СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе инклюзивного образования по теме «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель урока: научить писать удвоенную букву согласного на границе частей слова.

Задачи урока:

  • познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на границе корня и суффикса;
  • научить выполнять чёткий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на границе;
  • на примере словообразовательного анализа слов с основой на и с суффиксами -ник- , -н- научить объяснять, почему в них пишется удвоенная буква Н;

                

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе инклюзивного образования по теме «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова» (УМК «Перспективная начальная школа»)»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы

















Урок русского языка в 3 классе инклюзивного обучения по теме «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

(УМК «Перспективная начальная школа»)










Подготовила:

учитель начальных классов

Медведева С. М.










Пенза, 2017


Тип урока. Урок открытия новых знаний.


Цель урока: научить писать удвоенную букву согласного на границе частей слова.

Задачи урока:

  • познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на границе корня и суффикса;

  • научить выполнять чёткий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на границе;

  • на примере словообразовательного анализа слов с основой на и с суффиксами -ник- , -н- научить объяснять, почему в них пишется удвоенная буква Н;

  • учить детей применять знание этой орфограммы;

  • продолжить развивать навыки работы с Обратным словарём;

  • развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию;

  • продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи; обогащением словарного запаса;

  • воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.


Планируемые результаты:


Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Предметные:

Знать правило правописания слов с удвоенной согласной в корне слова и на стыках морфем. Уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму. Определять грамматические признаки имен существительных

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать, планировать свое действие, определять тему, цель урока.

Уметь ориентироваться в учебнике, в обратном словаре, работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы


Оборудование: мультимедийный проектор; презентация урока; карточка-тест для каждого ученика; опорные схемы «Состав слова», алгоритмы действий.















Ход урока:

I . Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнемся им и посмотрим друг на друга с улыбкой. Пожелаем всем удачи и успехов.

II. Пятиминутка чтения

III. . Актуализация знаний

  • Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Какими нам надо быть, чтобы подобрать ключ к этой тайне?

  • Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

а) Вводный тест

  • Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определений. Ведь весь урок мы будем опираться на знания частей слова. (Слайд 2) (Дети на индивидуальных карточках работают цветными карандашами.)

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов

Часть слова после корня, служит для образования новых слов

корень

окончание

суффикс

основа

приставка

орфограмма


Максим и Вика выполняют индивидуальное задание. (У них карточки с определениями, на стенах - знаки

Нужно по определению найти знак)

(Карточка для зрительной гимнастики)

  • Взаимопроверка. Оценка знаками: !, +, - . (Слайд 2 продолжение)

  • Какое слово лишнее? Что такое орфограмма? (Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.)

  • Что мы повторили?

б) Словарная работа

-Отгадайте слово, запишите. (Максим работает с карточками. Находит нужное слово, выкладывает его перед собой)

1.Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный
класс.


2.Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут аллея.


3.По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога

И она, как знают все,

Называется шоссе.


4.Шестой день недели. (Суббота)



5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик -
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»,
Весёлая игра
хоккей.

  • Самопроверка в парах. (Слайд 3)

(Карточка для зрительной гимнастики)

  • Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)

  • Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная буква согласного.)

  • В какой части слова находится удвоенная буква согласного? (В корне)

  • Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне? (Уточнить, находится ли двойная буква согласного в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.)

  1. Затруднение в индивидуальной деятельности

а) Проблемный вопрос. Проблемная ситуация

  • Предлагаю вашему вниманию слова. (Слайд 4)

  • Прочтите их.

чайный, лунный, шумный, ценный, зимний, длинный

  • Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?

  • Надо разделить слова на две группы. (РАБОТА В ГРУППАХ) Макс+Вика

чайный лунный

зимний ценный

шумный длинный

  • Представим свои результаты.

  • По какому принципу так поделили слова на два столбика?

(Карточка для зрительной гимнастики)

(Слайд 5)

  • Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН?

  • Какую цель ставим перед собой? (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН. )

  • Цель поставлена, какой способ выберем для её выполнения? (Попробуем рассуждать)

  • Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами? (Разбор по составу.)

  • Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания? (Вспомнить алгоритм разбора слов) МАКСИМ с алгоритмом

  • Разбор слов по составу. (1 слово каждого столбика комментирование, затем самостоятельная работа: 1- у доски, все- на маркерных досках.)

