1. Организационно-мотивационный Задача: создать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, развивать умение осуществлять способность к волевому усилию, побуждать обучающихся осознанно готовиться к урокам литературного чтения | Методы обучения: методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Дмитриевна, я очень рада вас видеть. (Учитель настраивает обучающихся на предстоящую деятельность.) (Обучающиеся слушают учителя.) -Проверим готовность к уроку. Посмотрите, чтобы на столах у вас не было ничего лишнего. Для урока литературного чтения нам понадобится учебник по литературному чтению. (Учитель организует рабочее место обучающихся.) (Обучающиеся организуют своё рабочее место.) -Сейчас тихонечко сядут девочки. -Теперь, точно так же тихонечко сядут мальчики. -Для того, чтобы быть успешными на уроке литературного чтения предлагаю провести гимнастику для языка. -Внимательно посмотрите на доску. На ней записаны строчки, которые мы прочитаем разными вариантами. -Сначала их прочитаю я. Да-да-да — в ручейке журчит вода. Ду-ду-ду — я купаться иду. -Прочитайте их «про себя». Сейчас прочитаем вместе. -Прочитаем шёпотом. -Прочитаем с закрытым ртом. -Прочитаем громко. -Молодцы, наши языки готовы к работе. -Сегодня нас ждёт знакомство с интересным и увлекательным произведением, автора которого мы узнаем тогда, когда выполним задание. (Обучающиеся слушают учителя.) -Внимательно посмотрите на доску. Ваша задача – соотнести фамилию, имя и отчество автора с его портретом. -Кто хочет поработать у доски? (обучающиеся выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.) Афанасий Афанасьевич Фет Иван Саввич Никитин Иван Захарович Суриков | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, демонстрируют умение осознанно готовиться к урокам литературного чтения Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять способность к волевому усилию |
2.Актуализация опорных знаний и умений Задача: воспитывать интерес к уроку литературного чтения, побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение формулировать вопросы, развивать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, способность к волевому усилию, умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Вспомните и скажите, с произведениями каких авторов вы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин) -Готовы ли вы познакомиться с творчеством ещё одного известного писателя? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) -С творчеством какого писателя вы ещё не знакомились на уроках литературного чтения? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) -Знаком ли вам писатель Иван Захарович Суриков? (Учитель оставляет на доске портрет И.З. Сурикова) -Перед тем как знакомиться с его стихотворением, предлагаю послушать некоторые факты из его жизни (биографии). -Я подготовила для вас карточки с биографией И.З. Сурикова. -Внимательно слушайте. Возьмите в руки карандаш, следите и подчёркивайте те факты, которые показались вам наиболее интересными. (Обучающиеся внимательно слушают чтение учителя, следят за ним, подчёркивают факты, которые кажутся им наиболее интересными.) Иван Захарович Суриков – талантливый поэт-самоучка. Многие его произведения превратились в народные песни. Поэт родился в деревне Новосёлово. Её спокойная жизнь и красота окрестностей производили на Ивана Сурикова невероятные впечатления. В 9 лет Сурикову пришлось переехать из деревни в Москву. В 10 лет будущий поэт обучился азбуке, письму, чтению. Едва освоив грамоту, маленький Суриков стал с большим интересом читать книги. А после прочтения первых стихотворений мальчик почувствовал влечение к поэзии. Иногда он не читал стихотворения, а распевал их. В юношеском возрасте его любовь к поэзии возросла и в то время у него вышел первый собственный поэтический сборник. Так началась его творческая деятельность. На сегодняшний день его известные произведения, такие как «После дождя», «Ярко солнце светит», «Белый снег, пушистый» и многие другие, остались в сердцах всего мира. -Вы познакомились с некоторыми фактами из жизни поэта. -Какие факты из биографии И.З. Сурикова показались вам наиболее интересными? (Обучающиеся выражают собственное мнение.) -Самое время перейти к знакомству с его стихотворением. -Для того, чтобы узнать название стихотворения, предлагаю открыть учебник на странице номер 72. (Обучающиеся открывают учебник на странице номер 72.) -Прочитайте название стихотворения. («Детство») (Обучающиеся читают название стихотворения) -Так мы подошли с вами к теме урока. Она звучит следующим образом «Сказочное стихотворение И.З. Сурикова «Детство»». (Учитель размещает на доске тему урока «Сказочное стихотворение И.З. Сурикова «Детство»»). (Обучающиеся знакомятся с темой урока литературного чтения.) -Почему стихотворение сказочное, вы узнаете тогда, когда мы его прочитаем. -Какие задачи мы для себя поставим? -Знакомы ли мы со стихотворением? (нет) -Значит, что нужно сделать? (познакомиться) (Обучающиеся формулируют задачи урока с помощью учителя.) -Первая задача урока «Познакомиться со сказочным стихотворением И.З. Сурикова «Детство»». (Учитель размещает на доске первую задачу урока «Познакомиться со сказочным стихотворением И.