СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Как хрупок этот мир. Наши пернатые друзья" Доп.образование

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подмосковье - богатый птичий край. Невозможно пройти мимо такой темы в доп.образовании. На занятии мы не так жёстко стеснены временными рамками, как во время урока в школе, и можно позволить себе понастоящему погрузиться в изучение мира наших подмосковных птиц: рассмотреть, послушать записи голосов, отгадать загадки, услышать стихи и, конечно, нарисовать. После материалов занятия в конспекте идут ряд Приложений, которые помогут педагогу скорректировать свою деятельность и, возможно, обогатить свои личные знания. На моей странице Вы можете найти к данному занятию Презентацию "Моё родное Подмосковье. Птицы". Жаль, что невозможно приложить голосовую запись (Голоса птиц), тк её "вес" многократно превышает допустимые пределы, но для тех, кто не сможет найти их самостоятельно, можно написать мне на почту - перешлю. [email protected]

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Как хрупок этот мир. Наши пернатые друзья" Доп.образование»

МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области





Конспект занятия

Как хрупок этот мир. Наши пернатые друзья





Педагог дополнительного образования

Кораблёва О.Л.

Детский клуб «Факел»





Дубна

2014 г.



Экология и культура

ТО «Красочное путешествие»



Конспект занятия для детей первого года обучения

Как хрупок этот мир. Наши пернатые друзья.



Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья.



Цель: Содействовать формированию у учащихся представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Задачи:

  • закреплять знания учащихся о взаимосвязи природы, общества и человека;

  • дать представление о многообразии видов птиц Подмосковья, познакомить с понятием памятники природы;

  • развивать память, речь, воображение и творческую активность, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику;

  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

  • Воспитывать у детей любовь к родному краю, доброе и бережное отношение к природе, чуткость и милосердие ко всем живым существам;

  • воспитывать эстетическую культуру, умение отражать свои впечатления в творческих работах.



Методические приемы: беседа, художественное слово (рассказ, стихи, экологическая сказка), загадка, рассматривание и классификация видов птиц представленных на картинках, пословицы о птицах, игра.

Словарь: Красная Книга, заповедник, памятник природы, заказник.

Оборудование и материалы: ноутбук (презентация «Птицы Подмосковья»); пособия из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» («Птицы в картинках» Выпуски 1, 2, 3), картинки с изображением птиц для игры-классификации; доска и мел – для рисования сказки; для творческой работы: акварельная бумага А4, восковые мелки, иллюстрации с изображением подмосковных птиц; CD-проигрыватель, CD-диск «Целебное пение птиц» (составлен учёными орнитологами, собрано наиболее красивое, мелодичное, позывное пение птиц средней полосы России. Серия «Целебная музыка», 2007).

Предварительная работа: Предложить детям стихи о птицах для разучивания (по выбору педагога). Беседа: «Осень в Подмосковье». Рисование: «Птичка-синичка»,уголь.


Содержание занятия:

I. Первая часть. Организационный момент

II. Введение.

1. Рассказ про ворону.

2. Стихи про птиц.

3. Основная часть:

  1. Разнообразие птиц Подмосковья

  2. Международный день птиц

  3. Памятники природы

  4. Природные заказники

  5. Презентация «Птицы Подмосковья»

4. Перерыв (Игра. Чаепитие с загадками.)

III. Вторая часть.

6. Экологическая сказка.

  1. Коллективное сочинение пиктографической экологической сказки

  2. Слушание «голоса леса»

  3. 3.Как вести себя в лесу.

7. Физкультминутка  «Да - Нет»

.

IV. Практическая часть. Рисование «Птицы Подмосковья».

  1. Игра-классификация «Птичка к птичке»

  2. Практическая работа: Рисование птиц


V. Итоги занятия.

VI. Фотоматериалы

VII. Используемая и рекомендуемая литература и материалы


Ход занятия

(Тематическое занятие состоит из двух частей по 30-45 минут, в соответствии с возрастом учащихся. В перерыве проводится небольшое тематическое развлечение: на 15-20 минут.)

I. Первая часть. Организационный момент.

II. Введение.

Сегодня мы посвятим наше занятие тем, кого видим каждый день, слышим их весёлые голоса, наблюдаем за их взаимоотношениями… Пока не догадались?.. Тогда я расскажу вам забавную историю из своей жизни…

1.Рассказ.

Шла я как-то раз с работы по тротуару, вдоль которого были собраны кучи осенних листьев. Смотрю, идёт мне навстречу ворона важной независимой походкой и будто бы меня вовсе не замечает, даже в сторону не сдвинулась, наоборот, мне пришлось ей дорогу уступать. Это-то меня и заинтересовало. Решила я за ней понаблюдать. Встала поодаль. Ворона подошла к куче листьев, порылась в ней и довольная отошла. Моё любопытство взяло вверх. Я вернулась и проверила, что же там за сокровище припрятано. «Сокровище» оказалось приличным куском сервелата. И тут- то я чуть не получила по заслугам за своё «покушение». Разъярённая хранительница бежала и вопила что есть мочи! Почему не летела? Не знаю. Наверное, решила разобраться со мной «по-человечески». Я не придумала ничего лучше, чем громко каркнуть ей в ответ. Защитница колбасы от посягательства тут же остановилась как вкопанная, повертела головой, пристально глядя мне в глаза, медленно и важно подошла прямо ко мне под ноги и демонстративно стала закапывать своё сокровище. Сделав дело, не обращая внимания на мой смех, она гордо удалилась так же шагом, ни разу не обернувшись в мою сторону…

Дети: Эта история про ворону. Мы будем сегодня говорить о птицах!

Педагог: О птицах. А каких птиц, ребята, вы видели в нашем городе?

(Ответы детей).

Педагог: А каких птиц вы видели в нашем парке, у озера (у реки, в лесу...)? Может быть с вами тоже случались интересные истории с участием птиц?

(Ответы детей).

Правильно, всем-всем этим птицам мы посвятим наше сегодняшнее занятие. И не только городским, которых мы видим с вами часто, но и тем, которых, после нашего сегодняшнего занятия, вам, наверняка, захочется увидеть.

2. Стихи про птиц.

Педагог: Ребята приготовили для нас стихи о птицах. Давайте внимательно послушаем и обратим внимание на то, как поэты сумели подметить и выразить в стихотворных строчках особенности поведения птиц.

Птичий пир*

Листья с веток опадают. 
Лить дожди не устают. 
Улетают птичьи стаи, 
направляются на юг. 
Но остался сизый голубь 
Зимовать на ветках голых. 
По деревьям вверх и вниз 
Скачет стайка птиц-синиц.

