СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Строковый тип данных в Turbo Pascal "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Изучить строковые константы и переменные, процедуры, функции и операции над строками; закрепить изученный материал при решении задач на строковый тип данных.
  • Развивать алгоритмическое мышление и познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию; внимательность и самостоятельность при решении задач на ЭВМ.
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строковый тип данных в Turbo Pascal "»

Строковый тип данных в Turbo Pascal.

Цели урока:

  • Изучить строковые константы и переменные, процедуры, функции и операции над строками; закрепить изученный материал при решении задач на строковый тип данных.

  • Развивать алгоритмическое мышление и познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию; внимательность и самостоятельность при решении задач на ЭВМ.

  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Структура урока:

I. Постановка темы и целей урока

Ребята, мы продолжаем с Вами изучать язык программирования Turbo Pascal. Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые и составные типы данных мы уже изучили и познакомимся ещё с одним составным типом данных - строки (строковый тип данных). Изучим, какие действия можно выполнять над строками и какие функции и процедуры определены на строках.

II. Проверка пройденного материалла

Задачи для проверочной работы:

1. Задан массив из 10 элементов (целые числа). Заменить все элементы, кратные 3 и 5 на ноль.

2. Задан массив из 5 элементов (действительные числа). Поменять местами наибольший и наименьший элементы массива.

III. Изучение нового материала

Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины:

Общая длина строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании.

Текущая длина строки (всегда меньше или равна общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени.

Строка в Turbo Pascal - упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Turbo Pascal может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII (American Code for Information Interchange - Американский стандартный код для обмена информацией)

Строковая константа Turbo Pascal - последовательность символов, заключенная в апострофы. Например, 'строковая константа', '243'. Два следующих друг за другом апострофа ('') обозначают пустую строку, т.е. строку с нулевой длиной.

Для описания строковых переменных в Turbo Pascal существует предопределенный тип string. В общем виде описание строковой переменной будет выглядеть следующим образом:

var : string[]

Например:

var

s1: string[10];

s2: string[20];

smax: string;

В приведенном выше описании строковая переменная s1 может содержать не более 10 символов, переменная s2 - не более 20 символов. Если же при описании строки ее максимальная длина не указывается, то по умолчанию принимается максимально допустимая длина, равная 255 символам (переменная smax).

Действия со строками:

Операция слияния (сцепления, конкатенации) применяется для соединения нескольких строк в одну, обозначается знаком "+". Операция слияния применима для любых строковых выражений, как констант, так и переменных.

Операции отношения позволяют сравнивать строки на отношение равенства  (=), неравенства (), больше (), меньше (=), меньше или равно (

Например:

'строка''строки'(верно, т.к. не совпадают последние символы),

'Abc'

'год''век'(отношение верно, т.к. буква 'г' в алфавите стоит после буквы 'в', а, следовательно.

На строках оперделены функции:

length(s) - определяет текущую длину строки s. Результат - значение целого типа.

сopy(s, poz, n) - выделяет из строки s, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь s - строковая переменная, poz, n - целочисленные значения.

сoncat(s1, s2, ..., sn) - выполняет объединение (слияние) строк s1, s2, ..., sn в одну строку.

pos(s1, s) - определяет позицию подстроки s1 в строке s. Результат - целое число, равное номеру позиции, где находится первый символ искомой подстроки. Если вхождение подстроки не обнаружено, то результат функции будет равен 0.

На строках оперделены процедуры:

delete(s, poz, n) - удаляет из строки s, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь s - строковая переменная, poz, n - любые целочисленные значения.

insert(s1, s, poz) - вставляет в строку s, начиная с позиции poz, подстроку s1. Здесь s, s1 - строковые переменные, poz - целочисленное значение.

str(x, s) - преобразует число x в строковый формат. Здесь x - любое числовое выражение, s - строковая переменная. В процедуре есть возможность задавать формат числа x. Например, str(x:8:3, s), где 8 - общее число знаков в числе x, а 3 - число знаков после запятой.

val(s, x, kod) - преобразует строку символов s в число x. Здесь s - строковая переменная, x - числовая переменная (именно туда будет помещен результат), kod - целочисленная переменная (типа integer), которая равна номеру позиции в строке s, начиная с которой произошла ошибка преобразования, если преобразование прошло без ошибок, то переменная kod равна 0.

V. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний

Учитель решает задачи на интерактивной доске, учащиеся на компьютере параллельно с учителем. Идём обсуждение правильного решения задач.

Задача №1: Определить длину строки "Урок информатики".

Задача №2: Получить из слова "математика" слово "тематика".

Задача №3: Получить из слов "Язык", "Turbo", "Pascal" фразу "Язык Turbo Pascal".

Задача №4: Какова позиция буквы "о" в слове "Слон".

Задача №5: Получить из слова "Позитроника" слово "трон".

Задача №6: Получить из слов "Интер", "нет" слово "Интернет".

Задача №7: Преобразовать число 105 в строку, а "67" в число 67.

Задача №8: Преобразовать "a" в "A".

VI. Контроль и самопроверка знаний

Учащимся дается дифференцированное задание, каждый для себя выбирает сколько задач он будет решать.

1 задача - на "3", 1 и 2 задачи - на "4", все три задачи - на "5".

1 задача: Получить из слова "абракадабра" - "академик".

2 задача: Получить из слова "Самолет" - "Полёт птицы" и определить в этом словосочетании позицию буквы "ц".

3 задача: Даны "Информация" и "Логика". Получить из этих слов словосочетание "Информационные технологии" и определить его длину.

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подошел к концу

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке и за решение задач.

VIII. Домашнее задание

Выучить лекционный материал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!