СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Половое размножение цветковых растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с особенностями строения цветков. Раскрыть взаимосвязь строения и функций.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Половое размножение цветковых растений"»


Тема урока: Цветок – генеративный орган.

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Изучить особенности строения цветка,

  2. Показать взаимосвязь строения цветка с выполняемыми функциями.

  3. Сформировать у учащихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  1. Умение ценить красоту и многообразие окружающего мира.

  2. Прививать бережное отношение к природе.

  3. Воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  1. Развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам.

  2. Оценивать и сравнивать.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация урока на тему: «Цветок- генеративный орган», гербарии цветов, комнатные растения.

Ход урока

  1. Контроль знаний.

    1. Какие органы характерны для растений?

    2. Назвать вегетативные органы, их функции?

    3. Назвать генеративные органы, их функции?

    4. Назвать главные части цветка? Почему тычинки и пестик – главные части цветка.

    5. Что называется побегом?

  2. Изучение нового материала.

    1. Цветок – генеративный орган (орган семенного размножения)

(актуализация знаний учащихся о строении цветочной и вегетативной почки). Цветок как целостная система, обеспечивающая половое размножение.

Строение цветка. Части цветка. Функции основных и дополнительных частей цветка.

    1. Многообразие цветков: обоеполые и однополые (пестичные и тычиночные),бесполые цветки. Разнообразие околоцветников, голые цветки. Однодомные, двудомные растения. (Рассказ учителя сопровождается показом презентации).

Во время объяснения ученики записывают в тетрадь схемы, отображающие особенности строения и разнообразие цветков и растений. (Приложение 1).


Рассказ учителя.

Цветок – генеративный орган ,видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

Основная функция цветка – образование плодов и семян для размножения организма.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.(Слайд).


Цветок имеет главные, второстепенные части (Схема).

Главные части цветка – это пестик и тычинки (Слайд), которые тоже имеют особое строение. 

Пестик – это женская часть цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). В завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

     Тычинки – это мужские части цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

 Вокруг главных частей цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки - чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков – у них простой околоцветник. Если околоцветник отсутствует – цветок называется голым.

Венчик цветка яблони (Слайд) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельно - или сростнолепестные.

       Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой (цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим),а ее верхнюю,расширенную часть – цветоложем.

Чашечка, как и венчик, может быть раздельной или сросшейся.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики, другие – только тычинки.

Такие цветки называются пестичными (женскими), или тычиночными (мужскими). (Слайд).

Цветки, лишенные главных частей – пестиков и тычинок, называются бесполыми. Их функция - делать соцветие более заметным и привлекать насекомых – опылителей.

Главные части цветка и околоцветник – являются видоизмененными листьями. Цветоложе и цветоножка – видоизменения стебля. Поэтому цветок – видоизмененный побег.

      Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении.

Тополь и иву называют двудомными растениями (Слайд), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд).

Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд).


Формула цветка:

    Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

↑ – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

   ♀- пестичные (женские) цветки,

♂   - тычиночные (мужские) цветки,

  - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

   ∞ - число частей цветка больше 12.

Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд).

Соцветия. Простые и сложные соцветия, их значение. (Слайды)

5. Закрепление: 

Проверка записей (схем) в тетради. Проверка сопровождается рассматриванием слайдов презентации и ответами детей, анализирующими сделанные записи.



Тест-соответствие (Слайд).

Ученикам предлагается найти взаимосвязь (соответствие) между частями цветка и их строением:




Название частей цветка



Строение

Цветоножка

Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе

Женская часть цветка. Из завязи развивается плод.

Чашелистики

Мужская часть цветка.

Лепестки

Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

Тычинки

Прикрепляет к стеблю.

Пестик

Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Ответить на вопросы:

Цветок – это …

Тычинка образована …

Пестик состоит …

Чашелистики образуют …

Лепестки образуют …

К главным частям цветка относят …

Околоцветник состоит …

Название части цветка, удерживающего его на растении …  

Выбрать растения с двойным и простым околоцветником, распределив их в табл.: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия (слайды презентации)

Околоцветник двойной

Околоцветник простой

 

 


6.Лабораторная работа (Приложение 2)


7. Домашнее задание: § 46 (читать, отвечать на вопросы).




 













Приложение 1



Виды венчиков



раздельнолепестной

..........................................




Виды

чашелистиков



раздельные

чашелистики

.

..........................................




ц веток




с околоцветником


без околоцветника



двойной





. ...................







голый


венчиковидный


чашечковидный








Ц ветки







обоеполые

раздельнополые

............................................






пестичные

( .................)

..................

( мужские)





Р астения


двудомные


............................................

(........................................)


( и пестичные,

и тычиночные

цветки)

































Приложение 2

Лабораторная работа № 6 «Строение цветка»

Цель: изучить строение цветка, убедиться в том, что цветок является органом полового размножения растений.

Оборудование: гербарии крестоцветных растений, цветы гибискуса, пеларгонии, фиалки; фотографии цветов.

Ход работы

1.Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка.

Заполните таблицу.

Часть цветка

Какие функции выполняет

1.

Цветоножка


2.

Цветоложе


3.

Чашечка


4.

Венчик


5.

Тычинки


6.

Пестик



2.Рассмотрите цветки комнатных растений. Найдите тычинки и пестики. Рас-

смотрите их. Подпишите части тычинки и пестика.

Пестик

Тычинка


3. Рассмотрите гербарии растений семейства крестоцветные. Опишите строение

цветка горчицы полевой.


Строение цветка Горчицы полевой

Части цветка

Строение

Цветоножка


Цветоложе (форма)


Чашелистики (сросшиеся или раздельные)


Лепестки венчика (сросшиеся или раздельные)


Тычинки (количество)


Пестики (количество)


Околоцветник (двойной или простой)


Цветок (обоеполый или раздельнополый)


Формула цветка



4.Рассмотрите цветки предложенных растений, заполните таблицу.

Название растения

Околоцветник

Наличие тычинок и пестиков

Окраска венчика

























5. Выводы. Обратите внимание на связь структур и функций частей цветка........

.....................................................................................................................................

.....................................................................................................................................

.....................................................................................................................................



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!