Птица клёст в гнезде ютится, 
А ворона — у окна.
Помогите встретить птицам день, 
Когда придёт весна. 
Прогуляйтесь по опушкам, 
Подарите им кормушки. 
Даже с севера снегирь 
Прилетит на этот пир.

Татьяна Бокова

Королек

Шелестит в уборе сосен
Желтовласый, королек 
Пыль сосновую разносит... 
Он как легкий огонек. 
То потухнет, то запляшет, 
То, порхая стрекозой, 
Быстро крылышками машет 
Над янтарною слезой. 
Видит крошка - королек:
Вязнет в кроне червячок. 
Этим очень озабочен, 
Червячку готов помочь он:
«Всюду острый нужен глаз, 
- Я в смоле бы не увяз!» 
Вот из капельки блестящей 
Он червя за спинку тащит... 
Ловко вытащить сумел! 
Только вытащил и съел. 
Королек такая птица -
Весь в наперстке уместится.
И зимой на соснах он 
Свиристит синицам в тон.

А. Барто

Воробей 


Воробей мой, воробьишка! 
Серый, юркий, словно мышка. 
Глазки — бисер, лапки — врозь, 
Лапки — боком, лапки — вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону — 
Видишь, хлебца накрошил... 
Двинь-ка клювом в бок ворону, 
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, 
Так, вот так, еще чуть-чуть... 
Ветер сыплет снегом, злюка, 
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка, 
Будем вместе в доме жить, 
Сядем рядышком под вьюшкой, 
Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко... 
Фурх! Удрал... Какой нахал! 
Съел все зерна, съел все крошки 
И спасибо не сказал.


Саша Чёрный

*(Стихи подбираются педагогом. В Приложении1 даны варианты на выбор: в соответствии с сезоном, возрастом учащихся и замыслом педагога).

(Поблагодарить детей)

3. Основная часть

1.

Птицы – в истинном смысле прогрессивный, космополитичный класс животных. Благодаря адаптивным способностям к полёту они смогли расселиться по всему земному шару: от жарких тропических пустынь  до ледяных просторов Арктики, от  влажных экваториальных лесов до тайги и от африканской саванны до тундр Евразии и Северной Америки.

Мы часто слышим о диковинных видах птиц из Африки, Австралии и Северной Америки, но вот своих птиц мы вокруг себя не замечаем. И тем не менее разнообразие их велико. Мы все хорошо знаем воробья. Но не каждый знает, что на самом деле в Москве и Подмосковье их целых два вида. Нужно только приглядеться к ним внимательнее.  Есть воробей домовой и есть полевой. Будьте наблюдательными и вы увидите разницу.

В Москве и Подмосковье можно встретить более 300 видов птиц, некоторые из которых гнездятся здесь, другие проводят тут зиму, третьи встречаются лишь во время сезонной миграции и могут останавливаться, чтобы набрать сил во время длительных перелётов. Некоторые виды встречаются повсеместно, другие приспособлены к определённой среде обитания. Птицы населяют леса, луга, поля, болота и озёра, города. Наш город Дубна так уникально расположен, что у нас с вами имеется возможность наблюдать различные отряды птиц. Какие-то из них проживают оседло (оседлые), какие-то кочуют (кочующие), а какие-то останавливаются на путях миграции (залётные). Поскольку в нашем городе и его окрестностях ландшафт разнообразен: есть леса, луга, поля, пастбища, болота, торфяники, реки, пруды и даже водохранилище, - то и разнообразие птиц, которых может наблюдать терпеливый и внимательный исследователь, - значительное.

Помимо разнообразных воробьиных в Москве и Московской области можно встретить  множество хищных птиц, особенно во время осенней и весенней миграции. Нередко среди лугов и полей можно видеть пустельгу с её трепещущим полётом или луговых луней и канюков обыкновенных. На зиму к нам из тундры прилетает мохноногий канюк. Осенью, на пролёте, в небе можно увидеть журавлей. И в нашем городе это не редкость, т.к. совсем недалеко от нас располагается Дубненская низина с хорошо всем известной «Журавлиной родиной» охраняемой природной территорией. Очень яркие воспоминания оставляют весенние тока тетерева и глухаря.  Ночные птицы на территории  Москвы и Подмосковья также не редкость.  Болотные совы, ушастые совы неясыти, воробьиные сычики, козодои и другие встречаются очень часто. Нужно лишь посмотреть вокруг.

2.

А вы знаете, что у птиц есть свой официальный праздник? Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана "Международная конвенция об охране птиц". Впервые в СССР Международный день птиц отмечался в 1927 году.

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле, ведь это  время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны.

Педагог: А как вы думаете, можно говорить о птицах и не говорить о их доме?

(Ответы детей). А в клетках птицы живут? (Ответы детей).

Воля птичке дороже золотой клетки. (Рус.нар. поговорка).

А где же живут птицы? (Ответы детей). Я тоже знаю одно замечательное место, где живёт множество разных птиц! Наша река Дубна протекает по Дубненской низменности, богатой своими болотами и болотцами, которые облюбовали многие виды птиц. А в самой Дубненской пойме топкие ивняки и заросшие тростником старицы соседствуют с заливными лугами и заболоченными березовыми и черноольховыми лесами с дубовыми гривами и вязовниками. Здесь и пойменные луга, и сенокосы, участки высокотравья, и кустарниковые и осоковые болота, чередующиеся с сельскохозяйственными землями — пашнями, выгонами, сенокосами и заброшенными полями. Такая мозаичная структура территории благоприятна для многих видов птиц. Список птиц, встречающихся на территории Дубненской низменности, насчитывает 218 видов, из них 38(!) занесены в Красную книгу Московской области и 7(!) в  Красную книгу России.

Весной на залитых лугах останавливается до 8 тысяч гусей, различные виды уток и куликов, можно увидеть лебедей и аистов. Летом гнездится более 20 пар серых журавлей. Осенью — из других мест с севера собирается более полутора тысяч серых журавлей, образуя перед перелетом на юг крупное скопление. А зимой прилетают из тундры полярные совы. Фауна млекопитающих представлена практически всеми видами, характерными для центра европейской части России. Здесь обычен лось, встречаются марал и косуля. Нередки медведь, рысь, выдра и барсук, заходит волк.

3.