Оценивание + -

б) Выявление места и причины затруднения

  • В какой части слова находится удвоенная буква согласного в этих словах?

  • Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная буква согласного находится в корне, а другие считают, что не только в корне.)

V. Построение проекта выхода из затруднения

(Слайд 6)

  • Понаблюдайте за словами второго столбика, сравните их. Вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в них?

  • Как же получилось, что в слове удвоенная буква согласного?

  • Где, в какой части слова, она возникла?

  • Я бы предложила назвать это место границей. Вы согласитесь со мной?

  • МАКСИМ посмотрел в Толковом словаре

Граница – 1) линия раздела между территориями, рубеж; 2) предел допустимого.

  • Давайте сделаем вывод. Всегда ли удвоенная буква согласного находится в корне слова? (Не всегда)

  • Что мы с вами сделали? (Открытие)

  • Как думаете, это орфограмма? (Есть опасное место при письме. Да, это написание по правилу. Эта орфограмма очень сложная, хитрая и требует к себе очень внимательного отношения.)

  • Как она может называться? (Мнения учеников)

  • Попробуйте сформулировать тему. (Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова)

(Слайд 7)

  • Каковы цели урока?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводит Максим)



VI. Реализация построенного проекта

а) Работа в парах

  • Всегда ли на границе суффикса и корня возникает удвоенная буква согласного?

  • Когда же возникает удвоенная буква согласного на границе суффикса и корня?

б) Формулировка правила

  • Сумеете ли сформулировать правило правописания удвоенной согласной на границе корня и суффикса? (Слайд 8)

  • Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на границе корня и суффикса? (Части слова различать)

в) Составление алгоритма

  • Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на границе суффикса и корня.

  • Разложите карточки в нужном порядке.

РАБОТА В ГРУППЕ

(Карточка для зрительной гимнастики) для Максима и Вики

(Пока дети работают в ГРУППАХ, проговариваем алгоритм с Максимом. Затем он проверяет по образцу у других детей)

Проверка по слайду. (Слайд 9)

Прочитай слово.

Выдели корень.

Выдели суффикс.

Сравни согласные буквы на границе корня и суффикса.

Сделай вывод.

Запиши слово.

Обозначь орфограмму.



VII. Первичное закрепление

а) Упражнение 122 с.129-130

  • Прочитайте задание.

  • Чтение слов в Обратном словаре (стр.170).

  • Это слова какой части речи?

  • Что ещё объединяет эти слова?

- Выпишите только названия кустарников.(На доске работаем) Разберите их по составу. (Слайд 10)

- Покажите, как образовано любое из них. (Ученики выписывают слова рябинник, малинник и осинник, разбирают их по составу.) (Слайд 11)

  • Объясните соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н.

(Карточка для зрительной гимнастики)

б) Разноуровневые задания (Слайд 12)

  • 1 уровень. Вставьте, где надо удвоенную букву согласного.

Тума(н/нн)ое утро, холод(н/нн)ая погода, каме(н/нн)ый дом.

  • 2 уровень. Составьте предложение со словосочетанием, в зависимом слове которого пишется двойная буква согласного.

(Во время этой самостоятельной работы, с Максимом проводится индивидуальная игра. Игра «Поймай слово»)

  • Я буду называть существительные. Твоя задача внимательно послушать и хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь существительное, от которого можно образовать прилагательное с удвоенной буквой Н.

  • Проверим, как вы поняли: длина, рука.

  • Начинаем игру.

Окно, птица, осень, лес, камень, зима, картина, пена.

Ещё раз с Максимом проговариваем правило и устно составляем предложения с данными словами.

Повторение правила все вместе. (Слайд 13)

VIII.Рефлексия учебной деятельности

  • С какой новой орфограммой познакомились? (Написание удвоенной буквы согласного на границе корня и суффикса)

  • Что было труднее всего?

  • Когда же надо писать двойные согласные в слове?

  • Какое домашнее задание вы бы хотели задать себе и своим одноклассникам для доработки возникших затруднений?

  • Наш урок вышел на финишную прямую. И в конце попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали и как работали.  (Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде) (Слайд 14)

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я приобрел…

8.Я научился…

9.У меня получилось…

10.Я смог…

11.Я попробую…

12.Мне захотелось…


IХ. Домашнее задание: (Слайд 15)

1. упр.125 стр.131.

2 (по желанию) Выписать из художественного произведения 5 слов с удвоенной согласной на границе частей слова .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!