Тема: Различие звуков и букв.
Цель: уточнить знания о буквах и звуках, их различии; познакомить с понятием «транскрипция», учить записывать транскрипцию слов; развивать фонематический слух, умение различать звуки и буквы, анализировать, делать выводы, сравнивать; развивать связную речь, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; воспитывать умение выслушать мнение других и отстаивать своё, усидчивость, внимание, старательность, активность.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
1. Отгадывание загадок
Черные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)
Его невидно, в руки не взять, а услышать можно (Звук)
— Как думаете? Что появилось раньше: буква или звук?
2. Слушание и анализ звуков
— Окружающая человека природа полна звуков.
Слушание звуков
— Все ли услышанные звуки мы можем записать буквами, оставить для других? (Только звуки речи)
— какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, всегда твердые, всегда мягкие, глухие, звонкие)
— Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)
III. Самоопределение к деятельности
— Так о чем мы будем сегодня говорить? (о буквах и звуках)
— Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Звуки и буквы». И научимся их различать, чтоб всегда выражаться правильно и грамотно.
Записываем число, «Классная работа» (Что использовали для записи слов? - буквы)
IV. Изучение нового материала
— Что мы знаем о звуках? А о буквах?
— Скажите так буква и звук это одно и то же?
— Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)
— Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)
— Проверьте правильность своего суждения
ПРАВИЛО – с. 79
Наблюдение за звуками
— Птички-буквы сели к нам на страничку тетради, а в гостях у нас сегодня тоже птицы. Назовите их. (Утка, сорока)
— Запишите эти слова.
— Назовем звуки в слове «утка». Что заметили? (количество звуков и букв совпадает)
— Запишем слово «сорока» (пишу сАрока)
— С чем столкнулись? (произношение не совпадает с написанием)
— Как проверить? (надо запомнить!)
Вывод: Произношение не всегда совпадает с написанием!!!
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх.
Знакомство с транскрипцией
— Чтоб знать, как правильно писать слова, можно заглянуть в орфографический словарь. Но порой мы делаем ошибки не только при письме, но и произносим слова неправильно. Вместо «что» говорим «шо», вместо «портфель» - «порфель». Чтоб люди не делали таких ошибок, в словарях даётся транскрипция, то есть графическая запись звучания слова.
— Где встречались со словом «транскрипция»?
— Для чего в английском словаре она дана?
— Вот сейчас мы откроем некоторые секреты транскрипции.
Упр. 117 (с. 79).
— Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)
— Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.
— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто пишем не так, как слышим.)
Рассматриваем особенности каждого слова, записываем их и через тире – транскрипцию. Определяем количество букв и звуков, поясняем причину несоответствия.
— Запишем слова в транскрипции ([саша], [аксана], [дан´я], [й´эгор])
Словарная работа
Упр. 119 (с. 80).
— Прочитайте слова.
— Какие буквы пропущены в словах?
— Совпадёт ли написание и произношение этих слов?
— Как проверить безударный гласный звук в корне?
— Можем ли проверить ударением написание этих слов? (Написание и произношение не совпадают. Написание слов проверить нельзя.)
— Да, эти слова нужно проверять по орфографическому словарю.
— Запишите только те слова, в написании которых вы уверены. Подчеркните букву, которую вы вставили, написание которой нужно запомнить. (Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Рейтинговая оценка.)
Составление транскрипции слова ПАЛЬТО
V. Рефлексия
Групповая работа (каждой группе своё задание)
— Запиши слова буквами.
1 ряд – [йахта] [гара] [буква] [лужы] – яхта, гора, буква, лужи
2 ряд – [граза] [йула] [шына] [лампа] – гроза, юла, шина, лампа
3 ряд – [йэда] [грушы] [булка] [акно] – еда, груши, булка, окно
(Самопроверка. Сверка с написанным на доске. Исправление ошибок.)
Домашнее задание- с. 79 - правило
Кто справился – записать 5 слов, в которых произношение не совпадает с написанием.
Кто не справился – с. 78 № 116. – записать слова парами, подчеркнуть буквы, которые показывают звуки, которыми различаются эти слова.
VI. Итог урока
— Чем отличаются звуки и буквы?
Звуки мы … (слышим, произносим). Буквы мы… (видим, пишем, читаем, называем)
— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)
— Звуки, буквы, транскрипция хранят еще много тайн, которые нам предстоит раскрывать и в третьем, и в четвертом, и в старших классах, опираясь на те знания, которые мы получили сегодня.