Педагог: Чтобы сохранить всё это многообразие, нужны немалые усилия со стороны человека. И решили люди, что природе тоже необходимы свои памятники, чтобы последующие поколения могли любоваться нетронутыми природными местами, чтобы дать возможность жить не притеснённо и птицам и зверям… Только памятники природе должны быть особенными… Какими, ребята, как вы думаете?

(Ответы детей).

Педагог: Рядом с нами есть такие памятники!

И многие из них связанны с птицами.

Памятники природы:

Журавлиная родина

О журавлиных болотах, потаённых озёрах и глухих лесах Дубненской низины, про которую я вам рассказывала, ещё в 30-е годы прошлого века писал М.М. Пришвин. Он и дал краю название «Журавлиная родина». Пришвинская Журавлиная родина сохранилась до наших дней. 30 лет назад здесь был создан государственный заказник. Сейчас в Дубненской низине действует целый комплекс охраняемых природных территорий, его площадь более 36 тысяч гектаров. Здесь сохраняются места обитания редких видов животных и растений, места остановок водоплавающих и журавлей на пролёте, реликтовые ландшафты — болота и озёра ледникового происхождения, истоки рек, старые еловые леса. Весь этот комплекс входит в резервный список Водно-болотных угодий международного значения и является Ключевой орнитологической территорией России. В 2012 году здесь началось проектирование Природного Парка.

Памятник природы "Дубненская колония серых цапель"

Памятник природы "Дубненская колония серых цапель"- уникальный объект живой природы.

 «…Радость моя была представлена в небе явлением цапли. Не знаю, почему так люблю я ее медленный полет вечерней зарей на безоблачном небе. Всякая птица летит, значит, летит, то повыше, то пониже, то вздрогнет, то свернет, а это не птица, а будто карета едет - карета радости. Это едет по небу хозяйка необозримых болот.» Так удивительно писал о полёте цапли Пришвин. (М. Пришвин. Дневники. 1926-1927. Книга пятая.)

4.

Кроме настоящих памятников природы, рядом с нами располагаются и природные заказники.

Зака́зник — это охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды. Здесь  запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, например такие как охота, в то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (сенокос, выпас скота и т.д.).

Заказники:

Природный заказник «Сущёвская пойма р. Дубны»

Входит в состав Батьковско-Дубненского массива. Водно-болотное угодье международного значения. Место остановки на пролете большого количества водоплавающих и околоводных птиц.

Природный заказник "Дубненский левобережный"

Образован в 1988 г., площадь 1300 га. Типичные пойменные леса — черноольшанники и березняки, старицы р. Дубна. Место обитания редких и охраняемых в области животных и растений. Место крупных ночевок и летнего обитания серых журавлей. Входит в состав КОТР «Журавлиная родина». Заказник включает в себя пойменный лес и старицу (участок старого русла) р. Дубна.

Человек – создание, стремительно меняющее мир его окружающий, но всегда ли он думает о последствиях своих преобразований?

Вот как об этом сказал поэт:


Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого малейшего малька.

Пока об этом думать не охота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды.

Всё меньше окружающей природы.

Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

5.

Педагог: Я думаю, что вам, наверняка, хочется посмотреть на наших Подмосковных птиц и, может быть, проверить себя: каких из них вы узнаете?

( Презентация «Птицы Подмосковья».)

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал:

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Наверное, тогда, когда мы с распахнутым сердцем войдём в эту «Кладовую солнца», мы и научимся по-настоящему ценить этот мир живой Природы! Птице — воздух, рыбе — вода, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

4. Перерыв.

Игра «Прилетели птицы»

Задание: Дети встают в круг. Во время чтения стихотворения они должны топнуть ногой  тогда, когда они услышат не птицу. Те, кто ошибается, присаживаются на корточки и продолжают игру в новой позе и когда слышат ошибку, то хлопают в ладоши. Те, кто ошибается второй раз, садятся на пол и продолжают игру. Старшим ребятам можно предложить сосчитать всех птиц и показать Вам число, соответствующее количеству птиц. 

Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.

голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.

голуби, куницы.
голуби, синицы,


чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.

голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,


аисты, кукушки,
совы и ватрушки.

Чаепитие с загадками. (Специфика работы клуба «Факел» позволяет в перерывах между занятий проводить чаепитие). Количество загадок должно соответствовать количеству детей, чтобы каждый ребёнок мог дать правильный ответ и получить угощение.

Педагог: Ребята, предлагаю вам сегодня «загадочный» чай… Мы будем пить чай с загадками!

(Зачитывают загадки. Каждый правильный ответ поощряется «сладким призом» к чайному столу. Примеры приводятся в Приложении 2.)

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.(Дятел)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
Есть полоска шарфика. (Синица)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)

И в лесу, заметьте, дети, 
Есть ночные сторожа. 
Сторожей боятся этих 
Мыши, прячутся, дрожа! 
Очень уж суровы 
Филины и… (совы)

Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

Пёстрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик)

Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти. (Цапли)

Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду. (Кукушка)

У меня ходули — Не страшит болото.
Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля)


Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.  (Аист)


Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая.

Известная персона.
Кто она? (Ворона)

III. Вторая часть.

6. Экологическая сказка.

1.Коллективное сочинение пиктографической экологической сказки

(Приблизительное время для данного вида работы – 10 минут.)

Педагог: Продолжим мы наше сегодняшнее занятие необычной экологической сказкой, которую сочиним все вместе.

(Педагог приглашает к доске первого ученика, который начнёт рисовать сказку).

Педагог: Давайте представим, что мы пришли с вами в наш лес… Нарисуй, пожалуйста, какие в нём растут деревья.

Ребёнок рисует. В это время педагог шёпотом на ушко сообщает другому ребёнку задание. Когда первый заканчивает свой рисунок, подходит второй и дорисовывает червячков и гусениц, поедающих деревья и листья.

Следующий ребёнок должен предложить способ борьбы с вредителями. Он рисует дятла

( или других лесных птиц и называет их).

В это время педагог предлагает очередное «тайное» задание: нарисовать огромное палящее солнце, буквально сжигающее листья деревьев.

Другой участник сказки выходит с предложением, как спасти лес от палящего солнца.

Педагог: Странно, ребята… В нашем лесу много птиц, ему достаточно и влаги и солнца, но он всё равно медленно умирает… Смотрите нет ни одного молодого деревца, ни одного росточка. Почему?

(Ответы детей).

Правильно! Наш лес остался без лесных жителей.

(Можно пригласить нескольких детей желающих нарисовать животных. Предложить им продумать и договориться: кто какое животное будет рисовать, ведь любая экосистема должна находиться в равновесии.)

