БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ
Урок 1. Если солнечно и жарко
I. Повторение правил поведения при пищевом отравлении
П. Беседа по теме
Вы любите лето? Солнце? Без солнца и тепла не могут жить люди, животные, растения. В то же время долго находиться на солнце вредно, есть опасность перегреть голову и получить солнечный удар, который сопровождается головной болью, головокружением, слабостью. Поэтому не рекомендуется в солнечную погоду гулять без головного убора. Вспомните, какую одежду носят люди в пустыне, где солнце особенно жаркое? Большие головные уборы, длинные халаты защищают человека от избыточного солнца.
В нашей местности, чтобы не доводить дело до солнечного удара, достаточно между 11 и 15 часами находиться в тени. Загорать в это время также не рекомендуется.
III. Анализ ситуации
В летний лагерь детвора
Сегодня шумно прибыла.
Мальчишки мчатся на рыбалку,
Девчонки прыгают через скакалку.
Таня листает блестящий журнал,
Словно смотрит телесериал.
Загорелые стройные фотомодели
С каждой страницы на Таню глядели.
Как на них похожей стать?
Во-первых, надо загорать.
Только солнце утром встало,
Таня в руки одеяло,
Легла на пляже и лежит,
Даже к речке не бежит.
Говорят ребята ей:
— Обгоришь, вставай скорей.
Слушать Таня не желает,
Она лежит и загорает.
Бегут дети на обед,
Что-то Тани с ними нет.
Наша Таня у врача,
«Подгорела» сгоряча:
Спина покраснела и сильно болит,
Совсем не «журнальный» у Танечки вид.
— Что случилось с Таней?
— Как вы понимаете слово «сгорела»?
— Полезен ли загар?
IV. Оздоровительная минутка:
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)
V. Просмотр видеосюжета ««Приключения Юли и Ромы – солнечный удар»»
VI. Признаки солнечного ожога:
— покраснение кожи;
— озноб;
— рвота;
— головная боль.
VII. Помоги себе сам!
Перейти в прохладное место, полежать. Наложите на обожженный участок кожи холодный компресс (можно с использованием подсоленной воды), периодически меняя его, выпейте воды. Если кожа покрылась волдырями от солнечного ожога, ее нужно смазать сметаной или кефиром. И обязательно сказать об ожоге взрослым.
VIII. Творческая часть: рисунок «я на солнышке лежу»
IX. Итог
— Полезно солнце или вредно?
Урок 2. Как помочь себе при тепловом ударе
I. Беседа по теме
Историки утверждают, что в 332 г., во время перехода Александра Македонского через пустыню, от солнечного и теплового удара людей погибло больше, чем в последующих битвах. Причины же теплового удара были выяснены лишь через 400 лет французским ученым Клодом Бернаром. Он соорудил тепловую камеру и изучал, как экспериментальные животные переносят жару. В начале организм животных справлялся с высокой температурой: выделяемый пот, испаряясь, охлаждал кожу; сосуды кожи расширялись, обильнее снабжали ее кровью и, соответственно, охлаждали. Через 20—30 минут температура тела животных стала повышаться, в связи с чем возросли частота дыхания и сердцебиение. Учащенное дыхание, благодаря которому излишнее тепло выводится из легких, помогало животным продержаться еще некоторое время. Затем начинались судороги, и при температуре 43-44 С наступал обморок, который заканчивался смертью. Для человека высокая температура также опасна, как и для животных.
II. Признаки теплового удара:
— слабость;
— головокружение;
— шум в ушах;
— судороги;
— тошнота, рвота.
III. Оздоровительная минутка
IV. Помоги себе сам:
— перейдите в прохладное место;
— займите полусидящее положение;
— на лоб положите холодный компресс;
— выпейте воды.
