СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему "Золотое правило нравственности" по предмету "Основы Светской Этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия может быть полезен учителям, которые проводят уроки по предмету "Основы Светской Этики".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Золотое правило нравственности" по предмету "Основы Светской Этики"»

Конспект занятия на тему: «Золотое правило нравственности»

по предмету «Основы светской этики»


Цель занятия: сформировать у обучающихся понятие «золотого правила нравственности», как одного из важнейших ценностей человека в жизни

Задачи урока:

Личностные:

  • Развивать этические чувства как результат морального поведения

  • Знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение

  • Учить давать нравственно – этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

  • Формировать умение высказывать суждения

  • Учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

  • Знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Технологии:

  • проблемный диалог

  • здоровьесберегающие

  • модульное обучение (умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний)

  • проблемное обучение (постановка познавательных задач)

  • групповая работа.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковые

  • практические

  • словесные (беседа)

  • метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций).

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуальная

групповая

Ход урока:

I Введение в тему урока

- Сегодня почтальон принес мне вот этот конверт. Сказал передать его вам. Давайте вскроем. (В письме написаны три словосочетания: золотое кольцо, золотая осень, золотое правило)

Что же это за таинственные словосочетания? Как вы понимаете их смысл? Чем отличается словосочетание золотое правило от двух других? (Ответы детей)

Данное словосочетание является частью темы нашего сегодняшнего урока, а оставшееся слово вам нужно разгадать:

«Система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми» - как вы считаете, о каком понятии идет речь? (Ответы детей) - Итак тема нашего урока – «Золотое правило нравственности» 2. Знакомство с новым материалом - Как вы считаете, какие на какие вопросы мы сможем найти ответы по ходу нашего урока? Что бы вы хотели узнать? (Ответы детей) -Итак, мы действительно узнаем, кто сформулировал золотое правило нравственности, узнаем, в чем оно заключается, увидим, встречаемся ли мы с ним в повседневной жизни и решим, насколько оно действительно «золотое». - Давайте еще раз поговорим о понятии «нравственность»! Что для вас нравственность? Какой человек для вас нравственный? А какой безнравственный? Какие качества присущи одному и второму? (На доске находятся карточки с положительными и отрицательными качествами человека, их нужно отнести к нравственности или безнравственности: великодушие, трусость, зловредность, мужество, скупость, правдивость, щедрость, безжалостность, любезность, грубость, честолюбие и т. п.) А теперь послушайте одну Даосскую притчу.

«В очень давние времена один король построил себе большой дворец. Дворец тот был весьма необычный. Внутри он был покрыт зеркалами. Всего его стены, потолки и полы были зеркальными.

Однажды во дворец забежала собака. Озираясь по сторонам, она увидела, как со всех сторон на нее смотрят собаки, множество собак. Собаки были повсюду. Но она была разумной собакой, поэтому просто оскалилась на всякий случай, чтобы испугать их и защитить себя. Окружающие собаки оскалились в ответ. Тогда она зарычала – они ответили ей тем же.

Теперь собака не сомневалась – ее жизнь в опасности, и залаяла. Собаки не уходили, поэтому она стала лаять отчаянно, изо всех сил.  Миллионы собак также отчаянно лаяли в ответ. И чем больше лаяла собака, тем больше они ей отвечали.

Утром во дворце нашли несчастную собаку мертвой.  А ведь она была одна, дворец был пуст, только зеркала окружали ее… миллионы зеркал. Она испугалась своего отражения, она вступила в борьбу со своим отражением. Она погибла в отчаянной борьбе с миллионами своих собственных отражений…»

- Что вы можете сказать об этом? (Если бы собака не скалилась, отражения бы тоже не скалились, и она бы не погибла и т.п.) Знаете ли вы какие-нибудь другие произведения, сказки, мультфильмы на подобную тему? (Ответы детей – крошка Енот, например)

- А есть еще одна притча. Она не такая грустная, но не менее поучительная. Послушайте!

«Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

Я.

А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Похожи ли эти притчи? Чем? Какие выводы можем сделать?

- Давайте попробуем вывести Золотое правило нравственности! Кто уже догадался? (Ответы детей; на доске появляется слайд: ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – ПОСТУПАЙ С ЛЮДЬМИ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ТОБОЙ)

- А теперь послушайте стихотворение (читает подготовленный ученик)

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)

-Понравилось ли вам стихотворение? Перекликается ли оно с Золотым правилом нравственности? В чем? (Ответы детей)

- Поздравляю вас, ребята! Мы ответили на один из вопросов нашего урока. Давайте продолжим.

- Как вы думаете, откуда взялось Золотое правило нравственности? Был ли у него автор? (Ответы детей) - Давайте узнаем, кто, все-таки, был автором данного правила и только ли один человек его формулировал. (Дальнейший показ презентации, слайды: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Хилон; «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе…»
Конфуций; «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе»
Индийский первопророк Ману; «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Иисус Христос; «Не делай другим того, что сам считаешь злом»
Будда; Золотое правило нравственности является общечеловеческим постулатом. В той или иной форме оно фигурирует во всех мировых религиях: в христианстве, в буддизме, в индуизме и др.
Самое раннее упоминание о нем относится к середине первого тысячелетия до нашей эры. ) - Итак, кто формулировал, в том или ином варианте, Золотое правило нравственности? (Ответы детей) Молодцы! Мы с вами ответили на еще один вопрос! Давайте отдохнем! Физминутка 3. Закрепление пройденного материала - А теперь давайте подумаем и вспомним, где мы встречаемся или можем встретиться с Золотым правилом нравственности в повседневной жизни, каждый день? (Ответы детей, рассказы из их жизни) - В стихотворении, которое мы услышали сегодня был призыв, кто его помнит? «Дарите людям доброту!» Скажите, если учитывать Золотое правило нравственности, что мы будем получать взамен от людей? Станет ли мир от этого лучше? В наших ли силах сделать мир чуть лучше? (Ответы детей) Давайте будем помнить об этом! - Итак, мы с вами разобрались, где в повседневной жизни мы встречаемся с Золотым правилом нравственности, а это последний вопрос, на который мы собирались найти ответ на этом уроке! I - Сейчас я предлагаю поработать вам группами. Каждая из групп получит свой конверт, в котором будет стихотворение. Вам нужно будет прочитать его, решить, относится ли оно к теме нашего урока, и, если оно действительно относится, – объяснить всем нам, в чем состоит это отношение.

***

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат. (С. Маршак)



Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку,

а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом,

поставив ему подножку.
Легко не слушаться маму,

а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,

но всё же играет с тобою.
Легко быть злым и упрямым,

на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,

души распахнув своей дверцы.
Тогда ты погладишь собаку

и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом

ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо,

её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость

ты, словно рукою, снимешь.
Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен

даже простой муравьишка ...
Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём

только добром отзовётся!

(Л. Ерохина)

II

- Придумайте и разыграйте ситуацию, где действует золотое правило нравственности.

4. Рефлексия - Сегодня на уроке мы познакомились с очень важным этическим правилом. Назовите его и сформулируйте. Что понравилось, запомнилось больше всего? О чем расскажите родителям? 5. Домашнее задание Дома вы прочитаете в учебнике текст по этой теме, ответите на вопросы, а также подберете русские пословицы, в которых так или иначе подразумевается Золотое правило нравственности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!