Следующим заданием можно предложить детям спасти лес от браконьеров и невоспитанных отдыхающих на природе.

(Дети могут предложить свои варианты «нападения и защиты» своего леса. Педагог контролирует и поддерживает ребят в ходе коллективного обсуждения событий сказки. Время отводимое на данный вид работы зависит от проявленного интереса, активности детей. В конце сказки педагог вместе с детьми подводит итог.)

Педагог: А итог нашей сказки таков: наш замечательный лес – это не только чудесные деревья, растения, цветы, ягоды, грибы и всё-всё, что мы с вами так любим, но и… (дети перечисляют птиц, зверей, насекомых живущих в лесу , вместе с лесом и благодаря лесу) и…добрые внимательные люди, любящие лес, оберегающие его, сохраняющие всё это богатство для будущих поколений и животных, и птиц, и насекомых…и людей.

2. Слушание «голоса леса».

Вы замечательно справились с предыдущим заданием, сразу видно, что вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Посмотрите: наш лес не нарисованный - настоящий, он будет жить. Давайте представим этот лес. Закроем глаза и прислушаемся…

(Педагог включает запись голосов птиц).

Что вы слышите? (Пение птиц. Дети называют узнанные ими голоса птиц). Птицы тоже нуждаются в нашей защите. Как мы можем им помочь? (Вешать кормушки, не разорять гнезда, не стрелять в птиц.)

3. Как вести себя в лесу.

Давайте вспомним как надо вести себя в лесу?

1.Не шумите в лесу. Почему?

2.Не ломайте веток и не рубите деревьев. Почему?

3. Не разоряйте муравейники. Почему?

4. Не ловите насекомых. Почему?

5. Не раскапывайте норок. Почему?

6. Не разводите костёр в лесу. Почему?

7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные. Почему?

8. Не оставляйте мусор в лесу. Почему?

9. Не бей стекло в лесу. Почему?

10. Не забирай из леса домой животных и птиц. Почему?


7. Физкультминутка  «Да - Нет».

 Если ответ нет, топаем ногами, если да – хлопаем в ладоши.


Если я приду в лесок, то сорву ромашку? (Нет – топаем).

Если съем я пирожок, то выброшу бумажку? (Нет – топаем).

Если хлебушек кусок на пеньке оставлю? (Да – хлопаем).

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да – хлопаем).

Если разведу костёр, а тушить не стану? (Нет – топаем).

Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет – топаем).

Если мусор уберу, мелкий закопаю? (Да – хлопаем).

Если мусор не гниёт, соберу с собой в мешочек? (Да – хлопаем).

Если я спешу домой, из леса быстро убегаю? (Нет – топаем).

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да – хлопаем).


IV. Практическая часть. Рисование «Птицы Подмосковья».

1.Игра-классификация «Птичка к птичке»

Педагог: Ребята, я приготовила для вас иллюстрации с изображением подмосковных птиц и предлагаю вам их разложить по группам. Пусть в одну нашу «стаю» попадут оседлые птицы (те, которые гнездятся в наших местах), в другую – птицы кочующие (те, которые зимуют в наших местах), а в третью «стаю» - залётные (те, которые пролетают через наши места).

Оседлые (зимующие) птицы:

Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клёст, ястреб, рябчик, тетерев, глухарь, куропатка, чайка озёрная, филин, дятел, сойка.

Кочующие (перелётные) птицы:

Журавль, кукушка, лебедь, скворец, соловей, трясогузка, иволга, утка, аист, ласточка, жаворонок, дрозд, грач.

Залётные (пролётные) птицы:

Снегирь, свиристель, гусь, лебедь.


Пока вы рассматривали птиц и раскладывали картинки, вам наверняка какая-то птичка особенно приглянулась. Я предлагаю вам сегодня нарисовать именно её.

2.Проводится практическая работа: Рисование птиц (Фоновое сопровождение: Голоса птиц. Материалы: акварельная бумага, восковые мелки.). Дети могут работать в парах и группах, если их выбор совпал.)

V. Итоги занятия.

Педагог: О чём мы сегодня говорили на занятии? (О птицах и природе. О взаимосвязи всего живого. О том, что человек может наносить вред природе своими необдуманными действиями. О необходимости охраны природы.)

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Ребята, как вы понимаете значение этих слов? (Если мы будем бережно относиться к природе, то и наша Родина будет развиваться и процветать. Заботясь о природе, мы заботимся о своей Родине и её будущем.) Давайте никогда не будем забывать об этом: будем беречь родную землю и заботиться о ней!

























VI. Фотоматериалы

«Удод».Восковые мелки. Фещяк Яна, 10 лет.

«Иволга». Восковые мелки. Кораблёв Иван, 8 лет.

«Сойка». Восковые мелки. Кораблёв Иван, 8 лет.





«Кукушка». Восковые мелки. Гулин Фёдор, 10лет.



«Свиристель». Восковые мелки. Гулин Фёдор, 10 лет.





VII. Используемая и рекомендуемая литература и материалы:

  • Полевой определительптиц Подмосковья. – М.Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2009.

  • Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». «Птицы в картинках». Выпуски №№1,2,3.

  • Интернет-ресурсы:

vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-ptits.html‎

kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-ptic.html‎

ped-kopilka.ru/poslovicy; znayka.net; www.zyblik.info/raznoe

vershina.net/static/klassifikaciya_ptic.html‎

birds-breed.net/page/page3.html

www.mooirvao.com/mooirvao-new/redbookmo‎



Информационные и справочные материалы
Приложение 1

Стихи о птицах

Птичий пир

Листья с веток опадают. 
Лить дожди не устают. 
Улетают птичьи стаи, 
направляются на юг. 
Но остался сизый голубь 
Зимовать на ветках голых. 
По деревьям вверх и вниз 
Скачет стайка птиц-синиц.

Птица клёст в гнезде ютится, 
А ворона — у окна.
Помогите встретить птицам день, 
Когда придёт весна. 
Прогуляйтесь по опушкам, 
Подарите им кормушки. 
Даже с севера снегирь 
Прилетит на этот пир.

Татьяна Бокова



Покормите птиц 


Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну! 

Александр Яшин 





Жаворонок


Тихо раннею порой
После тёплой ночи...
Вдруг —
Над самой головой,
Над колхозного землёй
Зазвенел
Звоночек!
Весь в потоках света,
В дымке синеватой,
Солнцем обогретый,
Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит
И — звенит,
звенит,
звенит 

Стал не больше точки 

Полевой звоночек!


