СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Антонимы". УМК Бабайцевой (праткика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Антонимы

(слайд 1) (урок русского языка)

  1. Лексическая пятиминутка.

– Ребята, давайте сыграем с вами в игру: «Угадай слово».

Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

1) Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

2) Совокупность графических знаков буквенной системы письма.

3) Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.

4) Красная строка, отступ вправо в начале строки.

5) Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.

6) Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.

7) Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синонимы.

Индивидуальное задание: синтаксический разбор предложений у доски.

Он разыскивал на рынк_ величайшие б_тинки.

Он разыскивал штаны небывалой ш_рины.

– Кто герой этих предложений? (Дядя Степа.)

– Кто автор произведений о дяде Степе? (Сергей Михалков.)

– Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к выделенным в предложениях словам. (Величайшие – огромные, большие. Небывалой – необыкновенной, чудесной, изумительной.)

  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка темы и целей урока.

– Какими словами мы можем описать дядю Степу? (Высокий, огромный, большой, гигантский.)

– А какими кажутся люди, которые находятся рядом с ним? (Маленькие, крошечные, невысокие, небольшие, низкие.)

– В чем особенность значений названных нами прилагательных? (У них противоположные значения.)

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

– Запишем тему урока: Антонимы. (слайд 2)

  1. Открытие нового знания.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий – низкий, радость – горе и т. д.

Поэтому не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель)

– Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте слова Козловского и найдите в них антонимы. (слайд 3)

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

– Прочитайте слова Ф. Кривина о русском языке и найдите антонимы. (слайд 4)

Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.

  1. Закрепление полученных знаний.

Упр. 748. Назовите антонимы. Какова их роль в тексте?

Задание 1. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях (слайд 5):

Добрый друг – … (злой враг).

Теплый день – … (холодная ночь).

Хорошее начало – … (плохой конец).

Полезный труд – … (вредное безделье).

Утренний уход – … (вечерний приход).

Последнее поражение – … (первая победа).

Задание 2. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова (слайд 6):

Посеешь – пожнешь.

Летом – зимой.

Дело – потеха.

Свет – тьма.

– Ребята, правильно ли употреблены антонимы в следующих ситуациях?

Вера, 3 года.

Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:

Я уже старенькая, прыгать не могу!

Внимательно оглядела маму:

Нет, мамочка, ты новенькая.

Антоша, 4 года.

Мама, а что это такое?

Проигрыватель.

А почему проигрыватель?

Потому что пластинки проигрывает.

А кто выигрывает?

  1. Домашнее задание (слайд 7):

Упр. 750 (написать номера предложений с синонимами и с антонимами. Составить предложения – задание 2)

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!