Яхина Зухра Тариковна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №85» города Казани.
Урок русского языка разработан в соответствии с программой для основной школы (углубленный уровень), подготовленной В.В. Бабайцевой к учебнику «Русский язык. Теория 5-9 класс. Углубленное изучение». Урок построен с позиции требований стандарта нового поколения. Ученик не пассивный, а активный участник образовательного процесса, наравне с учителем формулирует цели и задачи урока.
Переход прилагательных в существительные.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
изучить способ образования существительных путем перехода из одной части речи в другую, актуализировать знания по теме, работая в группе и используя взаимообучение.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные:
Регулятивные:
Ученик научится осуществлять саморегуляцию и самоконтроль, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
Коммуникативные:
Ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные:
Ученик научится устанавливать причинно-следственные связи,
Предметные:
Ученик получит возможность научиться образовывать существительные из прилагательных.
методы и формы обучения
Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Раздаточный материал: лист самооценки, карточки с заданиями, эталоны для самопроверки.
Необходимое оборудование: учебник «Теория», сборник упражнений к учебнику.
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь, что мы сегодня дружно и активно поработаем.
Скажите, почему эти слова появились на нашем экране?
Учащиеся: - Это наша домашняя работа.
Учитель: - Все ли вы справились? Были ли у вас затруднения?
Откройте тетради, поменяйтесь с соседом, проверьте домашнюю работу по образцу, который вы видите на экране:
Новостройка, листопад, овощехранилище, баснописец, мышеловка, угледобывающий, кораблестроение.
Учитель: - Ребята, как образованы данные слова?
Учащиеся: - Слова образованы путем сложения основ с использованием соединительной гласной.
Учитель: - От чего зависит выбор соединительной гласной?
Учащиеся: - После мягкой основы ставится Е, после твердой – О.
2. Кто выполнил дополнительное задание? Надо было выполнить тестовую работу на сайте Захарьиной. Я посмотрела, все ребята с заданием справились. Молодцы!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам прочитать следующие слова и сказать, что их объединяет:
Гласная, согласная, существительное, прилагательное, числительное, запятая.
Прямая, касательная.
Учащиеся: - Это термины, которыми мы пользуемся на уроках русского языка и математики.
Учитель: - Какой вопрос к ним нужно задать: какая или что? А почему?
Учащиеся: - Что? Раньше эти слова были прилагательными, а на уроках русского языка и математики мы употребляем их в роли существительных.
III.Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: - Скажите, что это за слова, что их объединяет. Определите тему урока.
Учащиеся: - Это слова, перешедшие из прилагательных в существительные.
Учитель: - Определите тему урока.
Учащиеся: - Переход прилагательных в существительные.
Учитель: - Какова цель нашего урока?
Учащиеся: - Научиться определять слова, перешедшие из прилагательных в существительные. Научиться определять синтаксическую функцию таких слов.
IV. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: - Я предлагаю вашему вниманию следующее задание:
Работая в парах, сравните пары словосочетаний и сделайте вывод, в каком случае выделенные слова являются существительными, а в каком - прилагательными. Свои выводы представьте в виде схемы или модели.
Столовая посуда – школьная столовая
гостиная комната – уютная гостиная
дежурный ученик – новый дежурный
Военный летчик – опытный военный
Учитель: - Ребята, я вижу вы уже готовы. Представьте, пожалуйста, схемы, которые получились у вас в результате вашего творчества.
Какой? Кто?
Признак предмета Предмет
Прилагательное Существительное
Учащийся: - Посуда какая? Столовая – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Столовая – слово обозначает предмет, это существительное.
Учащийся: - Комната какая? Гостиная – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Что? Гостиная – слово обозначает предмет, это существительное.
Учащийся: - Ученик какой? Дежурный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Дежурный – слово обозначает предмет, это существительное.
Учащийся: - Летчик какой? Военный – слово обозначает признак предмета, это прилагательное. Кто? Военный – слово обозначает предмет, это существительное.
Учитель: - Молодцы, правильно. А теперь сравните свои схемы с эталоном.
Учитель: - Ребята, а как проверить верность наших выводов?
Учащиеся: - Прочитать теорию.
Учитель: - Откройте учебник «Теория» на странице 136. Прочитайте материал. Правильные мы выводы сделали? О чем не было сказано нами?
