СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения " Добро, рождённое болью" по рассказу Р. Брэдбери "Всё лето в один день"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: сосредоточить внимание под­ростков на двух важных нравственных пробле­мах современности — проблеме сохранения человеческих ценностей земного мира и про­блеме детской жестокости и агрессии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения " Добро, рождённое болью" по рассказу Р. Брэдбери "Всё лето в один день"»


ДОБРО, РОЖДЕННОЕ БОЛЬЮ

УРОК ПО РАССКАЗУ Р.БРЭДБЕРИ «ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ»

ЦЕЛИ: сосредоточить внимание под­ростков на двух важных нравственных пробле­мах современности — проблеме сохранения человеческих ценностей земного мира и про­блеме детской жестокости и агрессии.

Ход урока

Беседа

Какое впечатление произвёл на вас рас­сказ? Почему?

Рассказ производит на ребят грустное, тревожное впечатление, так как они глубо­ко сочувствуют одиночеству Марго, какой-то ущербности всех детей и героев произведе­ния.

Рассказ фантастический, но есть ли в нём, на ваш взгляд, что-нибудь созвучное совре­менному миру? Что именно?

Взаимоотношения школьников, описан­ные Брэдбери, напоминают им современную жизнь, когда между подростками нет взаимо­понимания и начинается гонение на тех, кто не такой, как все.

Как бы вы ответили на вопрос, о чём этот рассказ?

Ребята говорят, что это рассказ о детской жестокости, о красоте Земли, о трудности жизни на чужой планете и невозможности сделать её по-настоящему своей, о дожде и солнце и т.п.

Обобщая их высказывания, скажем:

— Мы редко задумываемся над тем, к чему давно привыкли и считаем само собой разу­меющимся, раз и навсегда данным: о ласке солнечного луча и радости первой травы, о празднике осенних красок и весёлом поскри­пывании снега под ногами, о загадочности лунной дорожки на глади воды и наслаждении ароматом цветущих садов, о грусти журавли­ного курлыканья и обещании счастья в яркой дороге в небо, которой становится радуга... Всё это лишь штрихи многоцветной и прекрас­ной картины нашего земного бытия. Мы видим их с рождения, привыкаем и потому порой не ценим по-настоящему. Мы не думаем, что мо­жем лишиться всего, если не будем беречь свою старую планету по имени Земля. Об этом невольно думаешь, когда читаешь рассказ Рэя Брэдбери «Всё лето в один день».

Как вы думаете, случайно ли дети с Земли оказались на «дикой дождливой планете» Венере? Почему вы так считаете?

Вероятнее всего, люди «прилетели застра­ивать и обживать эту дикую дождливую плане­ту», потому что на Земле стало тесно, а может быть, создались какие-то неблагополучные условия для их жизни: не хватает воды, чисто­го воздуха, полезных ископаемых, появились страшные болезни... Люди готовят себе «за­пасную» планету и стараются приучить к ней своих детей. Но дети, рождённые на Земле, «генетически» с нею связанные, тоскуют в не­привычных условиях по солнцу, теплу и свету, хотя не видели солнца, не знают, что такое свет и тепло.

Как вы представляете себе жизнь детей на Венере?

Они живут в закрытых помещениях-подвалах, годами не бывают на свежем воз­духе, на мир смотрят только через толстые стёкла, так как солнце на этой планете появля­ется лишь раз в семь лет, а в остальное время льют дожди. Дети играют «в гулких туннелях...города-подвала» Они слышат только шум технических приборов и вечного дождя.

Как описывается дождь? Почему в его описании больше всего глаголов?

Дождь льёт « без передышки», бесконечные потоки воды валят «тысячи лесов». Дети слышат, «как с оглушительным шумом рушатся с неба тонны, потоки воды- без просвета, без конца». У Брэдбери «Дождь лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками, так что кругом ходили волны, заливая островки суши». Глаголы помогают услышать его монотонный шум, ощутить его разрушительное действие.

Почему дети так страстно мечтают о солнце?

Солнце для них — невиданное, сказочное чудо. Оно ассоциируется с чистым воздухом, открытым миром, волей, избавлением от тун­нелей и тьмы.

