СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 11 классе по истории "Перестройка и ее итоги".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  в 11 классе по истории "Перестройка и ее итоги". "Шесть шляп мышления".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе по истории "Перестройка и ее итоги".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Смоленска










Урок по истории России на тему: «Перестройка и её итоги».



Форма урока: политический диспут.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии критического мышления (приема «Шесть шляп мышления») и элементов опережающего обучения.

Класс: 11- а. Продолжительность урока – 2 учебных часа.

Учитель истории Лескова А.В.






















Смоленск 2013

Форма учебной работы: групповая.

Приемы учебной работы: работа с дополнительной литературой, использование ресурсов Интернета в подборе видеороликов, дискуссия, составление синквейна.

Обоснование выбора технологии и форм работы учащихся на уроке:

- в связи с концентрической системой обучения истории считаю допустимым использование опережающего обучения;

- в соответствии со стандартом обучения и программой учащиеся на этом уровне должны уметь работать с разнообразной литературой, сравнивать разные точки зрения, уметь аргументировано доказывать свою точку зрения и использовать прием «Шесть шляп мышления»;

- уровень интеллектуально - коммуникативных компетенций позволяют им владеть ресурсами Интернета.

Место урока в учебном процессе: по своей содержательной направленности этот урок является «переходным мостиком» от истории СССР к истории современной обновленной России. Высоко мировоззренческое значение данного урока. По содержанию материала он является интересным для учащихся, а форма урока и приемы ещё более мотивируют учебную деятельность.

Участники диспута: информаторы – «белая шляпа», группа оптимистов – «желтая шляпа», группа пессимистов – «черная шляпа», группа мечтателей и изобретателей – «зеленая шляпа», группа писателей-певцов души народа – «красная шляпа», аналитики – «синяя шляпа».

За две недели учащиеся были разделены по группам, получили список литературы и план урока.

Цель урока: выяснить причины несостоятельности реформ в период перестройки.

Задачи урока: раскрыть причины, основные направления и результаты перестройки, развивать информационно – коммуникативные, интеллектуальные компетенции учащихся, продолжить формировать умение у учащихся вырабатывать мировоззренческие принципы, продолжить воспитывать активную жизненную позицию, любовь к своей Родине и развивать интерес к её прошлому.

Оборудование: доска, учебные пособия, компьютер.

Источники информации:

1. А. В.Филиппов, А.И.Уткин и др «История России 1945-2008 гг» Книга для учителя – М., Просвещение, 2008 г.

2. И.И.Долуцкий «Отечественная история. XX век.ч.2. – М.,Мнемозина, 2000 г.

3. «История современной России».1985 – 1994 г.» - М., «Терра», 1995 г.

4. А.А.Левандовский «История России. XX – начало XXI века», М., Просвещение, 2007 г.

6. Ресурсы Интернета.


План урока.

  1. Предыстория перестройки.

  2. Реформы в экономике.

  3. Политические преобразования и распад СССР.


Ход урока.

Стадия вызова.

Учитель называет тему урока, тип и цели урока (они написаны на слайде) и предлагает сравнить слова из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 г. (они написаны на слайде) и видеоролик из глобальной сети Интернет, в котором представлен слайд – шоу о распаде СССР. (видеоролик №1 «Развал СССР».)

Слова Горбачева на слайде «…Перестройка – это решительное преодоление застойных процессов, слом механизма торможения, создание надежного и эффективного механизма ускорения социально-экономического развития советского общества. Главный замысел нашей страны – соединить достижения НТР с плановой экономикой и привести в действие весь потенциал социализма».

Учитель задает вопрос классу: Человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собой цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена его деятельность. Как случилось, что цель перестройки не совпала с её результатами? А даже наоборот. Спустя 25 лет один из журналистов в интервью с М.С.Горбачевым спросил: «Считаете ли Вы, что больного СССР Вы лечили не теми лекарствами, в результате чего он умер?» На что последовал философский ответ. Главная цель вашей деятельности на уроке – ответить на этот вопрос.

Стадия осмысления.

1 вопрос. Предыстория перестройки.

