Манакова Татьяна Викторовна МАОУ «Ефимовская СОШ»
Манакова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Ефимовская СОШ», Курманаевский район
Название предмета: Русский язык
Класс: 5
УМК: «Русский язык. 5 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - Москва: «Просвещение», 2014.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Обращение (второй урок)
Цель: закрепить понятие об обращении, выделении на письме знаками препинания и использовании обращений в разных речевых ситуациях.
Тип урока: урок применения знаний
Форма: урок-практикум
Планируемые результаты
Предметные: знать определение обращения, уметь находить их в предложении, графически обозначать, употреблять в речи;
Метапредметные: способность ставить перед собой учебную цель и сохранять её, умение работать в группе, создание собственного текста
Личностные: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях, воспитание культуры общения.
Техническое обеспечение урока: проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал, презентация.
Содержание урока
I.Организация урока
II. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)
«Я знаю, что ничего не знаю» - так говорил известный древнегреческий мыслитель Сократ.
- Сегодня на уроке мы постараемся опровергнуть его слова.
II. Актуализация опорных знаний
1. Кроссворд «Обращение» (Самостоятельно. Каждому ученику раздаётся форма кроссворда. Потом ребята озвучивают правильные ответы)
- У вас на столах лежит кроссворд, разгадав который, вы повторите пройденный материал по теме «Предложение» и узнаете тему сегодняшнего урока. Вы сами сможете назвать мне её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово.
Определите вид предложения по характеру грамматической основы: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.
Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.
Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.
Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
2. // Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения.
С шелестом падали с тополей сухие листья. (повеств., невосклиц., прост., двусост., распростр.)
3. // Индивидуальная работа по карточке (Приложение 1)
Проверка: - Обратите внимание на закрашенные клеточки в центре кроссворда. По вертикали у вас должно получиться слово. Поднимите руки, у кого оно получилось.
фронтально (ребята озвучивают правильные ответы)
- Давайте проверим.
- Кто не допустил ни одной ошибки? 1?... Поднимите руку. Молодцы.
III. Определение темы урока. Целеполагание (слайд 2)
- Сформулируйте тему нашего урока.
“Обращение” (слайд 2). Запишите в тетрадь.
- Сформулируйте вопросы к теме. Поставьте проблему.
(Закрепим знания об обращении, продолжим учиться находить обращение в речи, уместно использовать обращения в речи в разных ситуациях)
IV. Применение знаний, умений и навыков.
Работа с информационным листом (Приложение 2).
- Проверьте свои знания. Если вам хорошо известен материал – поставьте напротив +
Если не знаком, не знаете -
Если знаете частично, или неуверенны, что знаете хорошо, то +-
Беседа
- Что такое обращение?
- Где может стоять обращение в предложении?
- Какими знаками препинания выделяется на письме?
- Сколько слов можем включать обращение?
- Какую форму имеет обращение?
Самостоятельная работа с тестом
Задание: укажите номера предложений, в которых есть обращение.
1. Ребята давайте жить дружно.
2. Ребята собрались в поход.
3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?
4.Подкралась осень незаметно.
5.Добро пожаловать скворец.
6. Не трещите морозы в заповедном бору.
7. К утру мороз крепчал.
8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
9. Муравьи санитары леса.
10. Догорай костер дотла.
11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.
13. Песню эту пронесем друзья по свету.
14. Друзья познаются в беде.
15. Прощай любимый город.
Проверка: ключ на слайде (слайд 3)
1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15
- Прочитайте предложения с обращениями. Запишите в тетрадь 3 предложения, чтобы обращение находилось в начале, в середине и в конце предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы (// Индивидуальная работа на доске сильный учащийся, все – в тетради)
- Объясните орфограммы.
Проверка: 3 человека + объяснение орфограмм
Вывод: Где может находиться обращение в предложении?
V. Выявление критериев уместности использования обращений.
1. Постановка проблемы.
- А для чего нужны обращения? Для чего нужно их изучать?
- Ребята, в устной речи мы обращаемся к родителям, к товарищам, учителям, знакомым, называя их: Юра, мама, доктор.
- Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.
2. Наблюдение над обращениями
- Посмотрим на обращения.
- Все ли обращения уместны в речи?
1 группа обращений (слайд 4).
Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.
2 группа обращений (слайд 5).
Папа. Папочка. Папаша.
- Что важно при выборе обращений? (слайд 6)
КТО
КОМУ ГОВОРИТ
В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ
- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь её небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.
VI. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в парах (Приложение 3)
- Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания. На прошлом уроке в группах вы определяли этикетные формулы просьбы, отказа.
- Назовите этикетные формулы, которые вы запомнили.
- Обобщим результаты нашего совместного труда (слайд 7)
Этикетные формулы-просьбы
Пожалуйста.
Будьте так любезны.
Будьте добры.
Если вас не затруднит.
Сделайте одолжение.
Не мог бы ты сейчас.
Не выполнишь ли ты мою просьбу.
Вы не могли бы сказать.
- Достаточно ли для культурного человека только знание формул? Что обязательно, кроме знания формул? (Применять формулы в конкретных жизненных ситуациях)
- Сейчас вы покажете умение применять знания на практике.
- Каждая парта получает определенное задание и работаете в паре.
1. Ситуации:
Попросите своих родителей о покупке …
Используйте обращение и этикетные формулы (слайд 8)
Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).
Используйте обращение и речевые формулы-просьбы (слайд 9)
Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.
Используйте обращение и речевые формулы (слайд 10)
Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. (слайд 11)
Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. (слайд 12)
Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы. (слайд 13)
Защита работ (один человек).
