СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция Российской Федерации

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

аиннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннет ьл дв6ньв ьл6вкккеьвк ерьк6 ваь6екрв ьлд в6кв  вке

Просмотр содержимого документа
«Конституция Российской Федерации»

Использование коррекционно – развивающих игр на уроке.


Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости поиска новых технологий в их обучении и развитии. По свидетельству специальных психолого – педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20 – 30 % учащихся, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют известные особенности. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, дети с задержкой психического развития испытывают трудности в усвоении учебного материала и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя, надежду на достойное место в жизни. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет руководство учебно–познавательной деятельностью учащихся. Несмотря на то, что проблема обучения детей группы риска обозначилась уже давно, до сих пор учителя не имеют достаточно методик работы с такими детьми, классы коррекционно – развивающего обучения не оснащены в полной мере специальным учебным материалом.

Предлагаемая мною работа позволяет учителю при минимальной затрате средств и времени организовать на каждом уроке работу по развитию у детей с задержкой психического развития отдельных психических процессов (памяти, внимания, восприятия и др.), сформировать операционные компоненты учебно–познавательной деятельности, пробудить интерес к процессу обучения, развить эмоционально–волевую сферу ребенка.

Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всего младшего школьного возраста. В играх ученики начальной школы так же, как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников – утверждают Ш.А.Амонашвили (1988 ), Л.С.Выготский (1966), С.А.Шмаков (1994), Д.Б.Эльконин (1978).

Сегодня в научно – педагогической литературе можно найти много разнообразных и достаточно развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно – воспитательной практике, но эти игры направлены, как правило, именно на обучение младшего школьника, на выработку основных знаний, умений и навыков, то есть эти игры преимущественно направлены на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Однако у детей с ЗПР выработка учебных умений и навыков тормозится недоразвитием познавательных процессов, несформированностью общеучебной деятельности. Я полагаю, что использование коррекционно – развивающих игр позволяет на каждом уроке ликвидировать именно эти отставания, создавать базу для лучшего усвоения материала. Кроме того, дидактические игры, как правило, строятся на использовании учебного материала, что отпугивает от них детей со стойкой неуспешностью в обучении. Применение коррекционно- развивающих игр позволяет использовать не учебный материал, и лишь когда ребенок поверит в себя, переходить на учебный. Предложенная в работе система игр позволяет открыть резервы в использовании игры при коррекции недостатков социально – личностного развития и недостатков в познавательной деятельности младших школьников, имеющих задержку психического развития, которые пока используются в неполной мере.

Главной отличительной особенностью детей с задержкой психического развития является то, что интеллектуальное и эмоциональное развитие этих детей не соответствует их календарному возрасту. Это выражается в следующих индивидуальных особенностях:

  • недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире, которые накапливаются у нормально развивающегося ребенка в соответствии с возрастом;

  • несформированность некоторых представлений, необходимых для усвоения школьной программы, понятий о цвете, количестве, форме, первичные классификации (больше – меньше, выше – ниже и т.п. )

  • отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;

  • преобладание игровых интересов и слабость учебной мотивации. Дети с низким уровнем познавательной активности, как правило, не хотят идти в школу, а если и говорят о своем желании стать учениками, то привлекает их в школе не содержание школьной жизни, а сугубо внешние атрибуты: портфель, товарищи, школьная форма и т.д. У них преобладают игровые интересы, которые доминировали в дошкольном периоде их развития. Именно поэтому использование на уроке игр зарекомендовало себя как действенное средство "подтягивания" развития детей, так как опираясь на интерес и привычную для ребенка игровую деятельность учитель одновременно ставит ребенка перед все более и более сложными условиями и целями деятельности. Например, сходные по целям ( совершенствование пространственной ориентации), но различные по игровым действиям и правилам игры могут быть одинаково успешно использованы на уроках математики, русского языка, физической культуры или ручного труда. Построенные на не учебном материале с последовательным усложнением их содержания, игры каждый раз будут являться субъективно новыми для ученика, а следовательно, и каждый раз по-новому привлекательными, интересными.

