СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение" ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект разработан в рамках системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. Это второй урок по теме "Обращение". Материал урока направлен на развитие коммуникативной компетенции учащихся (умения правильно использовать обращения в речи). В разработке предусмотрены разные формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая; различные формы контроля: учителем, самоконтроль, взаимооценка. К уроку разработана красочная презентация. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Обращение ФГОС»

Манакова Татьяна Викторовна МАОУ «Ефимовская СОШ»


Манакова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Ефимовская СОШ», Курманаевский район

Название предмета: Русский язык

Класс: 5

УМК: «Русский язык. 5 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - Москва: «Просвещение», 2014.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Обращение (второй урок)

Цель: закрепить понятие об обращении, выделении на письме знаками препинания и использовании обращений в разных речевых ситуациях.

Тип урока: урок применения знаний

Форма: урок-практикум

Планируемые результаты

Предметные: знать определение обращения, уметь находить их в предложении, графически обозначать, употреблять в речи;

Метапредметные: способность ставить перед собой учебную цель и сохранять её, умение работать в группе, создание собственного текста

Личностные: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях, воспитание культуры общения.

Техническое обеспечение урока: проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал, презентация.

























Содержание урока

I.Организация урока

II. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

«Я знаю, что ничего не знаю» - так говорил известный древнегреческий мыслитель Сократ.

- Сегодня на уроке мы постараемся опровергнуть его слова.

II. Актуализация опорных знаний

1. Кроссворд «Обращение» (Самостоятельно. Каждому ученику раздаётся форма кроссворда. Потом ребята озвучивают правильные ответы)

- У вас на столах лежит кроссворд, разгадав который, вы повторите пройденный материал по теме «Предложение» и узнаете тему сегодняшнего урока. Вы сами сможете назвать мне её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.

  1. Определите вид предложения по характеру грамматической основы: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.

  2. Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.

  3. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

  4. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.

  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

  6. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.

  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?

  1. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.


2. // Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения.

С шелестом падали с тополей сухие листья. (повеств., невосклиц., прост., двусост., распростр.)

3. // Индивидуальная работа по карточке (Приложение 1)


Проверка: - Обратите внимание на закрашенные клеточки в центре кроссворда. По вертикали у вас должно получиться слово. Поднимите руки, у кого оно получилось.

фронтально (ребята озвучивают правильные ответы)

- Давайте проверим.

- Кто не допустил ни одной ошибки? 1?... Поднимите руку. Молодцы.


III. Определение темы урока. Целеполагание (слайд 2)


- Сформулируйте тему нашего урока.

Обращение” (слайд 2). Запишите в тетрадь.

- Сформулируйте вопросы к теме. Поставьте проблему.

(Закрепим знания об обращении, продолжим учиться находить обращение в речи, уместно использовать обращения в речи в разных ситуациях)


IV. Применение знаний, умений и навыков.

  1. Работа с информационным листом (Приложение 2).

- Проверьте свои знания. Если вам хорошо известен материал – поставьте напротив +

Если не знаком, не знаете -

Если знаете частично, или неуверенны, что знаете хорошо, то +-

  1. Беседа

- Что такое обращение?

- Где может стоять обращение в предложении?

- Какими знаками препинания выделяется на письме?

- Сколько слов можем включать обращение?

- Какую форму имеет обращение?

  1. Самостоятельная работа с тестом

Задание: укажите номера предложений, в которых есть обращение.

1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.


Проверка: ключ на слайде (слайд 3)

1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15

- Прочитайте предложения с обращениями. Запишите в тетрадь 3 предложения, чтобы обращение находилось в начале, в середине и в конце предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы (// Индивидуальная работа на доске сильный учащийся, все – в тетради)

- Объясните орфограммы.

Проверка: 3 человека + объяснение орфограмм

Вывод: Где может находиться обращение в предложении?

V. Выявление критериев уместности использования обращений.

1. Постановка проблемы.

- А для чего нужны обращения? Для чего нужно их изучать?

- Ребята, в устной речи мы обращаемся к родителям, к товарищам, учителям, знакомым, называя их: Юра, мама, доктор.

- Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

2. Наблюдение над обращениями

- Посмотрим на обращения.

- Все ли обращения уместны в речи?

1 группа обращений (слайд 4).
Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.

2 группа обращений (слайд 5).
Папа. Папочка. Папаша.


- Что важно при выборе обращений? (слайд 6)


КТО

                        КОМУ                                                 ГОВОРИТ

                   В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ


- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь её небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.