Иван Демьянов


Жаворонок


Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,
А кому – не знает...
Та, кому она, поймет,
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой:
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.

Нестор Кукольник 
1840 











Куропатки 

Куропатки на ночлег 
В голубой 
Нырнули 
Снег. 
И до самого рассвета 
В этом сказочном снегу 
Куропаткам снилось лето 
С голубикой 
На лугу. 

Т. Белозеров

 
Галчата 

 

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит. 
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув, 
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом — 
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул 
И веселою нырялкой в синем небе потонул...

 

Саша Чёрный

 

Королек

Шелестит в уборе сосен
Желтовласый, королек 
Пыль сосновую разносит... 
Он как легкий огонек. 
То потухнет, то запляшет, 
То, порхая стрекозой, 
Быстро крылышками машет 
Над янтарною слезой. 
Видит крошка - королек:
Вязнет в кроне червячок. 
Этим очень озабочен, 
Червячку готов помочь он:
«Всюду острый нужен глаз, 
- Я в смоле бы не увяз!» 
Вот из капельки блестящей 
Он червя за спинку тащит... 
Ловко вытащить сумел! 
Только вытащил и съел. 
Королек такая птица -
Весь в наперстке уместится.
И зимой на соснах он 
Свиристит синицам в тон.

А. Барто




Воробей 


Воробей мой, воробьишка! 
Серый, юркий, словно мышка. 
Глазки — бисер, лапки — врозь, 
Лапки — боком, лапки — вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону — 
Видишь, хлебца накрошил... 
Двинь-ка клювом в бок ворону, 
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, 
Так, вот так, еще чуть-чуть... 
Ветер сыплет снегом, злюка, 
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка, 
Будем вместе в доме жить, 
Сядем рядышком под вьюшкой, 
Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко... 
Фурх! Удрал... Какой нахал! 
Съел все зерна, съел все крошки 
И спасибо не сказал.


Саша Чёрный





Лебедь

Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего -
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.

Ф. Тютчев 







Снегири 

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев

Ласточка
Собиралась ласточка
Улетать на юг
И глядела ласково
На своих подруг -
На подруг, с которыми
Заниматься сборами,
И делить с которыми
Сотни верст пути,
И в пути с которыми
Разговор вести.И ко мне наведалась
Поразмять крыло,
Щебетала весело,
Что на ум пришло:
"Ничего не ведомо,
Ничего не гадано
И ничто не задано
Наперед судьбой,
А проститься надо нам
Навсегда с тобой".

Увидала ласточка
Мой унылый лик
И сказала ласково:
"Не грусти, старик!
Не с добра приходится
За теплом охотиться,
Но порою сходится
И с горой гора.
Ты прости, как водится,
А теперь - пора".

Пожелал я ласточке
Всех заморских благ.
Это ты прости меня,
Коли что не так.
Не сойтись с горой горе,
Ты крутись в чужой жаре,
А я тут в своей норе
У зимы в плену
На своем родном дворе
Подожду весну. Д. Сухарев 



Синицы 


Спозаранок скачут птицы 
По заснеженным ветвям - 
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день – 
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.


Ю.Синицын



Где обедал воробей?

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей. 
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

С.Маршак 

 


Свиристели  

 

Свиристели прилетели,
Стайкой на деревья сели,
И, заполнив воздух трелью,
Оживили старый двор.
Свиристели прилетели,

И весёлою метелью
С песней флейты и свирели
Закружился хоровод. 

Свиристели прилетели,
Оживились и деревья,
Словно листьями оделись,
Только серыми чуть-чуть.
Не стоят, а, словно пляшут,
И под песни веткой машут.
А хохлатки кружат, скачут,
Стайкою большой, не прячась,
Словно бы готовясь в путь. 

Свиристели прилетели,
И несутся птичьи трели,
Словно подарить хотели
Праздник серым зимним днём.
Закружить нас в карусели
Песен, радости, веселья,
Разбудить от зимней лени,
Чтобы помнилось о нём. 

Свиристели прилетели!

К. Ангарина





































Приложение 2

 

Загадки о птицах

Ходит к речке смело
Он в наряде белом.
У него на ножках
Красные сапожки. (Гусь)

Крылатый, горластый —
Красные ласты. (Гусь)



На шесте — дворец,
Во дворце — певец. (Скворец)

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.(Скворец)

Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.(Дятел)

Хоть я не молоток -По дереву стучу.
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный. (Дятел)

В лесу, под щебет, звон и свист, 
Стучит лесной телеграфист: 
«Здорово, дрозд, приятель!» 
И ставит подпись…(Дятел)

Я по дереву стучу, 
червячка добыть хочу, 
Хоть и скрылся под корой — 
Всё равно он будет мой!  (Дятел)



Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! 
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.(Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
Есть полоска шарфика. (Синица)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)

Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет. (Соловей)

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы — … (Соловья)

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)

Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло. (Сова)

Днём спит, ночью летает.(Сова)

И в лесу, заметьте, дети, 
Есть ночные сторожа. 
Сторожей боятся этих 
Мыши, прячутся, дрожа! 
Очень уж суровы 
Филины и… (совы)


Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)




Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.(Ястреб)

Глазищи круглы,
Когтищи остры,
Носище кривой —
Разбойник лесной. (Филин)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

Пёстрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)

Удивительный ребёнок: 
Только вышел из пелёнок, 
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки! 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, 
Ведь это…(снегири)

В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик)

Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти. (Цапли)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду. (Кукушка)

Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.(Кукушка)



Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)


У меня ходули — Не страшит болото.
Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля)


Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)


Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая — Известная персона.
Кто она? (Ворона)


Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
Днём сидит он, как слепой, 
А лишь вечер — за разбой.(Филин)


Шило впереди, 
клубок середи, 
ножницы сзади. (Ласточка)

Спереди — шильце, 
сзади — вильце, 
Сверху — чёрное суконце, 
Снизу — белое полотенце. (Ласточка)


Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)


Трещала с самого утра: 
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» 
А что пора? Какая с ней морока, 
Когда трещит… (Сорока)



Непоседа пёстрая, 
птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
самая болтливая. 
Верещунья белобока, 
а зовут её… (Сорока)






Приложение 3 Птицы в пословицах и поговорках

Старого воробья на мякине не проведешь.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Журавль прилетел и тепло принес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает

Всякая ворона свой зобок набивает.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Ночная кукушка, дневную перекукует.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Кукушка кукует, по дому горюет.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Одна ласточка весны не делает.

Без первой ласточки весна не обходится.

