Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Корни -гор-, -гар-; -зор-, -зар-
Актуализация знаний.
Выборочный диктант (слайд 1)
Из текста выпишите только те слова, в корнях которых происходит чередование гласных.
По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы касались верхушек друг друга. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.
Постановка проблемной ситуации.
(слова на доске)
Загорались – загар
Озарялись – зорька
– Являются ли данные слова однокоренными? Выделите в них корни.
– Почему в корнях пишутся разные буквы? (Потому что это слова с чередованием в корне.)
– Запишем тему урока (слайд 2)
– От чего зависит написание корней -гор-, -гар-; -зор-, -зар-? (От ударения. В корнях -гор-, -гар- в безударной позиции пишем О. в корнях -зор-, -зар- – наоборот, без ударения пишем А.)
– Как вы думаете, есть ли исключения для данных корней? (Есть.)
– Запишем слова-исключения в тетрадь (слайд 3)
(выгарки («остатки от сгорания»)
пригарь («привкус дыма, гари в пище»)
изгарь («что-либо горелое», разг.)
зоревать («бодрствовать на заре»)
зорянка («перелетная птичка»)).
Работа с учебником.
Упр. 579
Упр. 580
Домашнее задание (слайд 4):
Упр. 581.
2