Правописание неизменяемых приставок
Вступительное слово.
– В нашей стране много традиций. Много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что традиции есть и в языке.
– Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, «классная работа» и тему урока – «Неизменяемые приставки» (слайд 2)
– А помните ли вы, что такое приставка?
– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах
Создание проблемной ситуации.
– Прочитайте. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (слайд 3)
1) Д_бежать, д_брый, д_ехать.
2) П_лоска, п_дъезд, п_днять.
3) Пре_ставить, пре_горье, пре_мет.
– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок?
– Почему?
Вывод: Данные приставки всегда пишутся одинаково.
– Наша с вами задача – научиться видеть слова с неизменяемыми приставками.
– Среди приставок много таких, которые присоединяются к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами (правила на слайде и в раздаточном материале на каждого ученика). (слайды 4, 5, 6)
1. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок:
об-: обмерить – обтесать;
от-: отбить – отпить;
над-: надписать – надбить;
под-: подводный – подписка;
пред-: предвидение – предчувствовать;
в-: ввоз – вкрутую;
с-: списать – сделать;
пере-: переоценить – передоверить;
до-: добежать – дописать, и др.
– В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – отобрать, надпись – надорвать, врезать – ворваться и т. д.
В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква з, так как здесь з не приставка, а часть корня.
2. В приставках роз- (рос-) – раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения – а: роспись, но расписка.
3. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо и пишется ы:
игра – розыгрыш, известный – безызвестный, искусный – безыскусный, инициативный – безынициативный.
Буква и пишется после приставок меж- и сверх-: межинститутский, сверхизысканный.
Первичное закрепление полученных знаний.
– С каждой из приставок составьте по три слова: существительное, прилагательное, глагол.
1-й вариант: приставка по-
2-й вариант: приставка у-
3-й вариант: приставка на-
4-й вариант: приставка про-
5-й вариант: приставка от-
6-й вариант: приставка с-
Игра «Кто быстрее».
– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача – расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.
(слайд 7)
[збр’ит’]
[здан’ий’э]
[здаров’й’э]
[здат’]
[зд’эс’]
(Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.)
– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему произошло несоответствие транскрипции и написания? (Происходит озвончение.)
– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу
– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.
Слова для диктанта.
Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.
– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на слайде. (слайд 8)
– Итак, подведем итоги: почему традиционные неизменяемые приставки так называются?
Домашнее задание (слайд 9):
Упр. 611
3