СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Урок систематизации и закрепления знаний по теме "Состав слова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"»

Тема урока: Состав слова. Закрепление.

Тип урока: урок закрепления.

Основные цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.

  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.

  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,

  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,

  3. объяснять причины изменения формы слова,

  4. конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » Канакина.В.П, персональный компьютер, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику В.П .Канакиной, В.Г. Горецкого«Русский язык. 3 класс».

Раздаточный материал: карточки для парной работы.


Методы обучения


По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью презентации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, индивидуальная


Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

- Мы рады приветствовать вас в классе.
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

- Говорят, что «если человек за день не получал никаких знаний, значит день прошёл зря».

- Вы хотите, чтобы ваш день прошел зря?

- Так давайте настроимся на рабочий лад, улыбнемся друг другу, улыбка помогает справиться с любой задачей, даже самой трудной. Закройте глаза и повторяйте за мной:

- Сейчас я начну учиться!

- Я хочу учиться! Я готов к работе! Я работаю!

2.Актуализация знаний:


- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишем число, выделим орфограммы, комментирует дежурный по классу.

Словарная работа.


3.Постановка темы и целей урока.

- Разгадайте ребус и мы узнаем тему урока. (слайд)

- Всё на свете из чего-то состоит: лес – из..деревьев, облака - из капелек воды, вещества из частиц, поезд из вагонов. Есть шуточная песенка «Из чего же?» (муз. Ю. Чичкова, сл.Я. Халемского)

(Проблемная ситуация)

- Кто из вас в детстве разбирал игрушки на части?

- Зачем вы это делали? (Интересно было узнать – из чего они состоят)

- Слово «состав» имеет несколько значений. Перечислим ещё раз.

- Какое подходит нам больше всего и почему?

-Третье значение, про поезд. (поезд - плакат ) Состав слов - сцепка частей слова. В конце урока мы подпишем вагоны названиями частей слова.

- Сформулируем тему урока. Какие бы вы предложили поставить перед собой цели?(хочу научиться видеть из каких частей состоит слово, чтобы грамотно его писать)

4. Работа по теме:

- Я прочитаю стих., а вы послушаете и что-то интересного заметите…

Как – то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада, вот ещё посадка рядом.

А вот садовод. С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

- Запишем родственные слова, выделим корень.

- Определение (слайд)

(1.Общее лексическое значение.

2.Одинаковая общая часть)

-Какой признак главнее?

-Разобраться в этом нам поможет сказка «Чужак»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.

-Текст сказки есть на листе для учащихся .Найдите однокоренные слова, запишите в тетрадь и выделите в них корень.

-Кто оказался чужаком? (Водитель)

-Общая часть одна. Почему же он чужак? (разное лексическое значение)

-Что же главнее? (лексическое значение)

- Устно. Придумай слова с корнем –лес-, кот

- Окончание (слайд) запишем в тетрадь, выделим корень


5.Физминутка для глаз (Слайд )


6. (Слайд ) Для чего нужны приставки и суффиксы?( для образования новых слов, следовательно – разное лексическое значение)

- Запишем по ходу

Мост-мостик, журнал- журналист

Свет-рассвет, ход- выход, вход, поход


7.Работа в группе. Эстафета «Ромашка» (Слайд )

1. Читаем по заполненной ромашке.

2. Пробуем подставить эти же приставки к другому слову (подходят не все)

!!!Но ведь есть много других приставок, которые подойдут к этому слову -об,-за

-Вы на лепестках пишите только те приставки (предварительно прочитав слово), которые подходят вашему слову

Подводятся итоги.

-С помощью приставок вы образовывали новые слова. Что при этом менялось?

(смысл)

8.Игра «Найди свой суффикс» (Слайд ) Работа в паре

Заполни таблицу - карточку . Выделяй суффиксы. Наблюдай за использованием суффиксов


книга

дом

Сделай предмет маленьким



Ещё меньше



Сделай предмет очень большим



Образуй признак предмета




книга

дом

Сделай предмет маленьким

книжка

домик

Ещё меньше

книжечка

домишко

Сделай предмет очень большим

книжища

домище

Образуй признак предмета

книжный

домовой

Проверка-слайд










9. ФИЗМИНУТКА (Слайд )

  • 10. Повторим порядок разбора по составу (Слайд )


Подснежник, подберёзовик, замазка…- почему так называются, придумай ещё…


11. Составим кластер (слайд)

- А теперь обратите внимание в каком порядке он открывался (в порядке изучения частей слова). Как вы думаете, какое окно осталось неоткрытым? (основа)Это и будет темой следующего урока. А теперь прочитайте части по порядку – это будет правильный порядок разбора слов по составу.

12. Рефлексия (Слайды) Тест. Проверь себя.

- А теперь подойдите к моему столу, возьмите карточку с названием части слова и наклейте на вагоны поезда. Молодцы. Посмотрите, сфотографируйте и кадр нашего поезда оставьте на долгую прочную память.

- Оценим себя.

- У вас на столах лежат вагончики разного цвета.

Яркие цвета: урок был мне интересен и полезен.

Тёмные цвета: урок прошел без пользы для меня.

Выберите один и прикрепите к локомотиву. Их два. К одному цепляем яркие вагоны, к другому - потемнее. Посмотрим, что получилось.

-Поезд с яркими вагонами длиннее, значит урок был для нас …. полезным.



13 Итог урока. (Слайд №20)

-Какими бывают части слова? ( Значимые и изменяемая.

Значимые - корень, приставка и суффикс. Изменяемая - окончание)


-Почему корень- самая главная значимая часть слова?

(он несёт в себе лексическое значение слова)

- Для чего нужны приставки и суффиксы? (для образования новых слов)

- Для чего нужны окончания? (для связи слов в предложении)


14. Домашнее задание:

1. - Составить текст 3-4 предложений, в нём разобрать по составу 10 слов

(1 группа)

2. - Карточки. Составь из слов предложения.


В, берёзовая, грачи, роща, гнездились.

Кот, дерево, пополз, на, залез, и, к, гнездо.

Заметил, рыжий, грач, разбойник, старый

………………………………………………

Что же могло произойти потом? Напиши.(2 группа)


СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд )



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!