СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока окружающего мира на тему "Имя нашей страны - Россия, или Российская Федерация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира на тему "Имя нашей страны - Россия, или РФ" с использованием технологии составления  интеллект-карт.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока окружающего мира на тему "Имя нашей страны - Россия, или Российская Федерация"»

Конструкт урока окружающий мир

студентки группы 46 «Б»

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Говорухиной Марины Алексеевны

Дата: 14.05.2018 г.

ОУ: № 17

Класс: 4 «а»

ФИО учителя класса: Дьячкова Наталья Викторовна

Тема: «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы России»

УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель: формирование представления об истории нашей страны, понятиях «государственные символы страны: флаг, герб, гимн».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к истории России; чувство гордости за свою страну; чувство патриотизма.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения эталона; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; доказательство. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют способность исправлять ошибки; умение делать логически непротиворечивые выводы.

Предметные: обучающиеся знают о возникновении названия страны – Россия, или Российская Федерация; государственные символы страны: флаг, герб, гимн.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к истории России; чувство гордости за свою страну; чувство патриотизма.

Развивающие: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения эталона; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Способствовать развитию познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; доказательство. Способствовать развитию коммуникативных УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развивать способность исправлять ошибки; умение делать логически непротиворечивые выводы.

Образовательные: формировать у обучающихся знания о возникновении названия страны – Россия, или Российская Федерация; государственных символах страны: флаге, гербе, гимне.

Принципы воспитания:

создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип минимакса;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной деятельности: создание ситуации успеха.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:

словесные: рассказ, объяснение, беседа;

наглядные: демонстрация;

практические: практическая работа;

  • по уровню включения в продуктивную деятельность:

частично-поисковый;

  • методы контроля и самоконтроля;

  • методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием;

  • методы закрепления и повторения изученного материала:

повторение;

  • методы эмоционального стимулирования:

поощрение и порицание.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

демонстрационные: мультимедийная презентация;

индивидуальные: пенал, дневник, учебник;

раздаточные: листы А4 (13 шт.), кроссворд «Россия» (13 шт.), тест «Освоение космоса» (26 шт.), интеллект-карты (13 шт.), кроссворд на самостоятельную работу (26 шт.), листы на рефлексию (26 шт.).

Тип урока: урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 мин)

  3. Комплексное применение и систематизация знаний. (18 мин)

  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. (6 мин)

  5. Информация о домашнем задании. (2 мин)

  6. Рефлексия деятельности (итог урока). (5 мин)

Использованная литература:

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

        2. Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 128 с.

        3. Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Учебник: в 2 ч./О.Н.Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – ч 2: 160 с.: цв. ил.

        4. Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе на тему «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация» / учитель начальных классов Журавлева Г. П. (МБОУ «Гимназия № 25» Нижнекамского района Республика Татарстан), 2015.

Эскиз доски



14 мая.

Классная работа.

Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация.






Ход урока


Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

- Добрый день, ребята!

- Меня зовут Марина Алексеевна, и этот урок окружающего мира проведу у вас я.

- Садитесь, пожалуйста, на свои места.

- Давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. У вас на партах должны быть: дневник, рабочая тетрадь, учебник и пенал.

- Для того чтобы на протяжении всего урока у вас было отличное настроение улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.

- А я вам желаю плодотворной и хорошей работы на уроке.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определить проблему и поставить учебную задачу.

По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; наглядные: демонстрация.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.


- Для того чтобы вспомнить материал прошлого урока выполним задание. На выданном листе вам необходимо вставить пропущенные слова по смыслу текста на тему прошлого урока. На выполнение задания 4 минуты. Кому не понятно задание?

- Заканчиваем работу. Проверяем. Обменяйтесь листами с соседом по парте и в соответствии с эталоном на экране проверьте работу. У кого нет ни одной ошибки? У кого одна? Ребята, кто подскажет правильный ответ? Молодцы.

- Я вижу, что у большинства задание решено правильно. У кого есть ошибки необходимо еще раз посмотреть материал по теме прошлого урока.

- Для того чтобы определить тему урока решим кроссворд в парах.

- Какое ключевое слово у вас получилось? (Россия)

- Как вы думаете, какова наша сегодняшняя тема? Верно, мы будем говорить о нашей стране - России.

- Тема урока: «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация».

- Скажите, какие цели мы перед собой поставим, исходя из данной темы? Сегодня мы должны обобщить знания о возникновении названия страны Россия, государственными символами страны: флагом, гербом и гимном.