Анализ особенностей познавательной деятельности неуспевающих школьников показывает, что у них имеются два основных отличия от успевающих:

1) отличается уровень познавательной активности;

2) отличается умение осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

1). Различие в уровнях познавательной активности проявляется в том, что "успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы прояснить для себя то, что непонятно. Дети с ЗПР, поставленные перед необходимостью решения какой либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на отвлеченные темы или говорят первое, что приходит в голову. При этом для них более важным является не прояснение для себя какой–либо информации, а оценка их ответа взрослыми, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им не понятно, то они "научаются спрашивать" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно.

Таким образом, одно из направлений психолого-педагогической коррекции при нарушении учебной деятельности – это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития. А ведь именно игра вызывает у ребенка наибольшую заинтересованность, подъем творческих сил, активности, в то же время вырабатывает необходимые учебные навыки.

Можно выделить несколько условий для развития познавательной активности учащихся:

  • эмоциональное подкрепление изучаемого материала;

  • обучение различным стратегиям умственных действий;

- укрепление положительной самооценки ребенка.

Первое из обязательных условий для развития познавательной активности детей – именно эмоциональное подкрепление. Когда ребенок проявляет интерес к чему–либо, следует помочь ему этот интерес реализовать. Для этого лучше всего "присоединиться" к его интересу и исследовать вместе с ним факт или явление, которые привлекли его внимание. В ходе такого совместного исследования может быть реализовано второе условие для развития познавательной активности – обучение различным стратегиям умственных действий, иными словами, как думать; как задавать вопросы – другим или себе, чтобы что–то лучше понять; а также избавление от страха сделать ошибку, потому что ошибка – это тоже шаг на пути к познанию. И это не обязательно делать на материале именно школьной программы – можно использовать любые сферы окружающей жизни, и лишь по мере овладения умственными действиями вводить учебный материал. В случае если у ребенка уже сложилось стойкое негативное отношение и к школе, и к процессу обучения, то на первых этапах психолого –педагогической коррекции , может быть, лучше вообще исключить учебный материал из занятий по развитию познавательных способностей. Играя, ребенок не "зацикливается" на ошибке, не боится ее, а стремясь достигнуть цели, исправляет.

Одна из главных задач психолого -педагогической коррекции – восстановить у ребенка желание учиться. Речь идет именно о восстановлении, потому что, как показывают психолого-педагогические исследования, существует врожденная "фундаментальная человеческая потребность извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле".

Идея о "произвольном контроле" является ключом к пониманию причины, по которой эта замечательная потребность у ребенка может снижаться. Такой причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются только с точки зрения взрослого не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского рассуждения.

При построении внутреннего образа окружающего мира (а именно расширением и уточнением этого образа занимается школа) любой человек стремится к согласованию своих представлений и соответствию их реальности, что проверяется действиями, основанными на этих представлениях. Осознание своего образа мира и реальности, естественно, ведет к желанию избавиться от этого несоответствия. И здесь наблюдаются две принципиально различные позиции. Одни люди самостоятельно ищут такие несоответствия, им доставляет удовольствие процесс прояснения сути вещей, которых они не понимают, это "будоражит их ум". Другие – наоборот, боятся осознать свою ошибку, стараются защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности.

Поэтому при восстановлении желания учиться путь психолого- педагогической коррекции – поощрение готовности к поиску противоречий несоответствий, создание таких условий, при которых сам поиск доставлял бы удовольствие не зависимо от результата. Как это сделать – решает специалист в каждом случае индивидуально. Природа здесь дает подсказку: в жизни ребенка существует деятельность, которая доставляет удовольствие сама по себе, независимо от цели – это игра. Вообще у нормально развивающегося ребенка – дошкольника игра и познавательная активность практически неразделимы. В психолого-педагогической коррекции школьников с нарушениями учебной деятельности следует вернуться на предыдущую ступеньку возрастного развития и еще раз пройти по ней, чтобы легче было двигаться дальше, но вернуться учитывая теперешнее состояние ребенка и подбирая игровой материал в соответствии с интересами и возможностями ребенка.