VI. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в парах (Приложение 3)


- Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания. На прошлом уроке в группах вы определяли этикетные формулы просьбы, отказа.

- Назовите этикетные формулы, которые вы запомнили.

- Обобщим результаты нашего совместного труда (слайд 7)

Этикетные формулы-просьбы

Пожалуйста.
Будьте так любезны.
Будьте добры.
Если вас не затруднит.
Сделайте одолжение.
Не мог бы ты сейчас.
Не выполнишь ли ты мою просьбу.
Вы не могли бы сказать.

- Достаточно ли для культурного человека только знание формул? Что обязательно, кроме знания формул? (Применять формулы в конкретных жизненных ситуациях)

- Сейчас вы покажете умение применять знания на практике.

- Каждая парта получает определенное задание и работаете в паре.

1. Ситуации:

  1. Попросите своих родителей о покупке …

Используйте обращение и этикетные формулы (слайд 8)


  1. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

Используйте обращение и речевые формулы-просьбы (слайд 9)


  1. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

Используйте обращение и речевые формулы (слайд 10)


  1. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. (слайд 11)


  1. Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. (слайд 12)


  1. Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. (слайд 13)


Защита работ (один человек).

Этикетные формулы-отказы (слайд 14)

Простите.
К сожалению, у меня нет времени.
Скорее всего, я не успею.
Я бы с радостью сделал, но.
Я не могу вам дать обещание.
Спасибо, но мне не нужно.

2. Ситуации:

  1. Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 15)


  1. Вас пригласили на день рождения.

Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 16)


  1. Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 17)


  1. Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 18)


  1. Откажитесь от вкусных пирожных.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 19)


  1. Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 20)

Защита работ (один человек).


VII. Применение обращений в экстралингвистических ситуациях, работа в группах, создание проекта памятки (слайд 21)

- Вы уже усвоили, как правильно попросить о чем-то или отказать, не обидев собеседника.

- Скажите, а все ли учащиеся нашей школы умеют правильно это делать?

- А мы им можем чем-то помочь?

- Давайте сформулируем полезные советы для своих одноклассников, а потов выставим их на страничке школьного сайта или передадим ребятам в школьную газету.

Обращение к одноклассникам

Полезные советы

  1. Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.

  1. Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.

  1. В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.

Проверка: фронтально


VIII. Домашнее задание (слайд 22)

1.Оформьте полезные советы одноклассникам. Из лучших работ на следующем уроке мы оформим памятку.

2.Нарисуйте иллюстрации к советам (по желанию)


IX. Рефлексия.

- Вспомним цели, которые мы определили на сегодняшний урок.

- Справились ли мы с заданием?

- Обратитесь к информационному листу. Отметьте результат в конце урока.

- Поднимите руку у кого прибавились +, кто остался на том же уровне.

Оценки: Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке.

Поэтому ….. «5», ……. «4», …… «3»

- Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

А вам понравился урок? (слайд 23)


Да


Нет

Приложение 1. Карточка.

  1. Напиши названия членов предложения













  1. Подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)

С шелестом падали с тополей сухие листья.



  1. Подчеркни верную характеристику предложения

повествовательное или вопросительное

восклицательное или невосклицательное

простое или сложное

распространённое или нераспространённое























Приложение 2. Информационный лист «Обращение»

3 уровень

Учащего(ей)ся 5б класса__________________________________

Теоретические сведения

Начало урока

Конец урока

1

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.



2

Обращение произносится со звательной интонацией.



3

Обращения на письме выделяются запятыми

[О, …].

[…, о, …].

[ …, о].









4

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. [О! …].



5

Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п.



6

Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.



7

В роли обращений употребляются:

- собственные им. сущ. (Валя, Пётр Васильевич),

- названия лиц по родству (мама, дедушка),

- по профессии (учитель, продавец),

- сочетание слов (молодой человек).









8

Местоимения ты, вы – не являются обращением.



9

Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы




Условные обозначения:

+ знаю хорошо

- не знаю

+- знаю частично


2 уровень

Учащего(ей)ся 5б класса__________________________________

Теоретические сведения

Начало урока

Конец урока

1

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее __________

_____________________________________________________________



2

Обращение произносится со ________________________ интонацией.



3

Обращения на письме выделяются _____________

[О, …].

[…, о, …].

[ …, о].









4

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится____________

__________________________________________. [О! …].



5

Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п.



6

Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.



