Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».
Учитель:Борисова Оксана Владимировна
Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»
Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научитьсяраспознавать имена существительные в дательном падеже;развивать орфографическую зоркость.
Развивающая:создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4.Регулятивные УУД:
- целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: рабочая тетрадь, учебник,задания на дополнительных карточках, проектор, компьютер.
Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- карточки с вопросами для проверки пройденного материала;
- сигнальная карточка «Дательный падеж»;
- карточки для самостоятельной работы;
- карточки для рефлексии.
Технологическая карта урока
Этап урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные д ействия |
I. Организационный момент. Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. | Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. | Проверяет готовность класса к работе.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным? - Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. - Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. 1. Орфографическая минутка Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля. | Здоровьесберегающие технологии Наблюдение, работа по алгоритму | Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения: Солнышко – тучка (4 раза) Покатать ручку между ладонями. –Откроем тетради и запишем число и классную работу. - Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. -Начнем урок с орфографической минутки. На доске записано предложение: «Бедная рябина мокнет под дождем». - Запишите предложение каллиграфическим почерком, Найдите слово с непроверяемой гласной в корне слова. Каково значение слова «рябина» - В каком падеже стоит слово «рябина»? Как вы определили падеж? Поставьте слово в родительный падеж. - Сколько букв в данном слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Назовите их. Сколько гласных звуков? Назовите их. Сколько согласных звуков? Назовите их. | Рябина – ударение на «и», орфограмма «я». Слово стоит в именительном падеже (что?) рябина. Нет (чего?) рябины. (6 б., 3 гл. буквы, 3 гл.звука. 3 согл. буквы и звука). | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания. | Метод проблемного обучения,фронтальный опрос. Работа в парах. | Ребята, обратите внимание на карточки под номером 1, которые лежат у вас на столах. (На партах разложены карточки с вопросами– по одной на парту). Сейчас, работая в паре, вы отвечаете на вопросы, написанные на ваших карточках. № 1.Что такое имя существительное? № 2. Что такое склонение имен существительных? № 3. Сколько падежей в русском языке? № 4.Назовите падежи, существующие в русском языке. № 5.На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже. №6.Каким членом предложения является существительное в именительном падеже. № 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?) № 8. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? №. 9.С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? | Имена существительные Называют морфологические признаки имени существительного. Падеж Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей.) Именительный, родительный, дательный винительный, творительный, предложный). (Кто?, Что?). Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. (Кого?Чего?) Предлоги –(у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.) | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Цель:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Наблюдение, метод проблемного обучения | -Спасибо. Молодцы. Сегодня мы продолжим знакомство с падежами. Прочитайте словосочетания, задайте вопросы к существительным. скучал (?) по маме пришел (?) к бабушке обрадовался (?) другу. Чем они похожи?. Запишите данные словосочетания с вопросами. - А кто помнит, к какому падежу принадлежат данные вопросы? Какой падеж следует за родительным падежом? -Как вы считаете какова тема нашего урока? «Дательный падеж». Сегодня мы лучше познакомимся с дательным падежом, научимся находить в тексте существительные, стоящие в дательном падеже. | Учащиеся задают вопросы к существительным Скучал (по кому?) Пришел (к кому?) Обрадовался (кому?) (Глагол с существительным вопросы: кому? чему?) | Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие нового знания Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала. | Наглядный метод. Фронтальная работа, работа в парах. Работа по алгоритму. Работа у доски. Письмо под диктовку. | А теперь сядьте правильно, поднимите глазки на экран. Ученик читает правило: (Слайд 2) Дательный падеж иногда называют «щедрым». Как вы думаете, почему? А какое слово-помощник есть у дательного падежа? Посмотрите на следующий слайд. (Слайд3) На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже? Какую роль в предложении могут выполнять существительные в дательном падеже? Назовите слово- помощник дательного падежа. |
Дательный падеж от слова «дать», «дарить». Кому? чему? Кому? Чему? Где? Куда? - к, -по. Роль второстепенного члена предложения. - Дать (кому?, чему?) | Познавательные: моделирование, логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V.Физкультминутка (зрительная) | Здоровьесберегающие технологии | -Сядьте правильно и посмотрите на экран. Глазками проследите движение предметов. | |
| | - А теперь попробуем на практике найти в предложении существительные в дательном падеже. К доске выходит……, остальные- сядьте ровно, правильно положите тетради. Я напоминаю правило: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит» .Возьмите ручки и приготовьтесь писать под диктовку: «Туристы шли по лесу к реке». Найдите в данном предложении грамматическую основу. Какие слова остались? Какие это члены предложения? Давайте найдем словосочетания, -Определите главное и зависимое слово. Зададим вопросы от главного слова к зависимому. Вопросы какого падежа вы видите, предлоги какого падежа? Подпишите падеж рядом со словосочетаниями. | Кто? Туристы. Туристы (Что делали?) шли. По лесу, к реке. Второстепенные. Шли (по чему?) по лесу. (Д.п.) Шли (к чему?) к реке. (Д.п.) Д.п. Слово -помощник Вопросы Предлоги |