Этикетные формулы-отказы (слайд 14)
Простите.
К сожалению, у меня нет времени.
Скорее всего, я не успею.
Я бы с радостью сделал, но.
Я не могу вам дать обещание.
Спасибо, но мне не нужно.
2. Ситуации:
Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 15)
Вас пригласили на день рождения.
Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 16)
Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 17)
Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 18)
Откажитесь от вкусных пирожных.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 19)
Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы (слайд 20)
Защита работ (один человек).
VII. Применение обращений в экстралингвистических ситуациях, работа в группах, создание проекта памятки (слайд 21)
- Вы уже усвоили, как правильно попросить о чем-то или отказать, не обидев собеседника.
- Скажите, а все ли учащиеся нашей школы умеют правильно это делать?
- А мы им можем чем-то помочь?
- Давайте сформулируем полезные советы для своих одноклассников, а потов выставим их на страничке школьного сайта или передадим ребятам в школьную газету.
Обращение к одноклассникам
Полезные советы
Если ваш друг не соблюдает режим дня
Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.
Гости
Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.
В кафе
Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.
Проверка: фронтально
VIII. Домашнее задание (слайд 22)
1.Оформьте полезные советы одноклассникам. Из лучших работ на следующем уроке мы оформим памятку.
2.Нарисуйте иллюстрации к советам (по желанию)
IX. Рефлексия.
- Вспомним цели, которые мы определили на сегодняшний урок.
- Справились ли мы с заданием?
- Обратитесь к информационному листу. Отметьте результат в конце урока.
- Поднимите руку у кого прибавились +, кто остался на том же уровне.
Оценки: Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке.
Поэтому ….. «5», ……. «4», …… «3»
- Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
А вам понравился урок? (слайд 23)
Да
Нет
Приложение 1. Карточка.
Напиши названия членов предложения
Подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)
С шелестом падали с тополей сухие листья.
Подчеркни верную характеристику предложения
повествовательное или вопросительное
восклицательное или невосклицательное
простое или сложное
распространённое или нераспространённое
Приложение 2. Информационный лист «Обращение»
3 уровень
Учащего(ей)ся 5б класса__________________________________
№ | Теоретические сведения | Начало урока | Конец урока |
1 | Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. | | |
2 | Обращение произносится со звательной интонацией. | | |
3 | Обращения на письме выделяются запятыми [О, …]. […, о, …]. [ …, о]. | | |
| |
| |
| |
4 | Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. [О! …]. | | |
5 | Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п. | | |
6 | Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. | | |
7 | В роли обращений употребляются: - собственные им. сущ. (Валя, Пётр Васильевич), - названия лиц по родству (мама, дедушка), - по профессии (учитель, продавец), - сочетание слов (молодой человек). | | |
| |
| |
| |
8 | Местоимения ты, вы – не являются обращением. | | |
9 | Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы | | |
Условные обозначения:
+ знаю хорошо
- не знаю
+- знаю частично
2 уровень
Учащего(ей)ся 5б класса__________________________________
№ | Теоретические сведения | Начало урока | Конец урока |
1 | Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее __________ _____________________________________________________________ | | |
2 | Обращение произносится со ________________________ интонацией. | | |
3 | Обращения на письме выделяются _____________ [О, …]. […, о, …]. [ …, о]. | | |
| |
| |
| |
4 | Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится____________ __________________________________________. [О! …]. | | |
5 | Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п. | | |
6 | Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. | | |
7 | В роли обращений употребляются: - собственные им. сущ. (Валя, Пётр Васильевич), - названия лиц по родству (мама, дедушка), - по профессии (учитель, продавец), - сочетание слов (молодой человек). | | |
| |
| |
| |
8 | Местоимения ты, вы – не являются обращением. | | |
9 | Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы | | |
1 уровень
Учащего(ей)ся 5б класса__________________________________
№ | Теоретические сведения | Начало урока | Конец урока |
1 | Обращение –_______________________________________________ ___________________________________________________________. | | |
2 | Обращение произносится со __________________________________. | | |
3 | Обращения на письме выделяются _____________. [О, …]. […, о, …]. [ …, о]. | | |
| |
| |
| |
4 | Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится___________ _______________________________________________. [О! …]. | | |
5 | Роль обращения обычно выполняет имя существительное в им. п. | | |
6 | Обращение нужно отличать от подлежащего. Обращение не входит в_ ______________________, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. | | |
7 | В роли обращений употребляются: - собственные им. сущ. (___________________), - названия лиц по родству (_________________), - по профессии (__________________________), - сочетание слов (_________________________). | | |
| |
| |
| |
8 | Местоимения ты, вы – не являются обращением. | | |
9 | Вместе с обращением в речи часто используются этикетные формулы | | |
Приложение 3. Работа в парах
1 пара
Ситуации:
Попросите своих родителей о покупке …
Используйте обращение и этикетные формулы.
Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.
Полезные советы
Если ваш друг не соблюдает режим дня
Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.
2 пара
Ситуации:
Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).
Вас пригласили на день рождения.
Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.
Полезные советы
Если ваш друг не соблюдает режим дня
Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.
3 пара
Ситуации:
Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.
Используйте обращение и речевые формулы.
Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.
Полезные советы
Гости
Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.
4 пара
Ситуации:
Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.
Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.
Полезные советы
Гости
Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.
5 пара
Ситуации:
Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.
Откажитесь от вкусных пирожных.
Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.
Полезные советы
В кафе
Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.
6 пара
Ситуации:
Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.
Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.
Полезные советы
В кафе
Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.
20