Мала синичка, да коготок остер.

Невелика синица, голосок востер.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.

Синичка - воробью сестричка.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Журавль прилетел и тепло принес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает

Красна птица опереньем, а человек - уменьем.

Красна птица пером, а человек - умом.

Слово  - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Всякая птица к своей стае летит.

Большой птице большое гнездо нужно.

Видно птицу по полету.

Поменяли кукушку на ястреба.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Грудь лебединая, походка павлиняя.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

ped-kopilka.ru/poslovicy; znayka.net; www.zyblik.info/raznoe














































Приложение 4






http://www.google.ru























Приложение 5





vershina.net/static/klassifikaciya_ptic.html‎









Приложение 6 Современная классификация птиц

Все современные птицы относятся к иногда выделяемой как подкласс группе веерохвостых птиц - Ornithurae, или Neornithes, которая противопоставляется ящерохвостым птицам -Saururae, или Archaeornithes. К последней группе относят лишь археоптерикса.

Веерохвостые птицы разделяются на 2 подкласса, объединяющих 33 отряда (6 из них только с ископаемыми формами) и 213 семейств (из них 42 - ископаемые). Всего известно около 9000 видов, группируемых в 2000-2400 родов. Распространены практически по всему земному шару.

Отряд Аистообразные - Ciconiiformes
  • Подотряд Цаплевые - Ardeae

  • Подотряд Молотоглавы - Scopi

  • Подотряд Аистовые - Ciconiae

Отряд Бескрылые, или Кивиобразные - Apterygiformes
  • Семейство Киви - Apterigidae

Отряд Буревестникообразные - Procellariiformes
  • Семейство Альбатросовые - Diomedeidae

  • Семейство Буревестниковые - Procellariidae

  • Семейство Качурковые - Hydrobatidae

  • Семейство Ныряющие буревестники - Pelecanoididae

Отряд Веслоногие, или Пеликанообразные - Pelecaniformes
  • Семейство Баклановые - Phalacrocoracidae

  • Семейство Пеликановые - Pelecanidae

  • Семейство Змеешейковые - Anhingidae

  • Семейство Фаэтоновые - Phaethontidae

  • Семейство Олушевые - Sulidae

  • Семейство Фрегатовые - Fregatidae

  • Семейство Профаэтоновые - Prophaethontidae

  • Семейство Plotopteridae

  • Семейство Protoplotidae

Отряд Воробьинообразные - Passeriformes
  • Надсемейство Славковые - Sylvioidea

  • Семейство Белоглазковые - Zosteropidae

  • Семейство Бюльбюлевые, или короткопалые дрозды - Pycnonotidae

  • Семейство Ванговые - Vangidae

  • Семейство Виреоновые - Vireonidae

  • Семейство Виреоны попугайные - Cyclarhidae

  • Семейство Виреоны сорокопутовые - Vireolaniidae

  • Семейство Воробьиные - Passeridae

  • Семейство Врановые - Corvidae

  • Семейство Вьюрковые - Fringillidae

  • Семейство Вьюрковые ткачики - Estrildidae

  • Семейство Говоруны австралийские - Pomatostomidae

  • Семейство Гусеницеедовые - Conopophagidae

  • Семейство Древесницевые, или американские славковые, или лесные певуны - Parulidae

  • Семейство Древолазовые - Dendrocolaptidae

  • Семейство Дроздовые - Turdidae

  • Семейство Дрозды водяные - Zeledoniidae

  • Семейство Дронговые - Dicruridae

  • Семейство Дулидовые, или пожиратели пальмовых семян - Dulidae

  • Семейство Жаворонковые - Alaudidae

  • Семейство Завирушковые - Prunellidae

  • Семейство Иволговые - Oriolidae

  • Семейство Иоровые - Aegithinidae

  • Семейство Кардиналовые - Cardinalidae (см. семейство Овсянковые - Emberizidae подсемейство Кардиналовые - Cardinalinae)

  • Семейство Комароловы - Polioptilidae

  • Семейство Коньки американские - Peucedramidae (см. Семейство Вьюрковые - Fringillidae подсемейство Peucedraminae)

  • Семейство Корольковые - Regulidae

  • Семейство Котинговые - Cotingidae

  • Семейство Крапивники новозеландские - Acanthisittidae

  • Семейство Крапивниковые - Troglodytidae

  • Семейство Крапивниковые синицы - Chamaeidae

  • Семейство Кустарниковые птицы - Atrichornithidae

  • Семейство Ласточковые - Hirundinidae

  • Семейство Ласточковые сорокопуты - Artamidae

  • Семейство Лирохвостые, или птицы-лиры, - Menuridae

  • Семейство Листовковые - Chloropseidae

  • Семейство Листовковые - Irenidae

  • Семейство Личинкоедовые - Campephagidae

  • Семейство Малиновки австралийские - Petroicidae

  • Семейство Манакиновые - Pipridae

  • Семейство Медоеды карликовые - Paramythiidae

  • Семейство Медососовые - Meliphagidae

  • Семейство Муравьеловки полосатые - Thamnophilidae

  • Семейство Муравьеловковые - Formicariidae

  • Семейство Мухоловки (свиристели) шелковистые - Ptilogonatidae

  • Семейство Мухоловковые - Muscicapidae

  • Семейство Нектарницевые - Nectariniidae

  • Семейство Овсянковые - Emberizidae

  • Семейство Оляпковые - Cinclidae

  • Семейство Остроклювые - Oxyruncidae

  • Семейство Пардалотидовые - Pardalotidae

  • Семейство Пересмешниковые - Mimidae

  • Семейство Печники, или птицы-гончары - Furnariidae

  • Семейство Питтовые - Pittidae

  • Семейство Пищухи австралийские древесные - Climacteridae

  • Семейство Пищуховые - Certhiidae

  • Семейство Поползневые - Sittidae

  • Семейство Поползни красноклювые - Hyposittidae

  • Семейство Райские птицы - Paradisaeidae

  • Семейство Ремезовые - Remizidae

  • Семейство Рогоклювы, или ширококлювы - Eurylaimidae

  • Семейство Свиристелевые - Bombycillidae

  • Семейство Свиристелевые сорокопуты - Hypocoliidae

  • Семейство Свистуны австралийские - Pachycephalidae

  • Семейство Синицевые - Paridae

  • Семейство Синицы длиннохвостые или Ополовники - Aegithalidae

  • Семейство Сителлы - Neosittidae

  • Семейство Скворцовые - Sturnidae

  • Семейство Скворцы новозеландские, или гуйи - Callaeidae

  • Семейство Сойки снигирёвые - Corcoracidae

  • Семейство Сороки австралийские - Cracticidae

  • Семейство Сороки лысые восточные - Picathartidae

  • Семейство Сорокопутовые - Laniidae

  • Семейство Сорокопуты очковые - Prionopidae

  • Семейство Сорочьи жаворонки - Grallinidae

  • Семейство Суторовые - Paradoxornithidae

  • Семейство Танагровые - Thraupidae (= см. семейство Овсянковые - Emberizidae подсемейство Танагровые - Thraupinae)

