СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Переход прилагательных в существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии с программой для основной школы (углубленный уровень), подготовленной В.В.Бабайцевой к учебнику "Русский язык. теория 5-9 класс. Углубленное изучение". урок построен с позиции требований стандарта нового поколения. ученик не пассивный, а активный участник образовательного процесса, наравне с учителем формулирует цели и задачи урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Переход прилагательных в существительные"»


Яхина Зухра Тариковна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №85» города Казани.

Урок русского языка разработан в соответствии с программой для основной школы (углубленный уровень), подготовленной В.В. Бабайцевой к учебнику «Русский язык. Теория 5-9 класс. Углубленное изучение». Урок построен с позиции требований стандарта нового поколения. Ученик не пассивный, а активный участник образовательного процесса, наравне с учителем формулирует цели и задачи урока.



Переход прилагательных в существительные.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

изучить способ образования существительных путем перехода из одной части речи в другую, актуализировать знания по теме, работая в группе и используя взаимообучение.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ученик научится осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

Коммуникативные:

Ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные:

Ученик научится устанавливать причинно-следственные связи,

Предметные:

Ученик получит возможность научиться образовывать существительные из прилагательных.

методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Раздаточный материал: лист самооценки, карточки с заданиями, эталоны для самопроверки.

Необходимое оборудование: учебник «Теория», сборник упражнений к учебнику.

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки.


Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь, что мы сегодня дружно и активно поработаем.

Скажите, почему эти слова появились на нашем экране?

Учащиеся: - Это наша домашняя работа.

Учитель: - Все ли вы справились? Были ли у вас затруднения?

Откройте тетради, поменяйтесь с соседом, проверьте домашнюю работу по образцу, который вы видите на экране:


Новостройка, листопад, овощехранилище, баснописец, мышеловка, угледобывающий, кораблестроение.

Учитель: - Ребята, как образованы данные слова?

Учащиеся: - Слова образованы путем сложения основ с использованием соединительной гласной.

Учитель: - От чего зависит выбор соединительной гласной?

Учащиеся: - После мягкой основы ставится Е, после твердой – О.

2. Кто выполнил дополнительное задание? Надо было выполнить тестовую работу на сайте Захарьиной. Я посмотрела, все ребята с заданием справились. Молодцы!


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам прочитать следующие слова и сказать, что их объединяет:


Гласная, согласная, существительное, прилагательное, числительное, запятая.

Прямая, касательная.


Учащиеся: - Это термины, которыми мы пользуемся на уроках русского языка и математики.

Учитель: - Какой вопрос к ним нужно задать: какая или что? А почему?

Учащиеся: - Что? Раньше эти слова были прилагательными, а на уроках русского языка и математики мы употребляем их в роли существительных.

III.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: - Скажите, что это за слова, что их объединяет. Определите тему урока.

Учащиеся: - Это слова, перешедшие из прилагательных в существительные.

Учитель: - Определите тему урока.

Учащиеся: - Переход прилагательных в существительные.

Учитель: - Какова цель нашего урока?

Учащиеся: - Научиться определять слова, перешедшие из прилагательных в существительные. Научиться определять синтаксическую функцию таких слов.


IV. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: - Я предлагаю вашему вниманию следующее задание:

Работая в парах, сравните пары словосочетаний и сделайте вывод, в каком случае выделенные слова являются существительными, а в каком - прилагательными. Свои выводы представьте в виде схемы или модели.


Столовая посуда школьная столовая

гостиная комната – уютная гостиная

дежурный ученик – новый дежурный

Военный летчик – опытный военный


Учитель: - Ребята, я вижу вы уже готовы. Представьте, пожалуйста, схемы, которые получились у вас в результате вашего творчества.


Какой? Кто?


Признак предмета Предмет


Прилагательное Существительное



Учащийся: - Посуда какая? Столовая – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Столовая – слово обозначает предмет, это существительное.

Учащийся: - Комната какая? Гостиная – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Гостиная – слово обозначает предмет, это существительное.

Учащийся: - Ученик какой? Дежурный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Дежурный – слово обозначает предмет, это существительное.

Учащийся: - Летчик какой? Военный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Военный – слово обозначает предмет, это существительное.


Учитель: - Молодцы, правильно. А теперь сравните свои схемы с эталоном.



Учитель: - Ребята, а как проверить верность наших выводов?

Учащиеся: - Прочитать теорию.