- Отлично! Мы определили тему и цель урока.

- Для того чтобы мы запомнили информацию по теме урока выполним упражнение «Кулак, ребро, ладонь». При команде «кулак» вы показываете ладонь, сжатую в кулак. «Ребро» - ладонь ребром с вытянутыми пальцами. «Ладонь» - просто показываете ладонь.

- Попробуем одной рукой. А теперь двумя. Я говорю команды, вы их внимательно слушаете и показываете. Повторение команд 8-10 раз.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  1. Комплексное применение и систематизация знаний

Задача: решение проблемы и обсуждение её решения.

По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация.

Частично-поисковый метод.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.


- Для того чтобы достичь цели урока проведем исследование и выясним, почему наша страна сейчас называется Россией или Российской Федерацией.

- Где можно найти информацию, необходимую в нашем исследовании? (в библиотеке, энциклопедии, интернете, учебнике, узнать от учителя)

- Хорошо, мы соберем информацию. А что нам поможет упорядочить эту информацию? Выстроить ее? (лента времени)

- Как будем выстраивать ленту времени? (с начала)

- Составлять ленту времени будем в парах на листах А4. Расположите лист горизонтально и начертите длинную стрелку.

- Традиционно датой начала русской государственности считается 862 год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание варягов-руси в Новгород Великий племенными союзами восточной Прибалтики и верхнего Поволжья. В 882 году династия Рюриковичей захватила Киев и овладела также землями полян, древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, вместе составившими основную территорию Древнерусского государства.

- Запишем в ленту времени название государства – Древнерусское государство, дату существования – 9-12 вв. и столицы: Новгород и Киев.

- В начале 12 века княжества стали постепенно выходить из-под власти киевских князей.

- При распаде Древнерусского государства образовалось множество самостоятельных княжеств. Названия и их столицы вы можете видеть на слайде. В каждом из них начался процесс образования уделов. Поэтому период существования отдельных княжеств 12-15 вв. называют Удельная Русь.

В процессе подачи материала заполняется лента времени в парах.

- С 16 января 1547 года после принятия великим князем Иваном IV Васильевичем титула царя стало называться Русское царство. В середине XVI века произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств, что дополнительно обосновало царский титул московского монарха.

- Российская империя - с 22 октября 1721 года. После принятия царём Петром Алексеевичем титула императора. 18 августа 1914 года в связи с войной с Германией, название столицы Санкт-Петербург изменено с немецкого на русское - Петроград.

- Российская Республика - с 1 сентября 1917 года. После особого юридического совещания.

- Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) — данное наименование впервые упоминается 21 января 1918 г. в Декрете об аннулировании государственных займов, декрет подписан Председателем Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской Республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10-18 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде.

- Союз Советских Социалистических Республик - с 30 декабря 1922 года. Образован путём объединения России, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. 5 декабря 1936 года в наименовании РСФСР порядок слов «социалистическая» и «советская» приведён в соответствие с порядком этих слов в названии СССР. Просуществовал до 26 декабря 1991 года включительно.

- В 1991 году после распада СССР появилось новое государство - Россия - федеративная республика президентского типа, республика с широкими полномочиями президента. Столица – г. Москва.

- Значит, отчего же зависит название государства? (от того, кто стоит у власти) С чем это связано? (со сменой власти)

- Таким образом, мы с вами провели исследование и составили ленту времени по смене названия нашей страны.

- Для того чтобы отдохнуть от сидячего положения выполним упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Потренируемся.

- Теперь выполним в обратном направлении: от мизинца к большому пальцу. Выполним упражнение одной рукой. А теперь двумя.

- Для того чтобы решить вторую часть нашей цели поработаем с учебником. Откройте учебник, прочитайте статью на с. 110-111, начиная со второго абзаца снизу. Найдите в тексте новую информацию, о которой мы с вами еще не говорили.

- С какой информацией мы еще не работали? (страну населяют разные народы)

- Прочитайте, какие народы населяют нашу страну. (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши …) Поему стоит многоточие? (много народов в нашей стране, все не перечислишь)

- В нашей стране много народов и значит, страна многонациональная, то есть много наций.

- О какой информации мы еще не говорили? (государственный язык страны – русский, о символике)

- Посоветуйтесь в парах, что означает слово «символика». (символ – условный знак) Назовите символы нашей страны. (флаг, герб, гимн)

- Посмотрите на флаг России. Подумайте, что означают три цвета флага?

Белый – чистота, мир, правда, благородство.

Синий – небо, вера, верность.