Третье условие для развития познавательной активности – укрепление положительной самооценки ребенка. Иногда у детей с ЗПР складывается негативное представление о своих способностях. Из психолого-педагогических исследований отношения таких детей к решению познавательных задач известно. что часть детей, оказавшись перед необходимостью проявить познавательную активность, реагируют высказываниями типа "Я не могу", "Я глупый", "Я не знаю , как это делать" и т.д.

Представление ребенка о самом себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому и при психолого-педагогической и при педагогической коррекции важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими – чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей. Реакция взрослого на ошибку должна иметь форму помощи, а не порицания.

2). Другое отличие школьников с ЗПР – в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Эти дети даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослых.


Функции коррекционно – развивающих игр на уроке.


Назревшая проблема обучения и развития детей с ЗПР диктует новое назначение начального обучения школьников. А именно: формирование учебной деятельности – основной формы жизнедеятельности младшего школьника, в которой выращивается, созревает личность, - при попутном исправлении, коррекции того, что было упущено в личностном развитии в предшествующем детстве.

Поэтому главной целью является направленное формирование целостной учебной деятельности, развитие тесно связанных с ней интеллектуальных и познавательных сил таких учащихся . На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения , углубления и обновления знаний.

Особая роль в приобретении такой способности самостоятельно "доходить" до знаний отводится общеучебным интеллектуальным умениям.

Несформированность общеучебных интеллектуальных умений низводит интеллектуальную деятельность школьника к формальному усвоению материала: например, к репродуктивным пересказам текстов, зубрежке. Эти умения формируются только в личном опыте ученика. Но приобретение этого опыта, освоение умений могут и должны быть организованы учителем, и одной из основных форм может стать игровая деятельность.

Для эффективной работы учителя, следует выделить наиболее значимые общеучебные интеллектуальные умения, приоритетные для формирования учебной деятельности (с учетом трех ее основных функций: информационно–ориентировочной, операционно–исполнительской и контрольно–оценочной.):

– наблюдение, слушание, чтение –

умения, обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями (информационно – ориентированные умения), помогают ученикам понимать воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний информацию в соответствии с учебными задачами.

– классификация, обобщение –

умения, связанные с операционно–исполнительной функцией учебной деятельности и обеспечивающие логическую переработку изучаемого материала. Эти умения находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности – анализа, синтеза, абстракции и обобщения.


– самоконтроль –

умение, которое обслуживает контрольно – коррекционную функцию учебной деятельности и обеспечивает слежение за ходом и результатом совершаемых учебно–познавательных действий.

Оптимальный, проверенный практикой путь развития названных умений заключается не в усиленной и изолированной тренировке каждого из них, а в создании дидактических условий, которые помогли бы их становлению в сочетании. Наиболее эффективно эти условия и создаются в игре.

Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений дидактических игр имеет как минимум двойной педагогический эффект.

Во – первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот "ансамбль" умений, которые ими исподволь отрабатываются в форме игры.

Во – вторых, значимым представляется и само строение игр как разновидности "игр с правилами", естественно и закономерно подводящее ребенка к учебной деятельности.

Помощь детям риска в достижении определенного уровня школьной зрелости в системе коррекционно–развивающего обучения и конкретно в работе по формированию учебной деятельности и коррекции ее надостатков заключается в усилении прямого пути воздействия на учащихся, т.е. с помощью непосредственно игровых заданий, в которых осуществляется формирование учебной деятельности.

Данная работа приводит систему игровых заданий, рассчитанных на активную и действенную помощь школьнику со стороны учителя в овладении учебной деятельностью в ее целостности и полноте, а так же позволяет учителю организовать работу по развитию познавательных способностей.


Игры направлены на формирование целостной учебной деятельности.

2. Игра "Угадай, кого позову".

Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать : Се – ре – жа, Ма – ри – на, Ок – са – на и др. Вместо имен ученикам можно предложить называть предметы, которые они видят в классе, овощи, мебель, и т.д.


Игра "Летает – не летает"

Педагог объясняет правила игры: " Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки вверх.

Если я назову не летающий предмет, вы хлопаете в ладоши.

Аналогично проводится игра "Трава, кусты, деревья".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!