  • Семейство Тимелиевые, или Кустарницы - Timaliidae

  • Семейство Тиранновые мухоловки - Tyrannidae

  • Семейство Ткачиковые - Ploceidae

  • Семейство Топаколовые - Rhinocryptidae

  • Семейство Траворезовые - Phytotomidae

  • Семейство Трупиаловые - Icteridae ( в наст. время подсемейство Icterinae в семействе Emberizidae)

  • Семейство Трясогузковые - Motacillidae

  • Семейство Турнагры новозеландские - Turnagridae

  • Семейство Филепиттовые, или мадагаскарские питтовые - Philepittidae

  • Семейство Флейтистовые - Cinclosomatidae

  • Семейство Флейтистовые папуасские - Orthonychidae:

  • Семейство Цветоедовые, или цветососовые - Dicaeidae

  • Семейство Цветочницевые - Coerebidae

  • Семейство Цветочницы гавайские - Drepanididae

  • Семейство Цистиколовые - Cisticolidae

  • Семейство Шалашниковые, или беседковые птицы - Ptilonorhynchidae

  • Семейство Ягодоеды черные - Melanocharitidae

Отряд Гагарообразные - Gaviiformes
  • Семейство Гагаровые - Gaviidae

Отряд Голубеобразные - Columbiformes
  • Подотряд Рябки - Pterocletes или Pterocletiformes выделен в самостоятельный отряд

  • Семейство Дронты, или Додо - Dididae

  • Семейство Голубиные - Columbidae

Отряд Грифы Нового Света - Cathartiformes
  • Семейство Американские грифы - Cathartidae

Отряд Гусеобразные - Anseriformes
  • Семейство Паламедеевые - Anchimidae

  • Семейство Утиные - Anatidae

Отряд Динорнисообразные - Dinornithiformes (в настоящее время представители перемещены в Страусообразных - Struthioniformes)
  • Семейство Динорнисовые - Dinornithidae

Отряд Дятлообразные - Piciformes, Picariae
  • Подотряд Якамары, примитивные дятлы - Galbulae

  • Подотряд Настоящие дятлы - Pici

Отряд Журавлеобразные - Gruiformes
  • Семейство Дрофиные - Otididae

  • Семейство Журавлиные - Gruidae

  • Семейство Пастушковые - Rallidae

Отряд Казуарообразные - Casuariiformes
  • Семейство Казуары - Casuariidae

  • Семейство Эму - Dromiceiidae

Отряд Козодоеобразные - Caprimulgiformes
  • Семейство Козодоевые - Caprimulgidae

Отряд Кукушкообразные - Cuculiformes
  • Семейство Кукушковые - Cuculidae

Отряд Курообразные - Galliformes
  • Семейство Тетеревиные - Tetraonidae

  • Семейство Фазановые - Phasianidae

Отряд Мышанки, или птицы-мыши - Coliiformes Отряд Нандуобразные, Бегающие, или Бескилевые птицы- Rheiformes
  • Семейство Двупалые страусы - Struthionidae

Отряд Пингвинообразные - Sphenisciformes
  • Семейство Пингвиновые - Spheniscidae

Отряд Поганкообразные - Podicipediformes
  • Семейство Поганковые - Podicipedidae

  • Семейство Белоголовые поганки - Poliocephalus

  • Семейство Западные поганки - Aechmophorus

  • Семейство Малые поганки - Tachybaptus

  • Семейство Пестроклювые поганки - Podilymbus

  • Семейство Ролландии - Rollandia

Отряд Попугаеобразные - Psittaciformes
  • Семейство Попугаи - Psittacidae

Отряд Ракшеобразные - Coraciiformes
  • Семейство Зимородковые - Alcedinidae

  • Семейство Удоды - Upupidae

  • Семейство Наземные ракши - Brachypteraciidae

  • Семейство Птицы-носороги - Bucerotidae

  • Семейство Сизоворонковые - Coraciidae

  • Семейство Куроловые - Leptosomatidae

  • Семейство Щурковые - Meropidae

  • Семейство Момотовые - Momotidae

  • Семейство Древесные удоды - Phoeniculidae

  • Семейство Тодиевые - Todidae

Отряд Ржанкообразные - Charadriiformes
  • Подотряд Чистики - Alcae

  • Подотряд Кулики - Charadrii [Limicolae]

  • Подотряд Чайки - Lari

Отряд Рябки - Pterocletes или Pterocletiformes
  • Семейство Рябки - Pterocletidae

Отряд Совообразные - Strigiformes
  • Семейство Совиные или Настоящие совы - Strigidae

  • Семейство Сипуховые - Tytonidae

Отряд Соколообразные, или дневные хищные птицы - Falconiformes
  • Семейство Соколиные - Falconidae

  • Семейство Ястребиные - Accipitridae

  • Семейство Птицы-секретари - Sagittariidae

  • Семейство Скопиные - Pandionidae

Отряд Страусообразные - Struthioniformes
  • Семейство Двупалые - Struthionidae

Отряд Стрижеобразные, длиннокрылые - Apodiformes
  • Надсемейство [подотряд] Стрижеобразные - Apodimorphae

  • Надсемейство [подотряд] Колибри - Trochili = Колибриобразные - Trochiliformes

Отряд Тинамуобразные - Tinamiformes
  • Семейство Тинаму - Tinamidae

Отряд Трехперстки - Turniceps
  • Семейство Австралийские трехперстки - Pedionomida

