СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Народные промыслы России"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены наиболее известные народные промыслы России. Материал может быть использован при проведении занятий по внеурочной деятельности как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Народные промыслы России"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

структурное подразделение клуб «Пламя»









Конспект занятия в объединении

«Техники декоративно-прикладного искусства»


Тема: «Народные промыслы России»













Автор:

Корягина Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования


















Междуреченск 2017

Тема занятия: «Народные промыслы России»

Цель: знакомство учащихся с видами декоративно-прикладного искусства,

Задачи:

Образовательные:

  • повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

  • познакомить обучающихся с видами народных промыслов России и технологией их изготовления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера.

  • Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое и образное мышление, расширять кругозор.

  • способствовать гармоничному развитию личности.

  • воспитывать интерес к народному творчеству и народным промыслам.

Вид занятия: смешанный (Беседа с объяснением, практическая работа, самостоятельная работа)

Тип занятия: Занятие совершенствования умений и навыков

Методы обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, инструктаж;

  • наглядные: показ презентации, демонстрация образцов изделий народных промыслов, картины, рисунки.

Методы практической работы.

  • Репродуктивный метод.

  • Проектно – конструкторский метод: создание произведения декоративно – прикладного искусства.

Технология обучения: личностно-ориентированная технология сотрудничества.

Участники: группа первого года обучения

Оборудование: картинки с изображением основных видов росписи, компьютер, инструкционные карты, загадки.

Ход занятия:

  • организационная часть

  • теоретическая часть

  • практическая часть

  • подведение итогов

Организационная часть:

  • приветствие учащихся

  • объявление темы и цели занятия

  • структура занятия.


Теоретическая часть:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие - мы будем изучать народные промыслы России.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа, его история.

Хохлома

Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

- Как же создаются изделия с хохломской росписью?

- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы 3-4 раза. Следующий этап – «лужение», втирание алюминиевого порошка в поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и готов для росписи. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.


Дымковская игрушка

Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!

- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)


Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

- Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

- А чем же славится село Дымково? (Игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.)

- Лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек.

Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Посмотри, как хороша эта девица-душа!

Щечки алые горят, удивительный наряд!

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!

Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт.

- Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.

Городецкая роспись

Едет в город Городец покупать товар купец:

Разрисованные прялки, люльки, доски и качалки.


Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

- Городецкая роспись зародилась в районе города Городец. Яркая, лаконичная, Городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны. Они всюду разбросаны на поле весёлыми гирляндами и букетами. Любимый фон – ярко-зелёный или красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья. Изображения «петух» и «курочка» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Гжель

Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.

Что за синие просторы! И картины, и узоры!

- Гжель – старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель», зародился в XVII веке. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью.

Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или архитектурными сооружениями. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная  глина  быстро  деформируется,  покрывается  мелкими трещинами, которые приходится  заглаживать  влажной  рукой.

Благодаря этому фигурка утончается  и  вытягивается, приобретая непропорциональную,  но  удивительно  изящную  форму. После  обжига  изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Основную массу  изделий  филимоновских  мастериц  составляют  традиционные свистульки:  барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей  монолитные, скупые на детали —  близки  древним примитивным  фигуркам.  Неширокая  юбка колокол  у  филимоновских  барынь  плавно  переходит  в  короткое узкое тело и  завершается  конусообразной  головой,  составляющей  одно  целое  с  шеей. В  округлых  руках барыня  обычно  держит  младенца  или  птичку-свистульку.  Кавалеры  похожи  на  дам, но  вместо юбки  у них толстые  цилиндрические  ноги,  обутые  в  неуклюжие  сапоги.  Головы  фигурок  венчают  затейливые  шляпки  с неширокими  полями. Филимоновские  мастерицы  расписывают  свои игрушки  яркими  анилиновыми красками,  замешанными  на  яйце,  нанося их  куриным  пером. Несмотря на  относительную  скупость  их  палитры — малиновый,  зелёный,  жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Животные  традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища  и  шеи.  Одноцветной,  обычно  зелёной  или  малиновой  краской,  раскрашиваются  голова  и  грудь,  на  которые  часто  наносят несложный  аляповатый  орнамент.
Филимоновские  барыни  и  кавалеры  одеты  всегда  нарядно  и  ярко, их  шляпки  украшены  разноцветными полосками,  а  на  вороте  кофты,  на  юбке  и  штанах  нанесён  всё  тот  же  бесхитростный  орнамент.  Одежда филимоновских  фигурок  сложилась  под  влиянием  с  одной  стороны  городского  костюма,  с  другой — крестьянских  домотканых  сарафанов,  вышитых  рубах  и  поясов.  Орнамент  (разноцветные  штрихи,  пятна,  веточки,  розетки),  нанесённый  без  определённой  схемы, создает  броский пёстрый  декор.