Анализ ситуации:
Заканчивался учебный год. Стояли теплые майские дни, а Катя простудилась, заболела и пропустила несколько дней в школе. Три девочки из класса пришли ее проведать. Катя жила на пятом этаже, яркое солнце светило в окно ее комнаты, форточка была закрыта, и в помещении было душно и жарко. Девочки рассказали о приближающейся контрольной по математике, решили вместе с Катей домашние примеры и задачи. Через два часа, когда подружки вышли на улицу, они сильно вспотели, у них кружилась голова. «Наверное, заразились», - подумали они.
VI.Творческая часть: рисуем предметы, помогающие уберечь себя от солнечного и теплового удара.
VI. Итог
Не допускайте перегрева организма.
Урок 3. Если на улице дождь и гроза
I. Повторение Как уберечься от солнечного ожога?
II. Беседа по теме
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев)
Поэт восторженно пишет о грозе, знаменующей приход тепла. А теперь посмотрите на картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Дети не рады грозе, они ее боятся. Лицо девочки встревожено, а природа выглядит угрожающе.
— Как вы думаете, почему?
— Какая опасность подстерегает человека во время грозы?
— Приходилось ли вам бывать на улице во время грозы?
— Что вы видели?
III. Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – гроза»
IV. Правила поведения при грозе:
— если вы находитесь на возвышении, спуститесь вниз;
— держитесь подальше от одиноко стоящих высоких деревьев (столбов) и металлических предметов;
— не прячьтесь между высокими камнями;
— если гроза застала вас в воде (лодке), плывите к берегу;
— если вы едете в машине, оставайтесь в ней;
— находясь в доме, закройте окна, выключите радио и телевизор.
Оздоровительная минутка:
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе: красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
VI. Помоги себе сам
Если вы промокли, промочили ноги:
— идите домой (в тепло);
— переоденьтесь в сухую одежду;
— сделайте ванночку для ног: растворите в горячей воде сухую горчицу и опустите в раствор ноги;
— выпейте горячего чая с медом или малиной.
VII. Творческая часть: рисунок « меня в лесу застала гроза»
VIII. Итог
Если вы промокли под дождем, что необходимо сделать, чтобы не заболеть?
Урок 4. Как уберечься от мороза
I. Беседа по теме
За что вы любите зиму? В какие игры можно играть только зимой? Что зимой вызывает неприятные ощущения?
II. Анализ ситуации:
В январе мороз силен —
Заморозил реки он,
Окна все разрисовал,
Птичек певчих напугал.
Третий день мороз под тридцать -
Детям дома не сидится.
Вышла Таня на крыльцо,
Заморозила лицо:
Нос у Тани побелел,
Рог как будто онемел
И бежит мороз по коже,
Что с ним Таня сделать может?
— Что случилось с Таней?
— Как выглядит человек на морозе?
— Как надо вести себя на морозе, чтобы не замерзнуть? Итак, зимой можно обморозиться. Различают общее и местное обморожения.
III. Просмотр видеосюжета «Приключения Юли и Ромы – обморожения»
IV. Признаки обморожения
Общее обморожение: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.
Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет, на ней появляются волдыри.
V. Оздоровительная минутка: гимнастика для глаз
VI. Помоги себе сам
При общем обморожении: завернитесь во что-нибудь теплое; выпейте тёплого сладкого чаю.
При местном обморожении: снять одежду, обувь; согреть в ванночке поражённую конечность при t 20С, поднимая t до 40 С в течение 30 минут; укутать шарфом, свитером; дать пить горячий (не кипяток) чай; при появлении волдырей не прокалывать, а обраться к врачу.
Нельзя: массировать поражённую конечность; растирать снегом; отогревать горячей водой; натирать маслом, жиром.
VII. Игра «Полезно — вредно» Полезно или вредно в сильный мороз:
— хорошо кушать;
— тепло одеваться;
— обувать недосушенную (влажную) обувь;
— долго находиться на ветру;
— медленно прогуливаться по улице;
— кататься на лыжах;
— играть в снежки.
VIII. Итог
В сильный мороз нежелательно длительное пребывание на воздух.
4