Каким им видится солнце? Почему все их сравнения «неживые»?

Дети сравнивают солнце с жёлтым ка­рандашом, золотом, монетой, потому что они никогда не ощущали живительного дей­ствия солнца и знают о нём только из книг и со слов взрослых. Солнце для них — нечто неведомое, и они не представляют, какое со­стояние оно вызывает у людей. Только Марго «помнит солнце, помнит, какое оно, солнце, и какое небо она видела в Огайо, когда ей было четыре года». Она ощущала солнечное тепло, помнит, что бывает, «когда вспыхивает лицо и всё тело — руки, ноги, дрожащие пальцы». Для неё одной солнце живое.

Мне кажется, солнце — это цветок,

Цветёт оно только один часок, —

сочиняет Марго стихи. Она сравнивает солнце с цветком, а затем — с огнём в очаге.

Вспомните, как описывается в рассказе внешность Марго.

«Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бро­дила под дождём, и дождь смыл с неё все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы — всё вылиняло. Она была точно ста­рая поблёкшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и всё молчала, а если и случалось ей заговорить, голос её шелестел еле слышно».

Что подчёркивает писатель в облике де­вочки?

(Блёклость, слабость, хрупкость, оди­ночество.)

Как вы думаете, случайно ли он делает свою героиню рыжей и голубоглазой?

Она словно слабый отблеск или тень за­бытого солнца в городе-подвале.

Обратите внимание, что в рассказе ни­кто из детей больше не описывается: они все как одно целое, масса — и называются «дети» или «ребята».

Почему же они так невзлюбили девочку?

Им не нравится её слабость и бледность: «Противная эта Марго, противно, что она та­кая бледная немочь, и такая худющая, и вечно молчит и ждёт чего-то, и, наверно, улетит на Землю...» Они не любят её за то, что «она не хочет играть с ними в гулких туннелях этого города-подвала», за то, что не поёт с ними песни «о том, как хорошо жить на свете и как весело играть в разные игры...». «Ну, а самое большое её преступление, конечно, в том, что она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад, и она помнит солнце... А они — они всю жизнь живут на Венере...»

Справедливо ли такое отношение детей к девочке?

Конечно, нет, ведь она не виновата в том, что судьба её сложилась так, а не иначе. И нет её вины в том, что она чахнет на чужой планете.

Как вы думаете, почему стало возмож­ным такое отношение? И как оно характери-зует детей?

Дети выросли без солнца, они никогда не чувствовали его тепла и не знали тепла че­ловеческих отношений. Из рассказа можно заключить, что они постоянно находятся вме­сте (в то время, когда, очевидно, родители их заняты работой), в их отношениях нет добро­ты: окружённые вечным дождём, искусствен­ным светом и техникой, они за шумом стихии и собственными криками не слышат голоса своей души. Недаром автор сначала сравни­вает их с «пёстрой беспокойной каруселью», а потом — со зверьками, «вырвавшимися из глубоких нор». Они бездушны и агрессивны.

Почему дети заперли Марго в чулане? Какое чувство они испытывали при этом?

Дети решили отомстить Марго за то, что она помнит солнце, и за то, что, возможно, снова вернётся на Землю. Запирая её в чу­лане, они испытывают злорадное удовлетво­рение. Самое поразительное, что, закрыв де­вочку, они не сразу отошли от дверей: «Ребята постояли, послушали, а потом улыбнулись и пошли прочь.,.» Будто наслаждались за­точением своей жертвы... И сознанием того, что через несколько минут они увидят долго­жданное лето и солнце, а Марго будет сидеть в темноте.

Брэдбери назвал рассказ «Всё лето в один день». Почему?

Потому что на глазах детей за два часа происходит смена двух времён года — вес­ны и лета.