Учитель: - Откройте учебник «Теория» на странице 136. Прочитайте материал. Правильные мы выводы сделали? О чем не было сказано нами?

Учащиеся: - О функциональных омонимах. Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. Например: Рабочий комбинезон. – Рабочий стоит у станка.


V. Физкультминутка

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнения для расслабления шеи и глаз.


    1. VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель: - Что мы должны делать дальше?

Учащиеся: - Закрепить. Мы должны научиться применять правило.

    1. Учитель: - Выполним упражнение 267. Задание: спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните члены предложения. Объясните, почему прилагательные в первых двух предложениях являются подлежащими.
    2. Работаем в парах. Тот, кто в паре старше, объясните младшему товарищу, как вы будете выполнять задание.

Учитель: - Поменяйтесь тетрадями с соседней парой, проверьте по образцу.


Упражнение 276.

Тяжелое забудется.

Хорошее останется.

Что с родиною сбудется,

То и со мною станется.


Учитель: - Каким алгоритмом вы пользовались при выполнении упражнения?

Учащиеся: - Слова тяжелое и хорошее являются существительными, так как отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Следовательно, в предложении являются не определением, а подлежащим.


VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: - А теперь выполним упр. 276 самостоятельно.

Учитель: - Кто выполнил, проверьте себя по образцу, который лежит на моем столе. Тихо подходим к столу, проверяем и садимся на место.


Учитель: - Кто испытывал затруднения при выполнении этой работы?

Учитель: - Повернитесь друг к другу лицом и обсудите, чем отличаются функциональные омонимы от лексических.

Учитель: - Кто готов рассказать товарищам, какие выводы у вас получились?

Учащиеся: - Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. Например: Больной человек. – Вошел больной. Лексические омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Например: лук- огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд.


VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: - Какова была тема урока?

Учитель: - Повернитесь, пожалуйста друг к другу, кто в паре младший, расскажите старшему товарищу, что нового вы сегодня узнали.

Учитель: - Паша, поделись с одноклассниками и перескажи нам, что ты услышал от Лизы.

Паша: - Лиза рассказала мне, что сегодня она узнала о новом способе образования существительных путем перехода из прилагательных. Также она сказала, что узнала новый термин – функциональные омонимы. Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. Например: Рядовой солдат. – Рядовой закончил службу.

Учитель: - Ребята, оцените свою деятельность на уроке, пользуясь листом самооценки.

Лист самооценки_____________________(ФИ ученика)

(Нужное подчеркнуть)

1

На уроке я работал

активно

пассивно

2

Своей работой я

доволен

недоволен

3

Урок для меня показался

коротким

длинным

4

За урок я

устал

Не устал

5

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6

Материал урока мне был

интересен

скучен

7

Домашнее задание мне кажется

легким

трудным


IX.Домашнее задание.


Учитель: - Домашнее задание я вывешу в уголок:

1. Кто усвоил правило, но не очень уверен в своих знаниях, скажите себе: «Я работал хорошо!» и выполните упр. 268.

2. Кто усвоил правило и может объяснить эту тему товарищу, выполните упр.270.

3. Кто хочет проверить свои знания и знания одноклассников, составьте проверочную работу по теме сегодняшнего урока.

4. Задания для умников и умниц! Составьте опорную схему по теме «Виды омонимов».


Учитель: - Спасибо вам за урок, вы сегодня чудесно поработали. До свидания.



X. Использованная литература.


1) Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 222с. (с. 92-127).

2) Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Углубл. изуч.: Учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012.- 415с.

3) Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2013.- 316с.

XI. Приложение


  1. Презентация.

  2. Упражнение 276.


Тяжелое забудется.

Хорошее останется.

Что с родиною сбудется,

То и со мною станется.



  1. Лист самооценки_____________________(ФИ ученика)

(Нужное подчеркнуть)

1

На уроке я работал

активно

пассивно

2

Своей работой я

доволен

недоволен

3

Урок для меня показался

коротким

длинным

4

За урок я

устал

Не устал

5

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6

Материал урока мне был

интересен

скучен

7

Домашнее задание мне кажется

легким

трудным


  1. Памятка.


Омонимы (греч.homos – одинаковый + onyma – имя) – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Такие омонимы называются лексическими.

Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. По образцу прилагательных, перешедших с развитием языка в существительные, создаются и новые существительные. Например: закусочная, шашлычная, пельменная, пирожковая и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!