Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ. АЛФАВИТ (слайд 1)
– Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… (Звуки [г], [р], [р’].)
– Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.
– Вспомните скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. («От топота копыт пыль по полю летит» – [т], [п], [к].)
– Каким звуком можно изобразить полет жука? (Звуком [ж]: «Жутко жуку сидеть на суку».)
– Как называется этот прием в литературе? (Звукопись.)
– Как называется наука, изучающая звуки речи? (Фонетика.) Что изучает орфоэпия? графика? (Правильное произношение; обозначение звуков буквами.)
– Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно». (Звук.)
– А сколько же звуков в природе?
Демонстрирует ответ-стихотворение (слайд 2).
Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок, | Сколько струек у речки. Сколько в дожде – дождинок. Сколько в песке – песчинок. |
– Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу.
Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова (слайд 3):
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ – огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит…
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его: «Кис-кис!»
Он охотно спрыгнет вниз.
– Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Так каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. (слайд 4) Вы уже знаете, что для передачи фонем на письме придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.
– Заполните таблицы.
Таблица 1 (слайд 5)
Раздел науки о языке | Что изучается в разделе |
Фонетика | Звуки речи |
Орфоэпия | Правила произношения |
Графика | Обозначение звуков буквами |
На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные). Какие из них могут быть мягкими/твердыми? (согласные).
(переходим к слайду №6)
Таблица 2
| Звуки речи – 6 | Буквы – 10 |
Гласные | [а], [о], [у], [э], [и], [ы] | а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я |
|
Согласные | Глухие –10 | Звонкие – 11 |
звуки | [к], [п], [с], [т], [ш], [ф], [х], [ц], [щ’], [ч’] | [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й’] |
(слайд 6) |
Всегда мягкие | [ч’], [щ’], [й’] |
Всегда твердые | [ж], [ш], [ц] |
Шипящие | [ш], [ж], [ч’], [щ’] |
Таблица 3 (слайд 7)
Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения | Примеры |
1. Обозначают гласные звуки [а] [о] [у] [э] | а) после мягких согласных | Мера, полет, клюв, сяду |
2. Обозначают 2 звука: я – [й’] [а]; ю – [й’] [у]; е – [й’] [э]; ё – [й’] [о] | а) в начале слова; б) после гласной; в) после ъ, ь | Яхта, маяк, вьёт |
Выполнение упражнений.
№ 383 (фонетический разбор)
– Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли
Домашнее задание.
Упр. 389
3