понимания материала

Учитель :

- Ребята, вы узнали эти места? (ответы детей)

- Посещали ли вы эти места? С кем? Когда? (ответы детей)

- Ребята, вы поняли, в чем отличие между понятиями «скульптура» и «мемориальный ансамбль»? (ответы детей)

Учитель:

В конце теоретической части урока я приглашаю вас совершить экскурсию в одни из самых крупных мемориальных комплексов погибшим в ВОВ. Это мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве; Мамаев курган, находящийся в Центральном районе города Волгограда; Курская дуга — мемориальный комплекс, расположенный вдоль проспекта Победы города Курска.

(Слайд 37 (гиперссылка «Экскурсия»)

  1. Первичное закрепление знаний

Творческая работа

Учитель: Сейчас, ребята, на листе А4 сделайте наброски памятнику или мемориальному ансамблю, посвященному 75ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Работа предлагается на ваш выбор: индивидуально или парами.

(работа над проектами, представление своих проектов классу)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание по выбору учащихся:

  • Подготовить сообщения о памятниках земли уральской.

  • На формате А3 создать графический проект памятника или мемориального ансамбля, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

7. Рефлексия (подведение итогов)

- Кто такие патриоты? Можем ли мы себя считать патриотами? Почему? ( ответы)

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Какие эмоции вы испытали на этом уроке?

- Какие впечатления у вас от этого урока?

- Какие замечания вы выскажете по содержанию урока?

- О чём бы вам хотелось узнать в будущем?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!