З. Сурикова «Детство»».) -Какая вторая задача урока? -Вторая задача урока «Учиться выразительно читать стихотворение». (Учитель размещает на доске вторую задачу урока «Учиться выразительно читать стихотворение».) -Обратимся к иллюстрациям, вы можете рассмотреть их, они на доске. (Учитель размещает иллюстрации из учебника на доску.) (Обучающиеся рассматривают иллюстрации на доске.) -Смотря на них, можем ли мы, не читая стихотворения, сказать, о чём он? Отвечайте по поднятой руке. (Обучающиеся выражают собственные мысли.) -Какое время года изображено? Время суток? -Кто действующие лица? -Где происходят действия? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) -Предлагаю прочитать стихотворение Ивана Сурикова, которое дано нам в учебнике для того, чтобы узнать, соответствуют наши предположения произведению писателя? -Для вас я выдаю памятку «Что значит читать выразительно и правильно». -Прочитаем критерии: 1. Не изменяйте и не пропускайте слова. 2. Читайте, чётко произнося слова. 3. Читайте громко. (Обучающиеся актуализируют знания о правилах выразительного чтения.) -Не забывайте про правильность интонации. -Проследите за тем, какие интонации выбираю я. Где читаю грустно, печально, а где радостно и с восторгом. -Именно эти критерии мы должны будем соблюдать при чтении стихотворения. -Для начала стихотворение прочитаю вам я, внимательно слушайте и следите карандашиком каждое слова. Отметьте слова, которые вам не понятны. -Во время чтения я могу подойти к любому из вас и погладить его по плечу. Это будет означать, что вы продолжаете читать. Тот, кого я затрону по плечу, читает по два четверостишия. (Обучающиеся слушают задание, сосредотачивают внимание на стихотворении и интонации учителя во время его прочтения, следят карандашом и подчёркивают слова, которые непонятны.) Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки И я на бок - хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно. Весь ты перезябнешь, - Руки не согнешь, - И домой тихонько, Нехотя бредешь. Ветхую шубенку Скинешь с плеч долой; Заберешься на печь К бабушке седой, И сидишь, ни слова... Тихо всё кругом; Только слышишь: воет Вьюга за окном. В уголке согнувшись, Лапти дед плетет; Матушка за прялкой Молча лен прядет. Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится, Длится без конца. И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал. Слушаю я сказку - Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке... Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич - Это будто я. Вот передо мною Чудный сад цветет; В том саду большое Дерево растет. Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит; Прыгает в той клетке, Весело поет, Ярким, чудным светом Сад весь обдает. Вот я к ней подкрался И за клетку - хвать! И хотел из сада С птицею бежать. Но не тут-то было! Поднялся шум, звон; Набежала стража В сад со всех сторон. Руки мне скрутили И ведут меня... И, дрожа от страха, Просыпаюсь я. Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит. Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к теме урока литературного чтения, демонстрируют желание к усвоению новых знаний, демонстрируют уважительное отношение друг к другу, выполнять задания, умение формулировать свои вопросы Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников |
3. Решение проблемы Задача: побуждать обучающихся к усвоению новых знаний, побуждать обучающихся выполнять задания, развивать умение формулировать свои вопросы, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения. развивать умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, способность к волевому усилию, умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников Физминутка Задача: воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать способность к волевому усилию | Методы обучения: методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование | -Вам понравилось стихотворение? -Какие чувства возникли у вас, когда мы прочитали стихотворение? (Обучающиеся выражают свои мысли, рассказывают о своих чувствах.) -Оправдались ли ваши предположения, о чём стихотворение? -Скажите, встретились ли вам слова, которые непонятны? -Сначала узнаем, то означают слова, которые уже были выделены в учебнике цветом. (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, выражают собственные мысли.) -Находим в словарике номер страницы 73. Для какого слова дано определение? (Светец). -Попрошу определение прочитать ***. (Подставка для лучины, освещавшей жильё, избу). -Есть ли ещё в словарике определения для слов из стихотворения «Детство»? -Тогда найдём незнакомые слова в самом стихотворении, начиная со страницы номер 73 учебника. -Какое слово выделено розовым цветом? (Ветхую) -Ветхий – значит древний или старый. -Какое следующее слово для нас выделено розовым цветом? (Лапти) -Лапти – это низкая обувь, распространённая на Руси в старину, сплетённая из берёсты. -Следующее слово найдём на странице номер 74. Прочитайте его. (Смежит). -Смежить – это значит уснуть, закрыть глаза. -Мы разобрали незнакомые слова и предлагаю уже вам прочитать стихотворение для всего класса. 9Обучающиеся знакомятся со словами, которые неизвестны.) -Но перед этим предлагаю сделать зарядку для щёчек, губ и языка. 1. Заборчик и трубочка (для губ) 2. Шарик (надуваем и сдуваем щёки) 3. Часики и качели (для языка) (Обучающиеся повторяют движения артикуляционной гимнастики за учителем.) -Мы с вами много работаем, предлагаю отдохнуть. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Повторяйте движения за мной. В наших тепленьких сапожках Мы потопаем немножко. Руки тоже мы согреем и Похлопаем скорее. Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели. Мы с Морозом подружились, Как снежинки закружились. (Обучающиеся демонстрируют физическую активность)