Учащиеся: - О функциональных омонимах. Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. Например: Рабочий комбинезон. – Рабочий стоит у станка.
V. Физкультминутка
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнения для расслабления шеи и глаз.
- VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: - Что мы должны делать дальше?
Учащиеся: - Закрепить. Мы должны научиться применять правило.
- Учитель: - Выполним упражнение 267. Задание: спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните члены предложения. Объясните, почему прилагательные в первых двух предложениях являются подлежащими.
- Работаем в парах. Тот, кто в паре старше, объясните младшему товарищу, как вы будете выполнять задание.
Учитель: - Поменяйтесь тетрадями с соседней парой, проверьте по образцу.
Упражнение 276.
Тяжелое забудется.
Хорошее останется.
Что с родиною сбудется,
То и со мною станется.
Учитель: - Каким алгоритмом вы пользовались при выполнении упражнения?
Учащиеся: - Слова тяжелое и хорошее являются существительными, так как отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Следовательно, в предложении являются не определением, а подлежащим.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: - А теперь выполним упр. 276 самостоятельно.
Учитель: - Кто выполнил, проверьте себя по образцу, который лежит на моем столе. Тихо подходим к столу, проверяем и садимся на место.
Учитель: - Кто испытывал затруднения при выполнении этой работы?
Учитель: - Повернитесь друг к другу лицом и обсудите, чем отличаются функциональные омонимы от лексических.
Учитель: - Кто готов рассказать товарищам, какие выводы у вас получились?
Учащиеся: - Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. Например: Больной человек. – Вошел больной. Лексические омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Например: лук- огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: - Какова была тема урока?
Учитель: - Повернитесь, пожалуйста друг к другу, кто в паре младший, расскажите старшему товарищу, что нового вы сегодня узнали.
Учитель: - Паша, поделись с одноклассниками и перескажи нам, что ты услышал от Лизы.
Паша: - Лиза рассказала мне, что сегодня она узнала о новом способе образования существительных путем перехода из прилагательных. Также она сказала, что узнала новый термин – функциональные омонимы. Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. Например: Рядовой солдат. – Рядовой закончил службу.
Учитель: - Ребята, оцените свою деятельность на уроке, пользуясь листом самооценки.
Лист самооценки_____________________(ФИ ученика)
(Нужное подчеркнуть)
1 | На уроке я работал | активно | пассивно |
2 | Своей работой я | доволен | недоволен |
3 | Урок для меня показался | коротким | длинным |
4 | За урок я | устал | Не устал |
5 | Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6 | Материал урока мне был | интересен | скучен |
7 | Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
IX.Домашнее задание.
Учитель: - Домашнее задание я вывешу в уголок:
1. Кто усвоил правило, но не очень уверен в своих знаниях, скажите себе: «Я работал хорошо!» и выполните упр. 268.
2. Кто усвоил правило и может объяснить эту тему товарищу, выполните упр.270.
3. Кто хочет проверить свои знания и знания одноклассников, составьте проверочную работу по теме сегодняшнего урока.
4. Задания для умников и умниц! Составьте опорную схему по теме «Виды омонимов».
Учитель: - Спасибо вам за урок, вы сегодня чудесно поработали. До свидания.
X. Использованная литература.
1) Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 222с. (с. 92-127).
2) Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Углубл. изуч.: Учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012.- 415с.
3) Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2013.- 316с.
-
XI. Приложение
Презентация.
Упражнение 276.
Тяжелое забудется.
Хорошее останется.
Что с родиною сбудется,
То и со мною станется.
Лист самооценки_____________________(ФИ ученика)
(Нужное подчеркнуть)
1 | На уроке я работал | активно | пассивно |
2 | Своей работой я | доволен | недоволен |
3 | Урок для меня показался | коротким | длинным |
4 | За урок я | устал | Не устал |
5 | Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6 | Материал урока мне был | интересен | скучен |
7 | Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
Памятка.
Омонимы (греч.homos – одинаковый + onyma – имя) – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Такие омонимы называются лексическими.
Функциональные омонимы – это родственные по происхождению слова, которые звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. По образцу прилагательных, перешедших с развитием языка в существительные, создаются и новые существительные. Например: закусочная, шашлычная, пельменная, пирожковая и т.д.