СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Дательный падеж"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по теме "Дательный падеж". 3 класс, "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Дательный падеж"»

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель:Борисова Оксана Владимировна

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научитьсяраспознавать имена существительные в дательном падеже;развивать орфографическую зоркость.


Развивающая:создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.


Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.


Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4.Регулятивные УУД:

- целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, учебник,задания на дополнительных карточках, проектор, компьютер.

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки с вопросами для проверки пройденного материала;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- карточки для самостоятельной работы;

- карточки для рефлексии.















Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные д

ействия

I. Организационный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.


Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.


Проверяет готовность класса к работе.



Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.


Подготовка класса к работе.


Личностные: самоопределение.




Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.


II. Актуализация знаний.


1. Орфографическая минутка

Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.


Здоровьесберегающие технологии








Наблюдение, работа по алгоритму


Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

  1. Солнышко – тучка (4 раза)

  2. Покатать ручку между ладонями.

  3. –Откроем тетради и запишем число и классную работу.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Начнем урок с орфографической минутки.

На доске записано предложение: «Бедная рябина мокнет под дождем».

- Запишите предложение каллиграфическим почерком, Найдите слово с непроверяемой гласной в корне слова. Каково значение слова «рябина»

- В каком падеже стоит слово «рябина»? Как вы определили падеж? Поставьте слово в родительный падеж.

- Сколько букв в данном слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Назовите их. Сколько гласных звуков? Назовите их. Сколько согласных звуков? Назовите их.
















Рябина – ударение на «и», орфограмма «я».

Слово стоит в именительном падеже (что?) рябина.

Нет (чего?) рябины.

(6 б., 3 гл. буквы, 3 гл.звука. 3 согл. буквы и звука).

Личностные: самоопределение.




Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.


2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.



Метод проблемного обучения,фронтальный опрос.

Работа в парах.


Ребята, обратите внимание на карточки под номером 1, которые лежат у вас на столах. (На партах разложены карточки с вопросами– по одной на парту). Сейчас, работая в паре, вы отвечаете на вопросы, написанные на ваших карточках.

№ 1.Что такое имя существительное?


№ 2. Что такое склонение имен существительных?






3. Сколько падежей в русском языке?


№ 4.Назовите падежи, существующие в русском языке.





№ 5.На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже.


№6.Каким членом предложения является существительное в именительном падеже.






№ 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?)



8. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?


№. 9.С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?


Имена существительные

Называют морфологические признаки имени существительного.

Падеж

Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей.)

Именительный, родительный, дательный винительный, творительный, предложный).

(Кто?, Что?).



Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.

Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов.

(Кого?Чего?)


Предлоги –(у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.)

Личностные: самоопределение.




Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.


III. Постановка учебной задачи

Цель:подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы


Наблюдение, метод проблемного обучения


-Спасибо. Молодцы. Сегодня мы продолжим знакомство с падежами.

Прочитайте словосочетания, задайте вопросы к существительным.

скучал (?) по маме

пришел (?) к бабушке

обрадовался (?) другу.

Чем они похожи?.

Запишите данные словосочетания с вопросами.

- А кто помнит, к какому падежу принадлежат данные вопросы? Какой падеж следует за родительным падежом?

-Как вы считаете какова тема нашего урока? «Дательный падеж».

Сегодня мы лучше познакомимся с дательным падежом, научимся находить в тексте существительные, стоящие в дательном падеже.

Учащиеся задают вопросы к существительным

Скучал (по кому?)

Пришел (к кому?)

Обрадовался (кому?)

(Глагол с существительным вопросы: кому? чему?)


Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов, Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.


Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Работа у доски. Письмо под диктовку.


А теперь сядьте правильно, поднимите глазки на экран. Ученик читает правило: (Слайд 2)

Дательный падеж иногда называют «щедрым». Как вы думаете, почему?

А какое слово-помощник есть у дательного падежа?

Посмотрите на следующий слайд.

(Слайд3)

На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Какую роль в предложении могут выполнять существительные в дательном падеже?

Назовите слово- помощник дательного падежа.


















Дательный падеж от слова «дать», «дарить».

Кому? чему?











Кому? Чему? Где? Куда?

- к, -по.

Роль второстепенного члена предложения.

- Дать (кому?, чему?)





Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.








V.Физкультминутка

(зрительная)

Здоровьесберегающие технологии

-Сядьте правильно и посмотрите на экран. Глазками проследите движение предметов.




- А теперь попробуем на практике найти в предложении существительные в дательном падеже. К доске выходит……, остальные- сядьте ровно, правильно положите тетради. Я напоминаю правило: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит» .Возьмите ручки и приготовьтесь писать под диктовку: «Туристы шли по лесу к реке». Найдите в данном предложении грамматическую основу.

Какие слова остались? Какие это члены предложения?

Давайте найдем словосочетания,

-Определите главное и зависимое слово.