7

В роли обращений употребляются:

- собственные им. сущ. (Валя, Пётр Васильевич),

- названия лиц по родству (мама, дедушка),

- по профессии (учитель, продавец),

- сочетание слов (молодой человек).









8

Местоимения ты, вы – не являются обращением.



9

Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы




1 уровень

Учащего(ей)ся 5б класса__________________________________

Теоретические сведения

Начало урока

Конец урока

1

Обращение –_______________________________________________

___________________________________________________________.



2

Обращение произносится со __________________________________.



3

Обращения на письме выделяются _____________.

[О, …].

[…, о, …].

[ …, о].









4

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится___________

_______________________________________________. [О! …].



5

Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п.



6

Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в_

______________________, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.



7

В роли обращений употребляются:

- собственные им. сущ. (___________________),

- названия лиц по родству (_________________),

- по профессии (__________________________),

- сочетание слов (_________________________).









8

Местоимения ты, вы – не являются обращением.



9

Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы














Приложение 3. Работа в парах

1 пара

Ситуации:

  1. Попросите своих родителей о покупке …

Используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Полезные советы

Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.

2 пара

Ситуации:

  1. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).


  1. Вас пригласили на день рождения.

Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Полезные советы

Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.


3 пара

Ситуации:

  1. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

Используйте обращение и речевые формулы.


  1. Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Полезные советы

Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.


4 пара

Ситуации:

  1. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


  1. Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Полезные советы

Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.


5 пара

Ситуации:

  1. Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


  1. Откажитесь от вкусных пирожных.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Полезные советы

В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.


6 пара

Ситуации:

  1. Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


  1. Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Полезные советы

В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.



20


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Обращение 5 класс»

«Я знаю, что ничего не знаю»   Сократ

«Я знаю,

что ничего не знаю»

Сократ

Обращение

Обращение

Ключ к тесту 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15

Ключ к тесту

1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15

Серёжа Серёга Сергей Сергей Петрович

Серёжа

Серёга

Сергей

Сергей Петрович

Папа Папочка Папаша

Папа

Папочка Папаша

говорит кому  в какой обстановке кто

говорит

кому

в какой обстановке

кто

Этикетные  формулы-просьбы Пожалуйста Будьте так любезны Будьте добры Если вас не затруднит Сделайте одолжение Не мог бы ты сейчас Не выполнишь ли ты мою просьбу Вы не могли бы сказать

Этикетные

формулы-просьбы

Пожалуйста

Будьте так любезны

Будьте добры

Если вас не затруднит

Сделайте одолжение

Не мог бы ты сейчас

Не выполнишь ли ты мою просьбу

Вы не могли бы сказать

Попросите своих родителей о  покупке.

Попросите своих родителей о

покупке.

Попросите сестру погулять с собакой.

Попросите сестру погулять с собакой.

Вы решаете задачу по математике уже целый  час, но безрезультатно.  Попросите у помощи одноклассника.

Вы решаете задачу по математике уже целый

час, но безрезультатно.

Попросите у помощи одноклассника.

Попросите разрешения у учителя  присутствовать на уроке.

Попросите разрешения у учителя

присутствовать на уроке.

Учитель обещал принести книгу и забыл.  Напомните учителю об обещании.

Учитель обещал принести книгу и забыл.

Напомните учителю об обещании.

Попросите пассажира передать  деньги за проезд.

Попросите пассажира передать

деньги за проезд.

Этикетные  формулы-отказы Простите К сожалению, у меня нет времени Скорее всего я не успею Я бы с радостью сделал, но Я не могу вам дать обещание Спасибо, но мне не нужно

Этикетные

формулы-отказы

Простите

К сожалению, у меня нет времени

Скорее всего я не успею

Я бы с радостью сделал, но

Я не могу вам дать обещание

Спасибо, но мне не нужно

Откажитесь от компьютера.

Откажитесь от компьютера.

Откажитесь от приглашения на день рождения.

Откажитесь от приглашения на день рождения.

Откажитесь от приглашения в кино.

Откажитесь от приглашения в кино.

Вам предлагают написать доклад, а вы отказываетесь.

Вам предлагают написать доклад, а вы отказываетесь.

Откажитесь от вкусных пирожных.

Откажитесь от вкусных пирожных.

Откажитесь от прогулки.

Откажитесь от прогулки.

Полезные советы

Полезные советы

Домашнее задание  Доработайте полезные советы одноклассникам.

Домашнее задание

  • Доработайте полезные советы одноклассникам.

  • Нарисуйте иллюстрации к советам (по желанию)
Да Нет

Да

Нет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!