СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме :"Вирусы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

 Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: кейс технология..

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД», видеофильм «Вирусное заражение», дидактический материал.

Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

 

  • Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;
  • Развитие коммуникативных умений учащихся;
  • продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями                                               Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением;
  • Сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме :"Вирусы"»

Конспект урока по биологии в 10 классе

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации «Вирусы» и «СПИД», видеофильм «Вирусное заражение», дидактический материал, демонстрационный мате«СПИД»

Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:


  • Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

  • Развитие коммуникативных умений учащихся;

  • продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

  • Изучить строение и классификацию вирусов;

  • Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением;

  • Сформировать знания о мерах предупреждения заболевания СПИДом.


Развивающие:

  • Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

  • продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы


Воспитательные:

  • Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

  • Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

  • Создать условия для формирования навыков работы в группе;

  • Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

  • Воспитание культуры общения учащихся.




Ход урока.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.


II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.


На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.

III Мотивационно-ориентационный этап (3 мин)

Подведение к теме (формулирование эвристического вопроса на основании рассказа учителя о Фредди Меркьюри).

Кроме того в природе существует неклеточная форма жизни!!

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 7,1 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел.

Одним из известных людей 20 века который погиб от Спида был солист группы QueenВ 1986 году начали появляться слухи о том, что Фредди Меркьюри болен СПИДом. Изначально в прессу просочилась информация о том, что он сдавал тест на ВИЧ. С 1989 года стали проявляться серьёзные изменения во внешности Меркьюри — он сильно похудел. Однако вплоть до последних дней жизни музыкант отрицал все слухи относительно своего здоровья. О его страшном диагнозе знали только близкие люди. 23 ноября 1991 года Фредди сделал официальное заявление, о том, что болен СПИДом: «Учитывая слухи, ходившие в прессе последние две недели, я хочу подтвердить: анализ моей крови показал присутствие ВИЧ. У меня СПИД. Я считал нужным держать эту информацию в секрете, чтобы сохранить спокойствие родных и близких. Однако пришло время сообщить правду моим друзьям и поклонникам во всём мире. Я надеюсь, что каждый присоединится к борьбе с этой ужасной болезнью».

На следующий день, 24 ноября, около семи часов вечера Фредди Меркьюри умер в своём доме в Лондоне от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа. После того, как стало известно о его смерти, тысячи людей пришли к ограде его дома Garden Lodge, чтобы положить на дорожки букеты цветов, открытки, письма и фотографии.

В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.11.2009г. выявлено 503,1 случаев ВИЧ, в том числе 2736 у детей. Из них уже умерли около 27542 чел.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)  Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Проблемный вопрос. 
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? 

Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Сообщение учащегося (3 минуты)

История открытия вирусов» В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. (слайд 6) Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк (слайд 7) не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология. (слайд 8)

Для того чтобы ответить на поставленный нами вначале урока вопрос мы должны провести ряд исследований в ходе которых выяснить какие организмы называются вирусами, в чем особенности их строения, и жизнедеятельности. Какое значение они имеют в жизни человека и в природе. Для того, чтобы исследование прошло быстрее я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа будет исследовать определенную особенность вирусов

1. Исследовательская работа.

Исследовательская модель: «Обучение исследованию».

  1. Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»

  2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы. «Вирус — это существо или вещество?»

  3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.

  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.

  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

  1. Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала положительных результатов.

  2. В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.

  3. Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки - хозяина, ее ферменты и энергию. Попав в клетку, вирус начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу «взрослыми».

  4. Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное вещество — геном (ДНК или РНК).

Третья группа, внимание. По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы. Четвертая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на партах. На работу вам отводится 10 минут, можете приступать. После окончания работы определите одного выступающего от каждой группы.

  1. После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

  2. Заслушивается выступающий от каждой группы



Сторонники биологической природы вирусов

-Вирусы способны размножаться.

-Они обладают наследственностью.

-Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

-Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды. Сторонники химической природы вирусов.

-Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.

-Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.

-Вирусы не растут.

-Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.

-У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).

Группа «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка»  слайд

Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми. После выступления учащихся учитель делает дополнения если таковые необходимы

Общие сведения о вирусах

  • Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать

клетки живых организмов

  • Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу

  • Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)

Вирусы это: (слайд 11)

  • Мельчайшие живые организмы

  • Размеры варьируют от 20 до 300нм

  • В среднем в 50 раз меньше бактерий

  • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

  • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. В зависимости от того какой нуклеиновой кислотой представлена их генетическая информация они подразделяются на РНК и ДНК содержащие.

  • Вирусы избирательны. Они проникают внутрь совершенно определенной

клетки, и именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по

производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке.

  • Вирусы являются самой распространенной формой существования органической материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).

  • Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами.


Группа 4«Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции». Проверим, что получилось. Посмотрим, как это происходит. Видео прикрепление ВИЧ

  • Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

  • Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

  • Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

  • Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

  • Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Запишите его.

Пятая группа работает со словами японского писателя Акутагава Рюноскэ. "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Группа 5 "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Вирусы могут поражать разнообразные группы организмов от бактерий до человека

Вирусы, вызывающие заболевания растений (слайд 14)

Вирусы, вызывающие заболевания животных (слайд 15)

Вирусы, вызывающие заболевания человека (слайд 16)

Бактериофаги вирусы, поражающие клетки бактерий (слайд 17)

Какое значение имеют бактериофаги для человека? (польза:

Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов)

Способы передачи вируса (слайд 18) Какие вы можете предложить меры профилактики различных вирусных заболеваний не только человека, но и других организмов? (ответы учащихся). Действительно, если не уделять внимание методам профилактики вирусных заболеваний то существование разнообразных организмов и человека в том числе может оказаться под угрозой исчезновения! Поэтому человек ведет непрерывную борьбу с разнообразными вирусами. Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным.(слайд 20) 4.Построение объяснения. Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5.Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

2.Презентация « Вирусы».
Вопрос учащимся: Какие дополнительные сведения о вирусах вы узнали из этой презентации?