Зададим вопросы от главного слова к зависимому. Вопросы какого падежа вы видите, предлоги какого падежа? Подпишите падеж рядом со словосочетаниями.





Кто? Туристы.

Туристы (Что делали?) шли.

По лесу, к реке. Второстепенные.


Шли (по чему?) по лесу. (Д.п.)

Шли (к чему?) к реке.

(Д.п.)

Д.п.

Слово -помощник

Вопросы

Предлоги


Самостоятельная работа.

2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку.

Возьмите карточку под номером 1.

- Заполним сигнальную карточку.

- проверим.




VI. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.


Метод самостоятельной познавательной деятельности работа по вариантам.


Сядьте правильно, вспомните правило: «
Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Запишите: «Упражнение 73». (учебник, стр.46)

1. На доске картинка «Ворона и лисица»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она дана? Кто автор этой басни?

Поработаем по вариантам.

Прочитайте предложения. Спишите предложение, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы. Найдите существительное в дательном падеже.


1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение. К доске выходят учащиеся от первого и второго вариантов.

Проверим.
Оставшиеся 2 предложения учащиеся выполняют самостоятельно.


Послал (кому?) вороне.

Подходит (к чему?) к дереву.

орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – еки т.д.)

(Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

VII.Физкультминутка


Здоровьесберегающие технологии


А теперь сядьте правильно, слушайте и выполняйте со мной.

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к гостям.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

-К плечу, к соседу, по голове, одноклассникам, учителю…В каком падеже стоят имена существительные?

- Как вы догадались?


Дети показывают движения






В дательном падеже.


Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.


Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

VIII. Включение знаний в систему


1.Самостоятельная работа.

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.


Самостоятельная работа


- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.

Самостоятельная работа


1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;

дать, то­варищ, книга;

ходить, деревня, трава;

расче­сать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник;

поменять, рыбы, вода.


Самостоятельно выбирают уровень работы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение


2. Самопроверка

Цель: развитие навыков самопроверки и самооценки


Самопроверка по эталону.

Кто все сделал все без ошибок – рисуем смайлик №1.

1-2 ошибки – смайлик № 2.

3 и более ошибок – смайлик № 3.


Сверяют по эталону, осуществляют самооценку

Домашнее задание:



Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Страница 47, упражнение 84.



IX. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков


Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке


Итак, наш урок подходит к концу.

  • Какой падеж мы изучали на сегодняшнем уроке?

  • Назовите вопросы дательного падежа?

  • С какими предлогами употребляются

имена существительные в дательном падеже?

  • Назовите слово-помощник дательного падежа.

Оценки за урок получают:

-

-

-

-


Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,


-личностн-ые:самоанализ, самооценка.






2. Работа на закрепление изученного материала (если останется время)(Слайд 8)

Составьте и запишите словосочетания с существительными в дательном падеже.

Используйте предлоги: к, по

ползти, земля отойти, машине

бежать, речка бежать, край

песня , фильм ехать, шоссе





- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, поднимите табличку с восклицательным знаком (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поднимите табличку с вопросительным знаком (?). Повернитесь к гостям.

- Молодцы! Встаньте, урок окончен!


7.Домашнее



























Литература:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 3 класс, вторая часть. М.: Просвещение. 2010

  • О.Д. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»). М.: ВАКО, 2013

  • Мультимедийные уроки. Разработчик Е.К.Берюхова. Презентация к уроку Дательный падеж имен существительных.

  • Разработка урока «Дательный падеж имен существительных», Кузнецова Маргарита Павловна, Федотова Татьяна Александровна.

str-okrug.ucoz.ru/Uroki/Kuznecova_M.P.Datelny_padezh_3kl..doc























Приложения


1.Что такое имя существительное?



2. Что такое склонение имен существительных?


3. Сколько падежей в русском языке?


4.Назовите падежи, существующие в русском языке.


5. На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?


6.Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?


7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?


8. На какие вопросыотвечают существительные в родительном падеже?



. 9.С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

























Карточка № 1.

Дательный падеж

Слово-помощник

………………

Вопросы

………………

Предлоги

………………

Карточка № 1.

Дательный падеж

Слово-помощник

………………

Вопросы

………………

Предлоги

………………


Карточка № 2.

Самостоятельная работа

1 уровень


Определите падеж имён существительных.


От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;___________________________________________

дать, то­варищ, книга; ___________________________________________

ходить, деревня, трава; _________________________________________

расче­сать, сестра, волосы; _______________________________________

смастерить, птицы, скворечник;__________________________________

поменять, рыбы, вода.___________________________________________



Карточка № 2.

Самостоятельная работа

1 уровень


Определите падеж имён существительных.


От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;___________________________________________

дать, то­варищ, книга; ___________________________________________

ходить, деревня, трава; _________________________________________

расче­сать, сестра, волосы; _______________________________________

смастерить, птицы, скворечник;__________________________________

поменять, рыбы, вода.___________________________________________



1
















2


















3



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!