«Белая шляпа» (на экране портрет М.С.Горбачёва). Биографическая справка: М.С.Горбачев родился в 1931 году, в 1955 году окончил юридический факультет МГУ, в 1967 году – Ставропольский сельхозинститут. Кстати, он был первым после В.И.Ленина руководителем партии с университетским дипломом, что было встречено с большими надеждами. В 1985 году после смерти К.У.Черненко Горбачев был избран Ген. Секретарем ЦК КПСС. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост СССР составлял 10% в год, во второе десятилетие – 7%. В 1980е гг – 2,8% в год. Страна занимала 77 место в мире по уровню жизни.

«Желтая шляпа». «Когда начался закат Советского Союза?» - задавался вопросом Дж.Боффа, известный итальянский журналист и историк. В поисках ответа на этот вопрос он назвал точную дату: это 14 октября 1964 года – день смещения Н.С.Хрущева. Исследователь полагал, что именно с этого момента начался медленный спад в эволюции нашей страны. Другой точки зрения придерживаются А.В.Филиппов, А.И.Уткин и др. Это 1975 год – год Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшему в Хельсинки. Это событие знаменовало пик могущества СССР. Никогда прежде наша страна не была столь влиятельной. Но в соответствии с законами диалектики пик тенденции, как правило, знаменует начало упадка.

«Зеленая шляпа». Если бы реформы, задуманные Хрущевым, были бы продолжены в период следующего правления, был бы установлен контроль за выполнением решений, демократизация носила бы более глубинный характер, то не было бы необходимости реформировать общество с целью преодоления стагнации.

«Синяя шляпа». Из речи Горбачева: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического государства… Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму. А не в сторону от него… Трудности и проблемы 70 – 80-х гг – это не кризис социализма как общественно-политической системы, а, наоборот, результат недостаточной последовательности проведения социалистических принципов, отступлений от них». Так Горбачев понимал причины проведения перестройки и их суть.

«Красная шляпа». А что думал народ? Общественное мнение о брежневском правлении было и остается неоднозначно. О Л.И.Брежневе в первые 10 лет после его смерти было написано и сказано, кажется, все, что можно сказать негативного о политическом деятеле. Но когда в декабре 2006 г. исполнялось 100 лет со дня рождения, практически всё опубликованное и вышедшие на телеэкраны оказалось если не прямо хвалебным, то весьма доброжелательным. Обозревая эти публикации и телепередачи, политолог и телеведущий Г.Павловский назвал Л.И.Брежнева «счастливейшим из покойников».

В целом позитивно относятся к Брежневу большинство наших сограждан. По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2006 г, половина опрошенных считают, что Брежнев сыграл положительную роль в истории России.

По мнению Ф.М.Бурлацкого: «что Брежнев понимал прекрасно и в чем он был действительно великим мастером, так это в умении терпеливо тащить пестрое одеяло власти на себя».

Брежнев не был приверженцем «жесткой руки» в политике. Но он не был и «мягкотелым Маниловым», как о нем говорил сталинский нарком Л.М.Каганович, - он скорее мягко стелил.

Главная проблема Брежнева – политика состояла в лозунге – стабильность кадров и отсутствии их ротации. (слайд №7)

«Желтая шляпа». В общественных местах рябили лозунги, напоминающие цели государства: «Вперед, к победе коммунизма!», «Мы придем к победе коммунистического труда!», «Наша цель – коммунизм!».От целей до осязаемых результатов было еще далеко, но общество жило этим.

Чувство уверенности в завтрашнем вселяли зримые результаты поступательного развития – укрепление военной мощи СССР, рост производства, уровня жизни и реальных доходов. Люди стали лучше одеваться и питаться, выросло производство товаров широкого потребления, люди могли улучшить свои жизненные условия.

«Синяя шляпа». Подводя итог сказанному по первому вопросу, можно сделать вывод о том, что перестройка была необходима для предотвращения распада системы «государственного социализма» и обеспечения интересов его правящей элиты. (слайд №8)


  1. вопрос. Реформы в экономике.

Учитель: Новый ген. секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция. Она не предусматривала конкретных социально – экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Взят был курс на ускорение социально – экономического развития страны.

«Белая шляпа». Пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986 – 1990 гг) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации».

«Зеленая шляпа». Его рычаги виделись в НТР, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора».

«Желтая шляпа». Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным комплексам и роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия»М.С.Горбачева и Н.И.Рыжкова.

«Черная шляпа». Традиционно ставка делалась на энтузиазм прежде всего молодежи, не подкрепленный материально. В тоже время усиленная эксплуатация оборудования без технических нововведений и нового уровня подготовки специалистов обернулась ростом аварийности.

