Урок математики в 7 классе
Тема: "Свойства степени с натуральным показателем"
Учитель математики Амелина Л.М. Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания о степени с натуральным показателем и её свойствах.
Закрепить и усовершенствовать навыки преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Углубить полученные знания и умения.
Развивать логическое мышление, математическую речь.
Задачи:
Образовательные: – отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем; создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;
Развивающие: - способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, переосознаний в новую ситуацию; развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательные: – воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога.
Тип урока: - обобщающий урок по теме.
Вид урока: УКП, комбинированный.
План урока:
Организационный момент. Проверка домашнего задания Сообщение темы, целей и задач урока. Повторение свойств степени с натуральным показателем. Устный счет. Входной контроль (математический диктант) Коллективная работа. Физкультурная пауза. Примеры на вычисления(работа у доски) Тест Постановка домашнего задания. Итоги урока. | 1 мин.. 4 мин. 1 мин. 4 мин. 4 мин. 7 мин. 3 мин. 5 мин. 6 мин. 7 мин 2 мин 1мин |
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация в программе Microsoft Office Power Point
Карточки для самостоятельной работы.
Ход урока: 1.Организационный момент.
Мотивационная беседа с учащимися.
Добрый день всем; ребята, настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, пожелайте себе мыслить ясно, вспоминать быстро и быть внимательными. Откройте глаза и повторяйте за мной (Слайд №1)
Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!
Девиз нашего урока: слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
Вопрос: Ребята послушайте внимательно стихотворение
Умножать и делить
Степень в степень возводить…
Свойства эти нам знакомы
И давно уже не новы.
Пять несложных правил этих
Каждый в классе уж ответил
Но если свойства позабыл,
Считай, пример ты не решил!
А чтобы в школе жить без бед
Дам дельный я тебе совет:
Не хочешь правило забыть?
Попробуй просто заучить!
(слайд № 1)
О чём речь идет в стихотворении? ( О степенях с натуральным показателем)
Тема нашего урока «Степень с натуральным показателем и ее свойства». (слайд № 2).
Цели и задачи урока
Учитель формулирует цель урока:
На сегодняшнем уроке мы должны закрепить полученные знания и показать умение применять их при выполнении различных заданий на тему « Степень с натуральным показателем и ее свойства».
(слайд № 3).
II. .Актуализация опорных знаний и умений (устная работа)
а) Повторение теоретического материала (правил). (слайд №4, слайд № 5).
Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем
Сформулируйте свойство умножения степеней с одинаковыми основаниями
Сформулируйте свойство деления степеней с одинаковыми основаниями
Сформулируйте свойство возведения степени в степень
Сформулируйте свойство возведения дроби в степень
Сформулируйте свойство возведения в степень произведения
Степень положительного числа есть число …
Степень отрицательного числа с нечётным показателем есть число…
Степень отрицательного числа с чётным показателем есть число …
Квадрат любого числа есть число…
б). «Мозговой штурм» (Слайд 6)
в) «Исправьте ошибки» (Слайд 7)
1. С4∙С3 = С8
2. С10: С8 = С4
3, (С5)5 = С10
4. С5 ∙С3: С6 = С4
5. С14∙ С8 = С22
III. Входной контроль.
1. Математический диктант
1. 2 7 2 2 = 2 9 6. (а3) 7 = а 21
2.(2 5) 2 = 2 10 7. (а4) 5 = а20
3.10 3 = 1000 8. с 5: с4 = с
4.(-5) 2 = 25 9. с 5 с4 = с 9
5.(-6) 3 = - 216 10. b5: b5= b0=1
Проверка ответов, выставление отметок. (Слайд 8)
Критерии выставления отметок:
10 правильных ответов – «5»,
8-9 – «4»,
6-7 – «3»,
меньше 6 – «2».
2. Коллективная работа.
Запишите ответ в виде степени с основанием С и вы узнаете фамилию и имя великого французского математика, который первым ввел понятие степени числа. (Слайд 9)
1. С4∙С3 6. С7: С5
2. С10: С8 7. (С4)3 ∙С
3, (С5)3 8. С4∙С5∙ С0
4. С5 ∙С3: С6 9. С16: С8
5. С14∙ С8 10. (С3)5
Р | Ш | М | Ю | К | Н | А | Т | Е | Д |
С7 | С5 | С1 | С40 | С13 | С25 | С9 | С15 | С2 | С22 |
Ответ: РЕНЕ ДЕКАРТ.
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». (Слайд 10)
Физминутка: (Слайд 11)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели …..
Продолжаем урок
3. Примеры на вычисление (Слайд 12)
Раздаются карточки учащимся на 2 варианта.
Самостоятельная работа с тестом последующей проверкой ответов (слайд №13).
8. Выполнение тестовых заданий. (Слайд 13)
Вариант 1. Вариант 2.
Ответы.(Слайд 14)
Вариант 1 Вариант 2
1. а) 1. б)
2. б) 2. б)
3. а) 3. а)
4. Практические задачи со степенями.
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
М.В.Ломоносов (слайд №15)
Ребята как вы думаете, действительно ли это так? (слайд № 16).
Самая близкая к Солнцу планета Меркурий. До неё всего-то 57.690.000 км. Кто прочитает это число? Как это число можно записать с помощью степеней?
География
Площадь Евразии – самого большого материка равна 53,9 •106 км2, площадь самого маленького материка – Австралии – 7,7 • 106 км2. Сколько раз Австралия может уложиться на материке Евразия?
Степени и медицина
При записи анализа крови часто используются степени! Анализ крови у здорового человека:
-лейкоцитов в крови 6-8*109 .
-эритроцитов в крови 3,8 - 4,5 * 1012
-тромбоцитов в крови 180 – 320 *109
Какой же вывод мы можем сделать из всего услышанного?
ВЫВОД: Судя по этим числам, мы утвердительно можем сказать, что степени используются не только в математике, но и физике, астрономии, химии, биологии, в медицине.
4.Домашнее задание: (слайд№17)
№ 17. 20 (в;г), №17.24 (в;г),№17.32(г),№17.33(г).
Правила
Найти в различных источниках (Интернете, справочной литературе и др.) или составить интересные задачи на применение знаний по теме «Степень. Свойства степеней с натуральным показателем».
5. Итог урока.
Рефлексия. (слайд№18)
Продолжите фразу :
Сегодня на уроке я повторил …
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я научился …
«Больше всего мне понравилось…»
Итак, сегодня на уроке мы повторили свойства степени с натуральным показателем. Закрепили наши знания решением упражнений. Все работали хорошо, поглощали знания с аппетитом.
Оценки за урок…
. Спасибо за урок. Урок окончен.(слайд №19).