3.Динамическая пауза. Физкультминутка – упражнение «Буратино» и элементы дыхательной гимнастики.

По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара, вирусы - «это плохие новости в упаковке из белка».

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.



4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Вирусные заболевания.

Название болезни

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способ распространения

Тип вакцинации

Грипп

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Капельная инфекция.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Оспа

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

Живой ослабленный

вирус.

Корь

Ксовирус

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Капельная инфекция

Живой вирус.

Коревая краснуха

Вирус краснухи

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Капельная инфекция

Живой вирус

ОРВИ

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Капельная инфекция.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Полиомиелит

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Капельная инфекция.

Живой вирус.






Жёлтая

лихорадка

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Живой вирус

Свинка

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

Живой вирус.



5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом? Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

6.Презентация «СПИД».

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

7.Видеофильм.

Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)

  2. прилагательные (два слова)

  3. глаголы (три слова)

  4. предложение (из четырех слов)

  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

V.Итоги урока. Рефлексия. ( 2 мин)

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока и цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 27)

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  • Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? (Ответы учащихся- Вирусы микроскопичны

  • Вирусы – неклеточные формы жизни

  • Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют

  • Могут долгое время находится в скрытой форме.)





Моя работа на уроке





Практическая польза



Интерес

Работа класса

Фамилия, имя__________________________

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Изучить материал параграфа 20- для всех учащихся класса; подготовить сообщения «История открытия вирусов», «Вирусы и онкология»; постараться решить проблему: «Как вирусу, у которого генетический материал — РНК, удается совершить подлог информации в ДНК клетки и организовать производство вирусов?» (для этого необходимо использование не только материала сегодняшнего урока, но и применение знаний о строении нуклеиновых кислот и процессе биосинтеза белка в клетке) – индивидуальные задания.










Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия: знание и информация. «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы отведено 11 часов (программа среднего (полного) общего образования по биологии X-XI классы, автор Пасечник заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

Проверка знаний проводится в форме терминологического мини-экзамена,который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности. На следующем этапе уроке использована исследовательская модель: «Обучение исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней: 1.Столкновение с проблемой.
Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности.
2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы (начальный этап ее решения). Этот прием предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.
3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
4. Построение объяснения.Ученики формулируют объяснение. В ходе обсуждения класс вырабатывает такое объяснение, которое полностью соответствует исходной ситуации.
5. Анализ хода исследования. Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. В данной модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, что служит не только усвоению знаний как обобщений, но освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения. Кроме того, формируются умения анализировать, сравнивать, делать выводы, коммуникативные навыки и навыки культуры межличностных отношений: корректности, коммуникабельности. Данная модель хорошо подходит для использования в данном классе в силу возрастных и индивидуальных особенностей.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью,созданиедружелюбной психологической атмосферы. Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку у учащихся формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими науками, как химия (состав вирусной частицы), медицина (вирусные заболевания), валеология (вопросы здоровьесбережения), физика (рефлексия в виде графика), русский язык (написание синквейна), философия (китайская пословица) идр.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу, целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

















Самоанализ урока

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тема урока: « Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа».

Данный урок включён в тему «Клетка» курса общей биологии. Всего на изучение данной темы отведено 11 часов (программа среднего (полного) общего образования по биологии X-XI классы, авторы: Пасечник поведённый урок является заключительным в данной теме, ранее учащиеся познакомились с историей изучения клетки, её химическим составом, строением эукариотических и прокариотических клеток и с процессом реализации в клетке наследственной информации. Поэтому изучение строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточной формы жизни в конце общей темы является её логическим завершением. Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

На первом организационном этапе урока помимо общедидактической цели урока: изучение строения и жизнедеятельности вирусов и их роли в возникновении различных заболеваний, в том числе СПИДа, целеполагание было сформулировано на языке учеников. Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций. На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующем этапе уроке использована исследовательская модель: «Обучение исследованию». Она включает в себя 5 последовательных ступеней: 1.Столкновение с проблемой. Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности.
2. Вербализация, т.е. проговаривание проблемы (начальный этап ее решения). Этот прием предложили Л.Резник и Р.Глейзер, основываясь на данных психолого-педагогических исследований.
3. Верификация, т.е. сбор и анализ данных, выдвижение и проверка гипотез.
4. Построение объяснения. Ученики формулируют объяснение. 5. Анализ хода исследования .Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. В данной модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, коммуникативные навыки. Данная модель является типообразующей на данном уроке и хорошо подходит для использования в данном классе в силу возрастных и индивидуальных особенностей. Её использование способствует формированию у учащихся учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Данный урок можно рассматривать в рамках метапредмета «знание и информация», поскольку у учащихся формируется способность работать с понятиями, систематизирующая способность по обработке новой информации. Материал данного урока имеет междисциплинарные связи с такими науками, как химия (состав вирусной частицы), медицина (вирусные заболевания), валеология (вопросы здоровьесбережения), физика (рефлексия в виде графика), русский язык (написание синквейна), и др. Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!