-Молодцы, тихонечко присаживайтесь. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют желание к усвоению новых знаний, умение выполнять задания, формулировать свои вопросы, умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения. Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать сверстников
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию |
4. Первичное закрепление Задача: развивать умение принимать учебную задачу урока, умение формулировать свои вопросы, развивать умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, способность к волевому усилию, умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения | Методы обучения: методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа. | -Что мы должны сделать? (прочитать стихотворение) -Сейчас прочитаем стихотворение вслух для всего класса. Читаем по одному четверостишию по цепочке. Внимательно следите карандашиком, я могу спросить любого из вас. -Мы прочитаем только те четверостишия, которые находятся на странице номер 72. -Сколько их? (четыре) (Обучающиеся читают по четверостишию) -Какое время года описывается? (зима) -О чём стихотворение И.З. Сурикова «Детство»? -Подумайте и скажите, похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры в зимнее время года? -От чьего имени ведётся повествование? -Почему мы отметили в начале урока, что стихотворение сказочное? -Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. (Обучающиеся выполняют задание, данное учителем.) | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют умение формулировать свои вопросы, умение сознавать эстетическую ценность изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения |
5. Организация самостоятельной работы Задача: создать положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, развивать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, способность к волевому усилию, самоконтроль, умение выражать свою точку зрения | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; методы контроля и диагностики познавательной деятельности: наблюдение, беседа. Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Любите ли вы сказки? Назовите самую любимую. -Для того, чтобы вам легче было рассказать о своей любимой сказке, я приготовила для вас карточку с вопросами. -Отвечая на вопросы, вы расскажете о своей любимой сказке подробно. План описания любимой сказки 1. Как называется сказка? 2. Сказка народная или авторская? 3. Если сказка авторская, то кто её автор? 4. Какие нравятся герои в сказке? 5. Почему это твой любимый герой? 6. Какие качества или поступки вам нравятся в герое? (Обучающиеся делятся своими чувствами о любимых сказках, описывают их согласно алгоритму, данному учителем.) -Вы читаете очень интересные сказки. Спасибо, что поделились ими с нами. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность к волевому усилию, самоконтроль Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения |
7. Рефлексия учебной деятельности Задача: воспитывать уважительное отношение друг к другу, побуждать обучающихся выполнять задание, развивать способность осуществлять самоконтроль и самооценку, умение выражать свою точку зрения | Методы обучения: методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы воспитания: методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. | -Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги урока. -С творчеством какого автора мы познакомились на уроке? (Ивана Захаровича Сурикова) -С каким стихотворением мы познакомились? («Детство») -Какие задачи мы ставили на урок? (1. Познакомиться со сказочным стихотворением И.З. Сурикова «Детство»; 2.Учиться выразительно читать стихотворение.) -Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -Я подготовила для вас вот таких красивых Жар-птиц. Но скажите, чего им не хватает? (хвоста) -Я предлагаю вам «подарить» хвост Жар-птице. -Если вы считаете, что сегодня при знакомстве со сказочным стихотворением И.З. Сурикова «Детство» у вас всё получилось, то «подарите» ей цветной хвост. -Если вы считаете, что при знакомстве со сказочным стихотворением И.З. Сурикова «Детство» у вас не всё получилось, то «подарите» ей бесцветный, чёрно-белый хвост. (Обучающиеся оценивают собственную деятельность на уроке, осуществляют самооценку.) -Покажите своих Жар-птиц. -Я очень рада, что у вас всё получилось. Спасибо большое за работу. -Урок литературного чтения окончен. | Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение друг к другу, умение выполнять задание Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют способность осуществлять самоконтроль и самооценку Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют умение выражать свою точку зрения |