«Красная шляпа»: Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.

Далее эта группа демонстрирует видеоролик «Чернобыль» (4 мин) и анализирует его.

«Черная шляпа». Кроме того, в 1985 г упали цены на нефть. Валютная выручка СССР сократилась на две трети. Ликвидация последствий чернобыльской аварии, землетрясения в Армении, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем сорвали реформу ускорения из-за отсутствия денежных средств.

«Белая шляпа». В 1985 году вводится новая контролирующая качество продукции инстанция – госприемка.

«Желтая шляпа». Целью этой меры было повышение качества выпускаемой продукции.

«Черная шляпа». Однако эта мера не дала ожидаемого результата: рост управленческого аппарата и материальных затрат при неизменности состояния выпускаемой продукции – вот результат этой реформы.

«Синяя шляпа». Устаревшее оборудование производило продукцию, которая не могла конкурировать с иностранной.

«Белая шляпа». С мая 1985 года по всей стране развертывается широкомасштабная кампания по борьбе с алкоголизмом.

«Желтая шляпа». Один из главных пороков нашего общества Горбачев решил искоренить административным путем. Он объяснял это тем, что в одиночку человеку трудно справится с этим недугом. Пьянство приводило к сокращению производства, браку на предприятиях, распаду семьи.

«Черная шляпа». Результатов больше было отрицательных, чем положительных: вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков и повышение цен на них, повсеместный разгром «питейных точек» привели к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. (слайд №9)

«Белая шляпа». С середины 80-х годов развертывается другая административная кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами».

«Синяя шляпа». Причинами проведения этой реформы стали взяточничество, казнократство, обогащение верхушки партийного аппарата.

«Черная шляпа». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства, реально не затронув воротил теневой экономики, тесно связанных с коррумпированной частью управленческого аппарата.

«Белая шляпа». В апреле 1986 года было принято Постановление ЦК КПСС «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране: каждой семье отдельную квартиру или дом к 2000 г».

«Желтая шляпа». Тем показывалась забота о благе человека.

«Синяя шляпа». Реализация данной программы оказалась несостоятельной из-за отсутствия необходимого финансирования и ухудшения общей экономической ситуации.

«Белая шляпа». (слайд №10 с изображением авторов реформы 1987 г Абалкина и др) Таким образом, уже в 1987 году возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главного средства достижения ускорения.

«Зеленая шляпа». Эта перестройка в 1987-1988 гг была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г, усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Затем пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях: 1) Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий. 2) Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправдано». 3) Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

«Желтая шляпа». Осенью 1986 года Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был маленький, но клин в основы строя, закрепленные Конституцией СССР, первой победой сторонников частной собственности. Развитие конкуренции, усиление заинтересованности в результатах своего труда должны были повысить эффективность производства.

«Черная шляпа». Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» и высокие налоги. Побочным следствием стала легализация «теневой экономики».

«Белая шляпа». Второй шаг – Закон о госпредприятии 1987 г, предоставивших значительные права предприятиям и их трудовым коллективам.

«Зеленая шляпа». Предприятия должны стать самостоятельными хозяйственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию.

«Синяя шляпа». Однако цены как важнейший рычаг социальной политики государство не решалось сделать свободным.

«Белая шляпа». Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г.

«Желтая шляпа». Эта мера должна была способствовать раскрепощению человеческой активности, возвышению творчества и мастерства, вовлечению каждого гражданина в управление делами общества.

«Зеленая шляпа». Горбачев не собирался вводить частную собственность. Он критиковал товарищей из Эстонии по этому вопросу. «…Частная собственность, - говорил он, - это, как известно, основа эксплуатации человека человеком, а наша революция совершалась именно для того, чтобы ее ликвидировать».

«Желтая шляпа». Кооперативы платили государству налоги, работники заработную плату получали в 2 – 3 раза выше, чем на госпредприятиях. Кроме того, кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производительность печатного станка, т.е. денежную массу.

«Черная шляпа». Огромная денежная масса раздавила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах. Наконец, денежную массу стали вывозить за рубеж.

«Белая шляпа». В 1989 г. начались социально – экономические преобразования аграрного сектора. Было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

«Желтая шляпа». К этому времени стало ясно, что Продовольственная программа провалена и эта реформа была хорошим рычагом подъема сельского хозяйства.