Красный – отвага, героизм.

- А всегда ли флаг был таким? (нет) Есть такое понятие «национальные цвета». Как правило, именно они составляют цветовую основу государственного флага. В России до XVII века такого флага не было.

- Приглашаю __________ и __________ рассказать нам, как же изменялся флаг России.

Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о флаге России.

- Спасибо большое. Садитесь.

- Какие изменявшиеся флаги вы запомнили. Опишите их.

- Наука о флагах называется вексиллология.

- Следующий обязательный символ государства – это герб.

- Посоветуйтесь в парах, что обозначает слово «герб». (отличительный знак государства, города, изображаемый на флагах, монетах, печатях)

- Ребята, кто знает, как называется наука о гербах? (геральдика)

- Кто может описать герб нашей страны? (герб РФ представляет собой красный щит, на котором распростер крылья золотой двуглавый орел под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона. (короны, скипетр и держава символизируют сильную и единую государственную власть, всадник – готовность народа встать на защиту родины) Всегда ли герб выглядел так?

- Приглашаю _______ и _______ рассказать нам, как же изменялся герб нашей страны.

Подготовленные обучающиеся рассказывают о гербе.

- Спасибо. Садитесь.

- Какие изменявшиеся гербы вы запомнили. Попробуйте описать их.

- О каком государственном символе мы еще не поговорили? (гимн)

- Посоветуйтесь в парах, что обозначает слово «гимн»? (торжественная песня) Когда исполняется Гимн? (в особых, торжественных случаях; звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей органов государственной власти, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий; когда звучит гимн, все молча, встают)

- Историки считают, что первый российский гимн возник в XVIII веке. Это был военный марш-гимн, который создавался для поднятия духа армии и флота. Но этот гимн был неофициальным. Первым же официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов стал великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Звучит отрывок гимна.

- С приходом Советской власти появился новый гимн «Интернационал», который продержался до 1944 года. Звучит отрывок гимна.

- В 1977 году на слова поэта Сергея Михалкова и на музыку Александра Александрова был утвержден гимн СССР. Звучит отрывок гимна.

- С 2001 года по Указу Президента России В.В.Путина в новогоднюю ночь прозвучал новый гимн России. Послушаем гимн и покажем, что мы умеем исполнять законы нашей страны. Звучит отрывок гимна.

- Какие чувства у вас возникли при прослушивании гимна? (чувства гордости, мы граждане России, у страны богатая история)

- Таким образом, мы узнали с вами о государственных символах России и как они изменялись.

Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные УУД:  владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Организация самостоятельной работы

Задача: проверить и закрепить полученные знания.

По источнику получения знаний: словесные: объяснение; практические: практическая работа.

Методы контроля и самоконтроля.

- Для того чтобы закрепить материал предлагаю поработать в парах. Объясняю задание. Каждой паре выдается готовая интеллект-карта, но в ней есть ошибки. Вам необходимо в паре исправить их. Исправляете так: зачеркиваете слово/словосочетание и сверху пишете верное. На выполнение задания дается 4 минуты. Кому не понятно задание?

- Заканчиваем работу. Проверим, как вы исправили ошибки в интеллект-карте.

- Прошу пару, желающую выйти к доске, исправить ошибки в интеллект-карте и доказать, почему вы исправили именно эту информации. Все остальные внимательно смотрят и проверяют.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  1. Информация о домашнем задании

Задача: дать информацию о домашнем задании обучающимся.

Словесные: объяснение.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

- Откроем свои дневники и запишем домашнее задание.

- Предлагаю вам самим выбрать, задание на самостоятельную работу дома. Можно решить небольшой кроссворд по теме нашего урока. За кроссвордом подойдете ко мне после урока. Или можно нарисовать флаг и герб своей семьи. Кому непонятно задание?

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задача: самооценка результатов деятельности.

Словесные: беседа.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Прием «Что я за птица?».

- Наш урок подходит к концу, в течение урока какие задания вызвали у вас трудности?

- Предлагаю вам оценить уровень своей познавательной деятельности на уроке. В таблице вам необходимо подчеркнуть устраивающий вас вариант ответа.

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

усвоил хорошо

усвоил частично

усвоил слабо

Объяснить тему

могу сам

могу с подсказкой

затрудняюсь

- Теперь сложите все ваши баллы. Сейчас я поясню, как соотносятся набранные баллы с видом птицы. Если вы набрали:

3-5 баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку.

6-7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим.

8-9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны. Урок закончен. До свидания!

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!