Попробуем себе представить эту фанта­стическую картину мгновенного преображе­ния планеты. Поможет нам это сделать музы­ка французского композитора Жана-Мишеля Жарре «Oxygene» («Кислород»). Попытайтесь представить, что у вас в руках видеокамера и вы снимаете то чудо, что происходит на ваших глазах. Но одни из вас (работа распределя­ется по вариантам) снимают только деревья, листья, травы, цветы и т.д. крупным планом; другие — общие пейзажи и картины; третьи — исключительно детей. Пока звучит музыка, вы запишете свои наблюдения — «кадры», а по­том мы «смонтируем» их, соединим и получим маленький «видеофильм» «Лето на Венере».

Включается музыка Жарре, часть 2-я или 4-я, и в течение 8—10 минут ребята пишут ко­роткие зарисовки — «кадры». Затем записи читаются вслух.

Вот что примерно получается:

«На сером небе появляются разрывы, будто маленькие окна, через которые льётся нежный голубой свет.

Разрывы становятся всё шире и шире, и вот из одного из них опускается поток сол­нечного света.

Он падает на взволнованные лица детей. Дети жмурятся от неожиданности, а когда рас­крывают глаза, мы видим, что они из серых и бесцветных превратились в голубые, синие, зелёные и даже золотые»

«Сразу всё вокруг делается ярче и кра­сивей.

Только что серые, чернильные джунгли на наших глазах меняют цвет: приобретают сна­чала кремовый оттенок, потом жёлтый, затем начинают зеленеть — и вот наконец становят­ся по-настоящему зелёными, яркими, весё­лыми!»

«Дети хлопают в ладоши, радостно смеются, толкают друг друга, указывая на каждое новое чудо расцветающей планеты. Один мальчик даже встал от восторга на голову, а кудрявая девочка осторожно гладит лист неизвестного дерева»

«На небе уже нет ни облака. Солнце сияет вовсю. Последняя капля дождя блеснула радугой в солнечном луче — и испарилась..»

Дети носятся по зелёной лужайке с крика­ми радости. Девочка наклонилась над краси­вым цветком и нюхает его. Другая уже сплела венок из жёлтых и голубых цветов и надела на голову. Мальчишка гоняется за яркой большой бабочкой, перелетающей с цветка на цве­ток. А этот поймал диковинную шестикрылую стрекозу и разглядывает её цветные глаза-пузырьки»

«Несколько ребят протянули руки к солнцу и наблюдают, как светится в венах кровь в его лучах, как радостно она пульсирует.

Мы видим смеющиеся счастливые лица, солнце позолотило их лёгким загаром и даже подарило некоторым детям свои памятные значки — веснушки»

«Дети так увлечены происходящим, что не видят, как с края неба наползает тёмное обла­ко, постепенно покрывая тенью поляну, скоро оно закроет и солнце, и никто не увидит его целых семь лет!»

Итак, на глазах детей происходит чудо.

Как описывает их реакцию на происходя­щее писатель? Что поражает детей больше всего?

Прежде всего детей поражает тишина, сменившая вечный шум дождя. «Такая настала неправдоподобная тишина, будто вам заткну­ли уши или вы совсем оглохли. Дети недовер­чиво подносили руки к ушам. Толпа распалась, каждый стоял сам по себе». Потом дети испы­тывают огромную радость от происходящего. «Они на всё смотрели и всем наслаждались». Их радость выражается бурно, по-детски: они бегают, смеются, играют. Но есть в этой ра­дости и нечто необычное для обычных детей: среди беготни они часто останавливались, «жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к не­виданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину...».

Что испытывают дети, когда снова начинается дождь?

Впервые к ним приходит ощущение горя, беды, теперь они не со слов, а по-настоящему

понимают, чего они лишаются вместе с уходя­щим солнцем.

Чем они становятся похожи на Марго?

Они делаются такими же вялыми и печаль­ными: «Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они боль­ше не улыбались».

Почему они вспоминают о Марго толь­ко тогда, когда начинается новое семилетие дождя?

Только что пережитая бурная радость, сменившаяся глубоким чувством утраты, на­поминает им о несчастной пленнице. Они теперь понимают, чего лишили свою одно­классницу.

Почему они «не смеют посмотреть друг другу в глаза»?

Им стыдно за свои жестокость и без­душие.

