- Для того чтобы достичь цели урока проведем исследование и выясним, почему наша страна сейчас называется Россией или Российской Федерацией. - Где можно найти информацию, необходимую в нашем исследовании? (в библиотеке, энциклопедии, интернете, учебнике, узнать от учителя) - Хорошо, мы соберем информацию. А что нам поможет упорядочить эту информацию? Выстроить ее? (лента времени) - Как будем выстраивать ленту времени? (с начала) - Составлять ленту времени будем в парах на листах А4. Расположите лист горизонтально и начертите длинную стрелку. - Традиционно датой начала русской государственности считается 862 год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание варягов-руси в Новгород Великий племенными союзами восточной Прибалтики и верхнего Поволжья. В 882 году династия Рюриковичей захватила Киев и овладела также землями полян, древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, вместе составившими основную территорию Древнерусского государства. - Запишем в ленту времени название государства – Древнерусское государство, дату существования – 9-12 вв. и столицы: Новгород и Киев. - В начале 12 века княжества стали постепенно выходить из-под власти киевских князей. - При распаде Древнерусского государства образовалось множество самостоятельных княжеств. Названия и их столицы вы можете видеть на слайде. В каждом из них начался процесс образования уделов. Поэтому период существования отдельных княжеств 12-15 вв. называют Удельная Русь. В процессе подачи материала заполняется лента времени в парах. - С 16 января 1547 года после принятия великим князем Иваном IV Васильевичем титула царя стало называться Русское царство. В середине XVI века произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств, что дополнительно обосновало царский титул московского монарха. - Российская империя - с 22 октября 1721 года. После принятия царём Петром Алексеевичем титула императора. 18 августа 1914 года в связи с войной с Германией, название столицы Санкт-Петербург изменено с немецкого на русское - Петроград. - Российская Республика - с 1 сентября 1917 года. После особого юридического совещания. - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) — данное наименование впервые упоминается 21 января 1918 г. в Декрете об аннулировании государственных займов, декрет подписан Председателем Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской Республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10-18 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. - Союз Советских Социалистических Республик - с 30 декабря 1922 года. Образован путём объединения России, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. 5 декабря 1936 года в наименовании РСФСР порядок слов «социалистическая» и «советская» приведён в соответствие с порядком этих слов в названии СССР. Просуществовал до 26 декабря 1991 года включительно. - В 1991 году после распада СССР появилось новое государство - Россия - федеративная республика президентского типа, республика с широкими полномочиями президента. Столица – г. Москва. - Значит, отчего же зависит название государства? (от того, кто стоит у власти) С чем это связано? (со сменой власти) - Таким образом, мы с вами провели исследование и составили ленту времени по смене названия нашей страны. - Для того чтобы отдохнуть от сидячего положения выполним упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Потренируемся. - Теперь выполним в обратном направлении: от мизинца к большому пальцу. Выполним упражнение одной рукой. А теперь двумя. - Для того чтобы решить вторую часть нашей цели поработаем с учебником. Откройте учебник, прочитайте статью на с. 110-111, начиная со второго абзаца снизу. Найдите в тексте новую информацию, о которой мы с вами еще не говорили. - С какой информацией мы еще не работали? (страну населяют разные народы) - Прочитайте, какие народы населяют нашу страну. (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши …) Поему стоит многоточие? (много народов в нашей стране, все не перечислишь) - В нашей стране много народов и значит, страна многонациональная, то есть много наций. - О какой информации мы еще не говорили? (государственный язык страны – русский, о символике) - Посоветуйтесь в парах, что означает слово «символика». (символ – условный знак) Назовите символы нашей страны. (флаг, герб, гимн) - Посмотрите на флаг России. Подумайте, что означают три цвета флага? Белый – чистота, мир, правда, благородство. Синий – небо, вера, верность. Красный – отвага, героизм. - А всегда ли флаг был таким? (нет) Есть такое понятие «национальные цвета». Как правило, именно они составляют цветовую основу государственного флага. В России до XVII века такого флага не было. - Приглашаю __________ и __________ рассказать нам, как же изменялся флаг России. Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о флаге России. - Спасибо большое. Садитесь. - Какие изменявшиеся флаги вы запомнили. Опишите их. - Наука о флагах называется вексиллология. - Следующий обязательный символ государства – это герб. - Посоветуйтесь в парах, что обозначает слово «герб». (отличительный знак государства, города, изображаемый на флагах, монетах, печатях) - Ребята, кто знает, как называется наука о гербах? (геральдика) - Кто может описать герб нашей страны? (герб РФ представляет собой красный щит, на котором распростер крылья золотой двуглавый орел под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона. (короны, скипетр и держава символизируют сильную и единую государственную власть, всадник – готовность народа встать на защиту родины) Всегда ли герб выглядел так? - Приглашаю _______ и _______ рассказать нам, как же изменялся герб нашей страны. Подготовленные обучающиеся рассказывают о гербе. - Спасибо. Садитесь. - Какие изменявшиеся гербы вы запомнили. Попробуйте описать их. - О каком государственном символе мы еще не поговорили? (гимн) - Посоветуйтесь в парах, что обозначает слово «гимн»? (торжественная песня) Когда исполняется Гимн? (в особых, торжественных случаях; звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей органов государственной власти, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий; когда звучит гимн, все молча, встают) - Историки считают, что первый российский гимн возник в XVIII веке. Это был военный марш-гимн, который создавался для поднятия духа армии и флота. Но этот гимн был неофициальным. Первым же официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов стал великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Звучит отрывок гимна. - С приходом Советской власти появился новый гимн «Интернационал», который продержался до 1944 года. Звучит отрывок гимна. - В 1977 году на слова поэта Сергея Михалкова и на музыку Александра Александрова был утвержден гимн СССР. Звучит отрывок гимна. - С 2001 года по Указу Президента России В.В.Путина в новогоднюю ночь прозвучал новый гимн России. Послушаем гимн и покажем, что мы умеем исполнять законы нашей страны. Звучит отрывок гимна. - Какие чувства у вас возникли при прослушивании гимна? (чувства гордости, мы граждане России, у страны богатая история) - Таким образом, мы узнали с вами о государственных символах России и как они изменялись. |