Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Образование причастий» (обобщение).
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания об образовании причастий.
2. Закрепить навык правописания суффиксов причастий. Оборудование: - презентация (Приложение 1)
- оценочный лист (Приложение 2)
- лист с недорисованным лицом
Слайд 1. Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Чистописание.
Ом, ащ, т, нн, вш.
3. Беседа.
- Ребята, вы догадались, что мы записали? (Морфемы, суффиксы причастий)
- А какой раздел науки о языке изучает причастия? (Морфология)
Слайд 2.
- Если путешествовать по Океану Морфологии мимо островов Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол можно попасть на остров Причастия.
Слайд 3.
- Почему на острове 4 района? (4 формы причастия).
- Давайте распределим наших жителей из чистописания по этим районам.
- Но вот беда. Некоторые жители острова Причастия не могут вернуться в свои дома, так как ученики нашего класса неправильно образовали
причастия. Давайте поможем им вернуться домой, для этого нам надо найти, исправить и объяснить ошибки.
- Итак, чего не знали ученики, которые образовали следующие причастия?
На доске:
Борящийся – (спряжение)
Веевший - (основа)
Проиграющий – (вид)
Чихаемый - (переходность)
- То есть, чего не могут ученики? (Образовывать причастия).
- Этим мы с вами сегодня и займёмся на уроке. Тема нашего урока: «Образование причастий».
Слайд 4.
- Это новая для нас тема? (Нет)
- Тогда какие цели перед нами сегодня стоят?
Слайд 4 (2).
- Сначала давайте вспомним порядок действий при образовании причастий.
Слайд 5.
(1. Определить вид.
2. Определить спряжение.
3. Определить переходность.
4. Подобрать основу глагола.
5. Добавить суффикс причастия.)
Слайд 5 (2).
- Обратим внимание на 4 и 5 ступень нашего алгоритма. Поскольку мы имеем 4 формы причастия, значит, для каждой формы будет своя схема образования.
- Построим модели для образования каждой формы причастия. Какую форму работы изберём, для того чтобы выполнить задание быстрее и чтобы каждый мог проговорить модель образования? (Групповую).
- Объединяемся в группы, форм – 4, значит и групп будет – 4.
- Ваша задача: за 5 минут представить мне схемы образования причастий, используя как можно меньше слов.
4. Групповая работа.
- Посмотрим на получившиеся схемы. У кого есть вопросы к группам?
Чьё оформление вам кажется более удачным? Почему?
5. «Ручеёк». (Ребята работают по вариантам. Каждый ученик образует одну форму и отдаёт листок ученику, сидящему за ним, объясняя свои действия. Каждый следующий проверяет работу предыдущего и создаёт новую форму. Первый ученик образует действительное причастие настоящего времени, второй после проверки образует действительное причастие прошедшего времени, третий - страдательное причастие настоящего времени, четвёртый – страдательное причастие прошедшего времени).
- С теорией вы справились. А теперь потренируемся в образовании причастий. Работать будем по вариантам по принципу ручейка. Каждый последующий номер оценивает работу предыдущего.
- Образовать все возможные причастия от следующих глаголов: 1вариант – гнуть, 2 вариант – раскрашивать. (Гнущий, гнувший, - , гнутый. Раскрашивающий, раскрашивавший, раскрашиваемый, - .)
Слайд 6.
- Я хочу вас познакомить с высказыванием великого русского поэта А.С.
Пушкина о причастии. «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
Слайд 7.
6. Работа в парах.
- Обратите внимание на предложения на доске. Давайте преобразуем предложения так, чтобы заменить вялые обороты, по словам А.С.Пушкина, выразительными причастиями.
Тучи, которые гонит ветер, быстро несутся на юг. Земля, которая освещается солнцем, давно прогрелась. (Тучи, гонимые ветром, быстро несутся на юг. Земля, освещающаяся солнцем, давно прогрелась).
7. Итог урока.
- Подведём итог урока. Для этого вы продемонстрируете, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Работать будете индивидуально над следующим заданием.
Слайд 8.
- А теперь подсчитайте количество + и – и поставьте себе итоговый балл за урок в оценочном листе (приложение 2) по следующей шкале.
Слайд 9.
- У кого оценка 5? Молодцы.
- У кого неудовлетворительная? Значит, есть, над чем поработать.
8.Индивидуальная рефлексия.
- А теперь оцените свою работу с точки зрения продуктивности. Если вы поработали на 100% - нарисуйте человеку улыбку, если считаете, что не в полную силу, то рисуйте прямую линию… (приложение 3)
9.Домашнее задание.
Слайд 10.
- До свидания. Спасибо всем за работу.
Слайд 11.
Приложение 2.
Оценочный лист учени___ 6 класса ____________________________
№ | задание | оценка |
1. | Устные ответы | |
|
2. | Групповая работа | |
|
3. | «Ручеёк» | |
|
4. | Перестройка предложений | |
|
Итоговая оценка | Ученик (ца): | Учитель: |