«Красная шляпа». Доход фермеров был значительно выше, чем колхозников. Но к лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель. Трудности состояли в том, что купить сельскохозяйственную технику фермеру было не под силу.

«Зеленая шляпа». Кроме того, в 1990 г. было принято ряд законодательных актов, предусматривавших демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности.

«Синяя шляпа». Главным тормозом в развитии было сохранение «государственного социализма», стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства. Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину – провозглашен переход к модели «регулируемого рынка».

«Белая шляпа». (слайд №11) Этот переход был закреплен постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.

«Зеленая шляпа». В основе концепции лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик – академик Л.Абалкин), которую предстояло начать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20% промпредприятий.

«Синяя шляпа». Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических программ должно идти быстрее.

«Белая шляпа». В июне 1990 г. на встрече Президента СССР М.С.Горбачева и председателя Верховного Совета СССР Б.Н.Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы.

«Зеленая шляпа». Была создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя председателя Совета министров РСФСР Г.А.Явлинского. (слайд №12) Эта комиссия подготовила «Программу 500 дней».

«Синяя шляпа». Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правительства СССР в вопросах ценовой политики.

«Красная шляпа». В 1991 г. новый премьер-министр СССР В.С.Павлов осуществил денежную реформу. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары с целью выкачивания денег со счетов банка. Это привело к гиперинфляции. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканских руководителей, обещавших провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа.

«Синяя шляпа». (видеоролик «Результат перестройки» 4 мин) Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, становились все более необходимыми новые, политические методы руководства.



  1. вопрос. Политические преобразования и распад СССР.

«Белая шляпа». Провозглашенный Горбачевым в 1985 г. принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого. Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для обновления социализма.

«Желтая шляпа». Не случайно был выдвинут лозунг «Больше гласности, больше социализма!» и не менее красноречивый «Гласность нам нужна, как воздух!». Гласность предполагала большее разнообразие тем и подходов, более живой стиль подачи материала в СМИ.

«Черная шляпа». Она не была равнозначна утверждению принципа свободы слова и возможности беспрепятственного и свободного выражения мнений. Это была свобода слова в допустимых пределах.

«Красная шляпа». В обществе гласность стала рассматриваться как отказ от идеологической зашоренности в освещении текущих событий и в оценках прошлого. До невероятного уровня выросла популярность печатных изданий, публиковавших ошеломляющие статьи о провалах в экономике и социальной сфере, - «Московских новостей», «Огонька», «Аргументов и фактов», «Литературной газеты», «Новый мир». Полемический подход отличал и самые яркие документальные ленты публицистического жанра: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С.Говорухин), «Легко ли быть молодым?» (реж. Ю.Подниекс). Из печали, по существу, исчезли «запретные темы. В историю вернулись имена Н.И.Бухарина, Л.Д.Троцкого, Л.Б.Каменева, Г.Е.Зиновьева. На мучившие людей вопросы искало ответы и современное искусство. Фильм режиссера Т.Е.Абуладзе «Покаяние» (1986 г) – притча о всемирном зле, воплощенном в узнаваемом образе диктатора, без преувеличения, потряс общество. В финале картины прозвучал афоризм, ставший лейтмотивом перестройки: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?».

В конце 1986 г. возвратился из горьковской ссылки А.Д.Сахаров – неутомимый поборник нравственности в политике. (слайд №13 с его изображением)

(отрывок из видеоролика «Вопросы Горбачеву к 25-летию перестройки» 3 мин).

«Черная шляпа». Однако партаппарат не способен был удержать поток «свободного» слова, от чего и сам пострадал. Кроме того, противоречия политики гласности состояли в том, что в январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС обсудил вопросы кадровой политики и признал необходимым осуществить подбор кадров при условии «поддержки перестройки» - «Кадры решают все!». Во главе государства стояли люди, которые не могли мыслить самостоятельно, что же говорить о всем обществе?!

«Желтая шляпа». Однако эта реформа имела следующее положительное значение: произошло омоложение кадров.

«Белая шляпа». Центральным звеном политических преобразований Горбачев считал конституционную реформу, старт которой дала XIX Всесоюзная партийная конференция (1988 г). Были приняты две резолюции: «О демократизации советского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны». ( схема гос. власти в СССР с1977 по март 1990 г).

