Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи: образовательных областей:
Познавательное развитие:
- Учить детей находить и называть геометрическую фигуру – овал.
- Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Закреплять умение устанавливать соотношения между пятью предметами по длине (находить строительный материал нужной длины).
- Закрепить знание количественного счета до 5.
Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепить предметы овальной формы из соленого теста, развивать мелкую моторику рук, упражнять в умении использовать в своей работе знакомые приемы лепки : раскатывания, скатывания, оттягивания,
Воспитывать аккуратность, уверенность в себе.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать интерес к совместной деятельности, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Речевое развитие:
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, согласовывать числительные и существительные.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок: «Гуси- лебеди», «Маша и медведь».
- работа с дидактическими играми: «Найди фигуру», «Подбери ключ», «Чудесный мешочек», «Длинный и короткий».
3. Персонажи сказки «Гуси-лебеди» - Алёнушка и Иванушка.
Печка, яблоня, избушка, река.
Яблоки красные – 5 шт.,яблоки зеленые – 4 шт.
4. Строительный материал - набор деревянных дощечек разной длины, но одинаковой ширины 5штук.
5. Соленое тесто для лепки, поднос, подставки по количеству детей, влажные салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(дети входят в группу)
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас, давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Подарите друг другу улыбку. Сегодня на наше занятие пришли гости- воспитатели из других групп, подарите улыбку им и поздоровайтесь.
Отлично!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран, что вы видите?
Ответы детей (Герои из сказок).
Воспитатель: Вы можете назвать из каких сказок?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Сказки»
Ответы детей: «Василиса Премудрая», «Белоснежка», «Конек-Горбунок», «По щучьему велению» и др.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Как вы думаете на чем можно отправится в путь?
Дети: на самолете, на поезде, на машине…
Воспитатель: Дети! Какие вы молодцы, знаете много транспортных средств. А давайте туда отправимся на волшебном ковре- самолете.(Воспитатель показывает «ковер-самолет»)
Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.
( Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?
Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета под музыку).
Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова и начинаем полёт.
С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте -будет очень интересно!
Воспитатель: Вот мы и прилетели! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.(Кукла- Аленушка,) (Аудиозапись)
Кукла-Аленушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку и вы узнаете в какую сказку вы попали.
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – лебеди
Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди»
Воспитатель: Алёнушка, а ты хочешь с ребятками поиграть? (Аудиозапись)
Кукла-Алёнушка: Хотела бы я с вами поиграть, но случилась беда. Баба- Яга забрала моего братика Иванушку, а я никак не могу найти дорогу до избушки.
Воспитатель: Ребята, поможем Алёнушке? Мы тебя в беде не оставим.
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Ну, тогда в путь! Все на борт.
Наш ковер летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир мы попадем,
И Ванюшу мы спасем! (Воспитатель и дети добираются до яблони)
Воспитатель: Яблонька, покажи нам дорогу до избушки Бабы-Яги?(Аудиозапись)
Яблоня: Покажу, если вы поможете сосчитать мои яблоки.
Воспитатель: Наши ребята готовы тебе помочь.
Дети: 4 красных, 5 зеленых
Воспитатель: Каких яблок больше?
Дети: Красных яблок больше.
Воспитатель: Каких яблок меньше?
Дети: Зеленых яблок меньше.
Воспитатель: Ребята, вы справились. (Аудиозапись)
Яблонька благодарит детей и дает яблочко.
«Куда яблочко покатится, туда и следуйте».
Ребенок рассказывает стих.
Пусть дорога нелегка,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
Наяву и в сказке.
Д/и «Собери мост»
Воспитатель: Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие?
Дети: Одна — широкая, вторая – узкая.
Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?
Дети: Из досок, бревен.
Воспитатель: На берегу лежат строительный материал разного размера для постройки моста. Каждый выберите материал нужного размера и постройте мост?(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Злата, что ты выбрала? Какую? Узкую или широкую? Почему?
Нина: Я выбрала широкую доску, потому что я ставила на широкую речку.
Воспитатель: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?
Дети: Способом наложения.
После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.
Воспитатель: Попросим печку показать дорогу до избушки Бабы- Яги (Аудиозапись)
Печка в ответ:
Я вам, дети, подскажу
И дорогу покажу.
Но пока вы не спешите,
Пирожков мне напеките.
Воспитатель: Ребята, давайте, покажем печке какие мы умеем делать вкусные пирожки.
Дети из готового теста делают пироги овальной формы.
Воспитатель: Пока наши пироги пекутся, расскажем стишки про Бабу-Ягу.
Пироги ставятся в «печку». Дети рассказывают стихотворения.
На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернётся к лесу задом
И старушка очень рада.
Выходит Баба –Яга (пока дети рассказывают стихи воспитатель переодевается)
Баба-Яга: Да кто ж вы такие? Ишь расшумелись? Что вы там про меня рассказываете, спать мне не даете?
Воспитатель: Полно тебе Баба- Яга спать. Отдавай нам Иванушку.
Баба-Яга: Сначала отгадайте загадки и удивите меня чем-нибудь.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?) (2)
На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
Известно, что кошки
Не носят сапожки,
Но мама купила
Сапожки кошки.
Сколько сапожек мама купила,
Что б кошка лапок не замочила?
(4 шт. или 2 пары)
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку … ОХ!
Как можно назвать одним словом все то, что принесла хозяйка с базара? (овощи). Сколько всего овощей принесла хозяйка? (5)
(1+1+1+1+1+=5)
Дети разгадывают загадки.
Баба-Яга: Ой, какие вы умненькие. Всё про математику знаете. А чем это у вас так пахнет?
Дети: Это пирожки, мы сами, сделали, угощайся Бабушка- Яга.
Баба-Яга: Спасибо, вы такие хорошие, верну я вам Иванушку. (Баба- Яга возвращает куклу- Иванушку детям)
Дети: Спасибо.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлится
(возврашаем куклу –Иванушку кукле – Аленушке)
Кукла- Аленушка: Что-то Маша мне на ухо сказать хочет. В благодарность за нашу помощь они нам оставляют угощение. Спасибо!
Воспитатель: А нам пора возвращаться .