Перечитаем конец рассказа: «Под хо­лодный шум дождя они медленно прошли по коридору. Под рёв бури и раскаты грома перешагнули порог и вошли в ту дальнюю комнату, яростные синие молнии озаряли их лица. Медленно подошли они к чулану и стали у двери.

За дверью было тихо.

Медленно, медленно они отодвинули за­сов и выпустили Марго».

Если, когда запирали девочку, всё совер­шалось стремительно, быстро, без раздумий, подобно тем бурям, которые бушевали за тол­стыми стенами, то в конце действие замедле­но и растянуто: ребята прошли, перешагну­ли, вошли, подошли, стали. В этом описании чаще всего повторяется наречие «медленно», потому что дети совершают обдуманное дей­ствие. В их душах происходит огромная рабо­та: внешне они ещё слышат тот яростный шум, к которому так привыкли, но внутри у них уже рождается тишина, сопряжённая с солнцем и его теплом, а значит, с осмысленной, разу­мной добротой.

Вспомним опять название рассказа: «Всё лето в один день». Подумайте, смысл его свя­зан только со стремительной сменой времён года или есть в нём ещё какое-то подтекстное значение?

Если вспомнить, что слово «лето» когда-то имело ещё одно значение — год, то станет понятным, что речь не только о временах года, но и о взрослении души. Человек взрослеет быстрее, если ему приходится переживать какие-то сильные потрясения — и тогда один день становится равным целому году, а то и всей жизни...

Как вы считаете, останутся ли после всего случившегося отношения детей и Марго преж­ними? Почему?

Вероятно, отношение детей к Марго долж­но измениться: ведь они теперь знают, по­чему она такая печальная, бледная и чахнет на чужой планете. Они поняли, что были не­справедливы к ней и жестоки, что совершили подлый поступок. Может быть, они научатся дружить с девочкой.

От кого зависит, чтобы дети, оценив зна­чение добра, укрепились на его позициях?

Безусловно, от них самих, но ещё боль­ше от взрослых, которые должны помочь им в этом.

А какое место в рассказе занимают взрос­лые?

Очень незначительное. Мы ничего не зна­ем о родителях детей, кроме того, что они «прилетели застраивать и обживать» Венеру, мельком видим и учительницу.

Какое у вас складывается впечатление о ней?

Она не вникает в детские отношения. Когда приходит время встречи с солнцем, она только спрашивает у детей: «Все здесь?» И на слово ве­рит им, даже не заметив, что среди них нет самой странной девочки в классе. Учительнице не хочет­ся вместе с детьми на солнце, она лишь кричит им вдогонку: «Не убегайте далеко!» Разве она не должна была быть вместе со своими учениками, разделить их радость и печаль, побеспокоиться о том, чтобы никто не заблудился и не потерялся: ведь дети впервые вышли из подвала?..

Ребята предоставлены сами себе и сами должны делать выбор между Добром и Злом в том сложном мире, в котором они живут. Не случайно в начале рассказа Брэдбери сравни­вает их с цветами и сорной травой в саду. Не от равнодушия ли взрослых родились детские жестокость и насилие?!

Какой литературный приём лежит в осно­ве композиции рассказа и помогает «высве­тить» эту мысль?

Рассказ построен на антитезе — противо­поставлении.

Вспомните, какие противопоставления мы встречаем в нём.

Прежде всего это дождь, с его монотон­ным шумом и разрушением — и солнце с его созидающим теплом и врачующей тишиной. Это и те состояния, которые вызваны дождём и солнцем: соответственно агрессия, жесто­кость — и радость и гармония. Это бессердеч­ные, подвижные и шумные дети — печальная, молчаливая и поэтичная Марго. Это и дети, не знающие солнца, не ведавшие добра и потому бездушные, — и дети, познавшие его тепло и радость и повзрослевшие и помудревшие в один день. Это прекрасная Земля, согревае­мая солнцем, — и «дикая» сырая Венера.

Именно эти противопоставления помога­ют нам понять главную мысль произведения: людям необходимо человеческое тепло, пони­мание и любовь, надо беречь наш прекрасный земной мир...










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!