«Зеленая шляпа». Была образована Конституционная комиссия в составе 107 человек по разработке новой конституции. В состав комиссии вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу (МДГ), - Б.Н.Ельцин, Г.Х.Попов, А.Д.Сахаров, А.А.Собчак. Академик Сахаров предложил подготовить два альтернативных проекта Конституции и рассмотреть их «на равной основе». Съезд не поддержал это предложение. Тем не менее Сахаров как один из сопредседателей МДГ взял на себя инициативу и к декабрю 1989 г. подготовил свой проект. Комиссия же во главе с Горбачевым, включавшая крупных юристов, под руководством которых работали целые институты, не смогла разработать проект за несколько лет.

«Белая шляпа». Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения. 12 марта 1990 г с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И.Лукьянов.

«Черная шляпа». Делегаты съезда, нарушая ими же принятый закон, избрали М.С.Горбачева Президентом страны.

«Белая шляпа». IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР – упразднил Совет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет министров в качестве исполнительного и распорядительного органа. Кабинет формировался Президентом и подчинялся ему.

«Зеленая шляпа». На съезде упоминалось о подготовке нового союзного договора. «Единственным средством воспрепятствовать развалу Союза, - по мнению Горбачева, - стала неотложная подготовка нового Союзного договора».

«Черная шляпа». Политика ускорения привела страну к самым низким темпам экономического роста за всю историю XX века. По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Анализируя ситуацию много лет спустя, Горбачев говорил: «В чем я действительно ошибся – это в том, что недооценил силу национализма».

«Синяя шляпа» . Рост сепаратистских настроений привел в Ново-Огарево, где 23 апреля 1991 г. представителями 9 республик и Горбачевым было подписано заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. Начал разрабатываться новый союзный договор. И 31июля 1991 г. Г.Шахназаров представил график многоэтапного подписания нового Союзного договора. 20 августа его должны были подписать РСФСР и Казахстан. Горбачев уехал в отпуск в Крым.

«Желтая шляпа». Б.Н.Ельцин в мемуарах отмечал: «Это был не просто «цивилизованный развод», как назвала новоогаревский договор пресса. Мы с Горбачевым вдруг ясно почувствовали, что наши интересы наконец-то совпали. Что эти роли нас вполне устраивают. Горбачев сохранял свое старшинство, я – свою независимость. Это было идеальное решение для обоих».

«Черная шляпа». (видеоролик «Августовский путч) 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший центр призрачной властью, утрата действенного контроля над республиканскими Советами и правительствами. В него вошли вице-президент СССР Г.И.Янаев, премьер В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго и др. В Москву вошли танки.

«Красная шляпа». 8 декабря 1991 г. было создано СНГ, а 25 декабря Горбачев подал в отставку.(видеоролик «Страна, которую мы потеряли»)

«Синяя шляпа». Главными причинами распада СССР являются ослабление роли КПСС, непродуманность реформ, безрезультатность действий центра и его прогрессирующая слабость, а также сознательно взятый и умело проводимый курс правящих элит республик на ликвидацию любых форм своего подчинения центру.


Стадия рефлексии.

Каждая группа, учитывая цвет своей «шляпы», сочиняет мини-стихотворение по синквейну со словом «перестройка» под видеоролик «О России» (под песню Талькова). 3 мин

Результат их работы.

«Черная шляпа». Перестройка.

Тяжелая и трудная.

Разорила, разграбила, разочаровала.

Ломать – не строить.

СССР распался и его не восстановить.

«Желтая шляпа». Перестройка.

Могущественная, великая.

Строит, идет, гласит.

Жить по новому велит.

С перестройкой страна – наша семья.

«Зеленая шляпа». Перестройка.

Новая, ускоряющая.

Изменяет, обновляет, углубляет.

Старый друг лучше новых двух.

Надежд не оправдала и все сломала.

«Белая шляпа». Перестройка.

Переломная, внезапная.

Изменила, разорила, сломала.

Ломать – не строить.

А была ли она нужна?

«Красная шляпа». Перестройка, перестройка!

До чего ж ты довела!

Развалила полсоюза,

Счастья нам не принесла.

Перестройка изменила общественный строй.


Подведение итогов урока, аргументированное выставление оценок.

Домашнее задание: написать исторический портрет М.С.Горбачева.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!