Жостовская роспись

На подносе из металла я цветы нарисовала.

Россыпь маков, лилий, роз. Вот он – жостовский поднос.

- Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. История этого промысла ведётся с 1825 года, когда в деревне обосновались братья Вишняковы. Они организовали мастерскую и занялись росписью металлических подносов. Изделия сразу начали пользоваться большим спросом, однако другие мастера не смогли составить конкуренцию жостовцам, традиции росписи которых, сохранились до наших дней. Технология изготовления подносов включает несколько этапов. Сначала поднос тщательно шлифуется, затем покрывают двумя слоями грунта, основой которого служат сажа и каолин и шлифуют ещё раз. Подготовленный поднос покрывают несколькими слоями цветного лака, каждый полируется в отдельности. И только после завершения этого процесса мастер приступает к росписи подноса. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы: круглой, овальной, квадратной, гитарной. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. Фон может быть и красным, синим, зелёным, золотым. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.


Палех

В Палехе картины не рисуют в рамах,

В Палехе картины на шкатулке прямо.

Русские мотивы о счастливой доле:

Девицы и парни на гулянье, в поле…

- Село Палех Ивановской области с XVII века славилось своими мастерами-иконописцами. Их работы отличались особой тонкостью письма и применением большого количества золотой краски. От других видов подобного искусства палехскую живопись отличают чёткость силуэтов, вытянутые изящные фигуры людей, декоративность природных пейзажей. Роспись строится на трёх цветах: красном, зелёном и жёлтом. Это сочетание восходит к традициям древних иконописцев, а композиция обрамляется изысканным золотым орнаментом. Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены – все картинки озарены волшебным светом. Палехская лаковая миниатюра занимает одно из ведущих мест в русском декоративно-прикладном искусстве.


Вологодское кружево

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей. 

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.


Вологодская финифть

Вологодская финифть (Усольские эмали) – особый вид декоративно-прикладного искусства с использованием эмалей, получивший развитие в Вологодском крае. В переводе с греческого «финифть» означает «светлый, блестящий камень».

Финифтяное искусство получило большое развитие с XII века. Сначала были известны выемчатые и перегородчатые эмали, а затем появилась техника изготовления по литью, рельефу, гравировке. Впервые русская финифть упоминается в Ипатьевской летописи.

Эмали на Руси ценились не меньше золота и серебра, они сравнивались по своим качествам с драгоценными камнями и самоцветами. Эмаль стойка к воздействию света, воды и воздуха, колебаниям температуры и отличается богатством красочной палитры. Эмалевые краски не тускнеют со временем, сохраняют свой блеск и прозрачность.

Изначально главным мотивом были растительные композиции (в основном — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная).

Практическая часть:

Ребята, перед вами представлены образцы различных видов росписи: хохлома, жостово, городец, гжель. Сейчас мы с вами будем учиться делать основные элементы орнаментов росписи посуды, используя представленные образцы, а затем создадим авторские узоры на ваших тарелках.

Дети создают орнаментальные полосы для каждого вида росписи.


Подведение итогов:

Педагог. Много интересного вы узнали о традиционных русских ремёслах. Перед нами раскрылся многовековой опыт и мудрость русского народа, его душа, юмор, смекалка. Изучая историю народных промыслов, мы возвращаемся к истокам национальной культуры.


Литература.

  1. Величко, Н. К.  Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия : энциклопедия / Н. К. Величко ; обраб. илл. Н. Добросовестновой [и др.]. — М. : АСТ-Пресс книга, 2013. — 224 с. : цв. ил. — (Золотая библиотека увлечений)

  2. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. — СПб. : Литера, 2006. — 127 с. : цв. ил. — (Иллюстрированный словарик школьника).

  3. Искусство Гжели : альбом / авт.-сост. Н. А. Якимчук. —  М. : Сов. Россия, 1985. – 168 с. : ил. Библиогр.

  4. Искусство Жостова. Современные мастера /сост. И. А. Романова. – М. : Сов. Россия, 1987. – 208 с. : ил.

  5. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов ; худож. А. М. Саморезов. — М. : Белый город, 2007. — 48 с. : цв. ил.

  6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей – М. «Просвещение» - 1986г.

  7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 272 с.

  8. Русский национальный календарь. 2006/ Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.


9



Скачать

© 2017, 4707 69

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!