Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Корни -раст-, -ращ-, -рос-
Вступительное слово. (слайд 1)
Учитель в печали,
Родные в тоске:
Стоит ученик
Со слезою во взоре –
С ошибками пишет
На классной доске,
Зато – без ошибок
На каждом заборе.
– А есть ли среди нас ребята, похожие на героя стихотворения?
– Что нужно делать, чтобы не оказаться в похожей ситуации? (Быть воспитанным, трудолюбивым, хорошо учиться.)
Актуализация знаний.
– Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова – корнем.
– Какие орфограммы корня нам известны? (Корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; корни с чередованием.)
Игра «Третий лишний».
– Определите «лишнее» слово (слайд 2)
1) прилагать, ловить, помирить;
2) усложнить, положить, изложение;
3) произрастать, потрясти, излагать.
– Объясните свой выбор. (В первом ряду есть одно слово с чередующейся гласной в корне слова, во втором ряду лишним будет слово с проверяемой безударной гласной.)
– А как мы объясним слова третьего ряда?
– Верно, лишним будет слово потрясти, ведь кроме слова излагать в этом ряду есть еще один корень с чередованием – в слове произрастать.
– Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных о–а. Давайте вместе попробуем определить тему урока.
Формулировка темы и целей урока.
– Обратимся к орфограмме в учебнике на стр. 168. Рассмотрите ее внимательно и сделайте вывод – от чего зависит выбор гласной буквы в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. (От согласных букв на конце корня.)
– Запишем тему урока в тетрадь (слайд 3)
– Как вы думаете, есть ли исключения в орфограмме с изучаемыми корнями? (Конечно, есть.)
– Обратимся к экрану (слайд 4) слова-исключения.
– Запишем эти слова в тетрадь.
Словарный диктант.
Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расположение.
– Поменяемся тетрадями и подведем итоги (слайд 5)
Работа с учебником.
Упр. 575 (у доски)
Домашнее задание (слайд 6)
Упр. 576 (подчеркнуть слова с чередованием гласных а – о в корне и слова с беглой гласной).
2