СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Различение звуков и букв"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку (2 класс) "Различение звуков и букв"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Различение звуков и букв"»

Тема: Различие звуков и букв.

Цель: уточнить знания о буквах и звуках, их различии; познакомить с понятием «транскрипция», учить записывать транскрипцию слов; развивать фонематический слух, умение различать звуки и буквы, анализировать, делать выводы, сравнивать; развивать связную речь, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; воспитывать умение выслушать мнение других и отстаивать своё, усидчивость, внимание, старательность, активность.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

1. Отгадывание загадок

Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)


Его невидно, в руки не взять, а услышать можно (Звук)


— Как думаете? Что появилось раньше: буква или звук?


2. Слушание и анализ звуков

— Окружающая человека природа полна звуков.

Слушание звуков

— Все ли услышанные звуки мы можем записать буквами, оставить для других? (Только звуки речи)

— какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, всегда твердые, всегда мягкие, глухие, звонкие)

— Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)

III. Самоопределение к деятельности

— Так о чем мы будем сегодня говорить? (о буквах и звуках)

— Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Звуки и буквы». И научимся их различать, чтоб всегда выражаться правильно и грамотно.

Записываем число, «Классная работа» (Что использовали для записи слов? - буквы)

IV. Изучение нового материала

— Что мы знаем о звуках? А о буквах?

— Скажите так буква и звук это одно и то же?

— Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произ­носим, буквы пишем и читаем.)

— Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)

Проверьте правильность своего суждения

ПРАВИЛО – с. 79

Наблюдение за звуками

— Птички-буквы сели к нам на страничку тетради, а в гостях у нас сегодня тоже птицы. Назовите их. (Утка, сорока)

— Запишите эти слова.

— Назовем звуки в слове «утка». Что заметили? (количество звуков и букв совпадает)

— Запишем слово «сорока» (пишу сАрока)

— С чем столкнулись? (произношение не совпадает с написанием)

— Как проверить? (надо запомнить!)

Вывод: Произношение не всегда совпадает с написанием!!!

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх.

Знакомство с транскрипцией

— Чтоб знать, как правильно писать слова, можно заглянуть в орфографический словарь. Но порой мы делаем ошибки не только при письме, но и произносим слова неправильно. Вместо «что» говорим «шо», вместо «портфель» - «порфель». Чтоб люди не делали таких ошибок, в словарях даётся транскрипция, то есть графическая запись звучания слова.

— Где встречались со словом «транскрипция»?

— Для чего в английском словаре она дана?

— Вот сейчас мы откроем некоторые секреты транскрипции.

Упр. 117 (с. 79).

— Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)

— Звуковую запись слова называют тран­скрипцией. Она пишется в квадратных скобках.

— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто пишем не так, как слышим.)

Рассматриваем особенности каждого слова, записываем их и через тире – транскрипцию. Определяем количество букв и звуков, поясняем причину несоответствия.

Запишем слова в транскрипции ([саша], [аксана], [дан´я], [й´эгор])


Словарная работа

Упр. 119 (с. 80).

— Прочитайте слова.

— Какие буквы пропущены в словах?

— Совпадёт ли написание и произношение этих слов?

— Как проверить безударный гласный звук в корне?

— Можем ли проверить ударением написание этих слов? (Написание и произношение не совпадают. Написа­ние слов проверить нельзя.)

— Да, эти слова нужно проверять по орфогра­фическому словарю.

— Запишите только те слова, в написании которых вы уверены. Подчеркните букву, которую вы вставили, написание которой нужно запомнить. (Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Рейтинговая оценка.)

Составление транскрипции слова ПАЛЬТО

V. Рефлексия

Групповая работа (каждой группе своё задание)

— Запиши слова буквами.

1 ряд – [йахта] [гара] [буква] [лужы] – яхта, гора, буква, лужи

2 ряд – [граза] [йула] [шына] [лампа] – гроза, юла, шина, лампа

3 ряд – [йэда] [грушы] [булка] [акно] – еда, груши, булка, окно

(Самопроверка. Сверка с написанным на доске. Исправление ошибок.)


Домашнее задание- с. 79 - правило

Кто справился – записать 5 слов, в которых произношение не совпадает с написанием.

Кто не справился – с. 78 № 116. – записать слова парами, подчеркнуть буквы, которые показывают звуки, которыми различаются эти слова.


VI. Итог урока

— Чем отличаются звуки и буквы?

Звуки мы … (слышим, произносим). Буквы мы… (видим, пишем, читаем, называем)

— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)

— Звуки, буквы, транскрипция хранят еще много тайн, которые нам предстоит раскрывать и в третьем, и в четвертом, и в старших классах, опираясь на те знания, которые мы получили сегодня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!