  • Семейство Трехперстки - Turnicidae

Отряд Трогонообразные - Trogoniformes Отряд Фламингообразные - Phoenicopteriformes
  • Семейство Фламинговые - Phoenicopteridae

birds-breed.net/page/page3.html







Приложение 7



ПТИЦЫ В КРАСНОЙ КНИГЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    На территории современной Московской области за весь более чем двухсотлетний период орнитологических исследований зарегистрировано свыше трехсот видов птиц, из которых около 210 гнездятся здесь или когда-либо отмечались на гнездовье. Остальные виды пролетают через территорию области в период сезонных миграций или регистрируются здесь в качестве залетных видов. Среди последних бывает немало редких видов, однако в Красную книгу Московской области, как и в большинство других региональных Красных книг, заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, которые либо гнездятся на территории соответствующего региона, либо регулярно пролетают через него весной и осенью. В первое издание Красной книги Московской области (1998) было включено 62 вида птиц, из которых 61 вид гнездился на территории Подмосковья в середине 1990-х гг. (или в недалеком прошлом), а один вид — пискулька, занесенный также в Красную книгу Российской Федерации — регулярно пролетал через территорию области. В новое издание Красной книги Московской области занесено 68 видов птиц. Добавилось 7 новых видов (малая выпь, серый гусь, лебедь-кликун, шилохвость, черный коршун, клинтух, ястребиная сова), один вид — северная бормотушка — исключен из числа видов Красной книги области и переведен в Приложение 1 (Список редких и уязвимых таксонов, не включенных в Красную книгу Московской области, но нуждающихся на территории области в постоянном контроле и наблюдении). Несложный расчет показывает, что ныне в Красную книгу Московской области занесено 32% (почти треть) видов фауны птиц области из числа гнездящихся. Это больше, чем в целом по всему миру (к видам, находящимся под глобальной угрозой, отнесены 11% фауны птиц мира) или по России (в Красную книгу РФ занесены около 16% видов птиц России), но меньше, чем в целом по Европе (в список птиц Европы, находящихся под угрозой, включено 195 видов из 514 — почти 38%) и гораздо меньше, чем в Красной книге города Москвы, куда занесено почти 50% гнездящихся видов городской орнитофауны/
    Треть гнездящихся видов птиц Подмосковья в Красной книге — это, конечно, немало и не может не внушать опасения за состояние природной среды. Однако, учитывая особенности Московского региона, где на территории, составляющей всего 0,3% площади Российской Федерации, сконцентрировано 10% производительных сил России и 11% российского населения, а плотность людского населения сравнима с плотностью населения в Бельгии и Нидерландах и значительно превышает плотность населения в Великобритании, Германии и Франции, можно было бы ожидать гораздо большего процента видов птиц, находящихся под угрозой. Основных причин, по которым ситуация с птицами в Подмосковье лучше, чем могла бы быть в подобных условиях, три. Во-первых, способ хозяйствования, испокон веков существовавший на территории нынешней Московской области, не требовал коренной трансформации ландшафтов. Леса никогда не вырубались полностью, наряду с лесами существовали сельскохозяйственные угодья — поля, сенокосные луга, пастбища, которые использовались в основном экстенсивно. Во-вторых, огромную роль играла и играет неравномерность распределения людского населения. Существует устойчивый градиент плотности населения от центра к периферии области: в ближайших к Москве районах живет до 1500 человек на 1 км2, тогда как в окраинных районах плотность населения снижается до немногих десятков человек на 1 км2, а в Лотошинском р-не составляет всего 19 человек на 1 км2. Это привело к тому, что окраинные районы Московской области стали естественными убежищами — своеобразными рефугиумами для дикой фауны. В-третьих, Московская область с запада, севера и востока окружена регионами, численность и плотность людского населения в которых, равно как и хозяйственная освоенность, на порядок меньше. Это дает возможность «подпитки» подмосковных популяций редких видов со стороны относительно благополучных популяций этих видов в соседних областях.
    Сказанное, безусловно, не означает, что с сохранением видового разнообразия птиц в Подмосковье все обстоит благополучно. К середине 2000-х гг. здесь перестали гнездиться 12 видов птиц, зарегистрированных на гнездовье на территории нынешней Московской области. Десять из них (чернозобая гагара, черный аист, серый гусь, змееяд, беркут, балобан, сапсан, гаршнеп, кукша и вертлявая камышевка) выпали из фауны гнездящихся видов Подмосковья в период с конца XIX в. по 1970-е гг. Два вида — белая куропатка и сизоворонка — перестали гнездиться практически на наших глазах, в конце ХХ века; в первом издании Красной книги Московской области (1998) эти виды еще значились как таксоны, находящиеся под угрозой исчезновения. Однако десятилетие 1997–2007 гг. принесло не только потери: в Подмосковье вновь появились на гнездовье три вида, которые перестали гнездиться здесь достаточно давно, и в возможность возвращения которых в число гнездящихся видов верилось с трудом. В 2006 г. в Московской области загнездился и благополучно вывел потомство лебедь-кликун, отсутствовавший в Подмосковье больше века. В 2007 г. отмечено гнездование ястребиной совы, тоже не гнездившейся в области с 1870-х гг., и степного луня, несколько пар которого поселились в Талдомском районе, в заказнике «Журавлиная Родина» и его окрестностях. Подобные примеры вселяют оптимизм и надежду на возвращение и других видов, в свое время переставших гнездиться в Московской области. Наиболее вероятные кандидаты на возвращение — черный аист, серый гусь и, возможно, змееяд. Не исключено и появление в Подмосковье гнездящихся пар сапсана.
    По сравнению с первым изданием Красной книги Московской области ухудшилась ситуация с пятью «краснокнижными» видами птиц. Помимо уже упоминавшихся белой куропатки и сизоворонки, перешедших в 0-ю категорию (виды, возможно исчезнувшие на гнездовье), два вида — красношейную поганку и большого веретенника — пришлось перевести в 1-ю категорию (виды, находящиеся под угрозой исчезновения) из, соответственно, 3-й и 2-й категории, а малую чайку — из 3-й категории во 2-ю категорию (вид, сокращающийся в численности). Помимо этого, еще у пяти видов птиц Московской области за последнее десятилетие численность сократилась настолько, что их пришлось занести в новое издание Красной книги. Это малая выпь, серый гусь, шилохвость, черный коршун и клинтух (лебедь-кликун и ястребиная сова занесены в новое издание Красной книги Московской области по другой причине — как возобновившие гнездование после долгого перерыва). В то же время, с пятью видами Красной книги ситуация улучшилась: численность серого журавля перестала снижаться, что дало возможность перевести этот вид из 2-й в 3-ю категорию (редкий вид с относительно устойчивой численностью), три вида — луговой лунь, белоспинный дятел и ремез — увеличили численность, что послужило поводом занесения их в 5-ю категорию (восстанавливающиеся виды), а численность северной бормотушки возросла настолько, что было признано целесообразным исключить ее из Красной книги области.


www.mooirvao.com/mooirvao-new/redbookmo‎





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!