| Самостоятельная работа. | 2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку. Возьмите карточку под номером 1. - Заполним сигнальную карточку. - проверим. | |
VI. Первичное закрепление Цель: закрепление нового знания, способов действия. | Метод самостоятельной познавательной деятельности работа по вариантам. | Сядьте правильно, вспомните правило: « Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Запишите: «Упражнение 73». (учебник, стр.46) 1. На доске картинка «Ворона и лисица» - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она дана? Кто автор этой басни? Поработаем по вариантам. Прочитайте предложения. Спишите предложение, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы. Найдите существительное в дательном падеже. 1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. 1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение. К доске выходят учащиеся от первого и второго вариантов. Проверим. Оставшиеся 2 предложения учащиеся выполняют самостоятельно. | Послал (кому?) вороне. Подходит (к чему?) к дереву. (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – еки т.д.) (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; |
VII.Физкультминутка | Здоровьесберегающие технологии | А теперь сядьте правильно, слушайте и выполняйте со мной. Наклоните голову к правому плечу. Наклоните голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к гостям. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. -К плечу, к соседу, по голове, одноклассникам, учителю…В каком падеже стоят имена существительные? - Как вы догадались? | Дети показывают движения В дательном падеже. Вопросы кому? чему?, предлоги к, по. | Развивающие: установка на здоровый образ жизни. |
VIII. Включение знаний в систему 1.Самостоятельная работа. Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного. | Самостоятельная работа | - Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно. Самостоятельная работа 1 уровень Определите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. 2 уровень Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже Подарить, дед, шарф; дать, товарищ, книга; ходить, деревня, трава; расчесать, сестра, волосы; смастерить, птицы, скворечник; поменять, рыбы, вода. | | Самостоятельно выбирают уровень работы | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
2. Самопроверка Цель: развитие навыков самопроверки и самооценки | | Самопроверка по эталону. Кто все сделал все без ошибок – рисуем смайлик №1. 1-2 ошибки – смайлик № 2. 3 и более ошибок – смайлик № 3. | Сверяют по эталону, осуществляют самооценку |
Домашнее задание: | | Откройте дневники, запишите домашнее задание. Страница 47, упражнение 84. | | |
IX. Рефлексия деятельности. Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков | Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке | Итак, наш урок подходит к концу. имена существительные в дательном падеже? Оценки за урок получают: - - - - | Дательный падеж. Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, -личностн-ые:самоанализ, самооценка. |
|
| 2. Работа на закрепление изученного материала (если останется время)(Слайд 8) Составьте и запишите словосочетания с существительными в дательном падеже. Используйте предлоги: к, по ползти, земля отойти, машине бежать, речка бежать, край песня , фильм ехать, шоссе | | |
| | - Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, поднимите табличку с восклицательным знаком (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поднимите табличку с вопросительным знаком (?). Повернитесь к гостям. - Молодцы! Встаньте, урок окончен! | | |
Литература:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 3 класс, вторая часть. М.: Просвещение. 2010
О.Д. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»). М.: ВАКО, 2013
Мультимедийные уроки. Разработчик Е.К.Берюхова. Презентация к уроку Дательный падеж имен существительных.
Разработка урока «Дательный падеж имен существительных», Кузнецова Маргарита Павловна, Федотова Татьяна Александровна.
str-okrug.ucoz.ru/Uroki/Kuznecova_M.P.Datelny_padezh_3kl..doc
Приложения
№1.Что такое имя существительное?
№ 2. Что такое склонение имен существительных?
№ 3. Сколько падежей в русском языке?
№ 4.Назовите падежи, существующие в русском языке.
№ 5. На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?
№ 6.Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
№ 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?
№ 8. На какие вопросыотвечают существительные в родительном падеже?
№. 9.С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
Карточка № 1. Дательный падеж |
Слово-помощник ……………… |
Вопросы ……………… |
Предлоги ……………… |
Карточка № 1. Дательный падеж |
Слово-помощник ……………… |
Вопросы ……………… |
Предлоги ……………… |
Карточка № 2.
Самостоятельная работа
1 уровень
Определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.
2 уровень
Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже
Подарить, дед, шарф;___________________________________________
дать, товарищ, книга; ___________________________________________
ходить, деревня, трава; _________________________________________
расчесать, сестра, волосы; _______________________________________
смастерить, птицы, скворечник;__________________________________
поменять, рыбы, вода.___________________________________________
Карточка № 2.
Самостоятельная работа
1 уровень
Определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.
2 уровень
Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже
Подарить, дед, шарф;___________________________________________
дать, товарищ, книга; ___________________________________________
ходить, деревня, трава; _________________________________________
расчесать, сестра, волосы; _______________________________________
смастерить, птицы, скворечник;__________________________________
поменять, рыбы, вода.___________________________________________