16.12.16 год. Конспект урока по русскому языку. 6 класс. (86 урок)
Тема: «Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень»
Цель: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Планируемые результаты:
Личностные: интерес к изучению языка. Способность к самооценке.
Метапрелметные:
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний.
Предметные: знать содержание понятия «степени сравнения имён прилагательных»; способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных, их грамматические признаки.
Тип урока: урок первичного усвоения и закрепления нового материала.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия степени сравнения имён прилагательных;
- создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепления понятия степени сравнения имён прилагательных и умения находить степени сравнения имён прилагательных в тексте;
- воспитывать любовь к русскому слову.
Ожидаемый результат: рациональное единство словесных, научных и практических навыков по изучаемой теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте.(Слайд 3)
Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.
- Вы согласны с этим утверждением?
- А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным? (Умным, добрым, образованным, справедливым)
- Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?
- Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее, сильнее всех).
- А на что указывает прилагательное сильнее? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)
- А форма сильнее всех? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)
- Какие формы бывают у прилагательного? (полная, краткая, простая и составная сравнительная, простая и составная превосходная)
- Распределительный диктант: выписать прилагательные в три столбика – полные, краткие, в степени сравнения. ( Слайд 4)
Большой, больше, самый веселый, весел, страшен, утренний, огромнейший, глубока, суровый.
- Дополнить каждую колонку своим примером.
- Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший. Такие формы называются супплетивные. ( Слайд 5)
- На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы) (Слайд 6)
III. Целеполагание.
Наблюдение над чередованием гласных при образовании сравнительной степени. Самостоятельная работа с дифференцированным заданием.
1.Более сильные учащиеся выполняют упр. 332
2. Более слабые – по карточкам: форма сравнительной степени уже образована, указать суффиксы, окончания, чередования. (Слайд 7)
Удачный – удачнее, лёгкий – легче, мелкий – мельче, человечный – человечнее, высокий – выше, тихий – тише, грубый – грубее, тяжёлый – тяжелее. (Копетев С, Ипполитов В)
IV. Изучение материала.
Работа по исправлению грамматических ошибок. (Слайд 8-9)
- (Устно) Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладнее, чем в этом. Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов.
V. Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI.Закрепление
- Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Тест, в котором надо сгруппировать слова. (Слайд 10 -11)
- Попробуйте справиться с ним.
Слова: лучше, красивше, шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.
Найдите слово в простой сравнительной степени:
Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.
Найдите слово в составной сравнительной степени:
Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.
Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:
Лучше, красивше, спокойнее, глубже.
- Работа с предложением.
Зима у нас длинная1, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит2 мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
- Синтаксический разбор предложения. Грамматическая основа, схема.
- Выписать словосочетания «прилаг.+ сущ.», определить морфологические признаки.
- Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами.
Работа с учебником.
Упражнение 331- устно. (Пригожаева Л)
Упражнение 333 – комментированное письмо. (Ишакова В)
VI. Итоги урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- От чего образуются формы сравнения имен прилагательных?
- При помощи каких суффиксов образуется простая сравнительная степень?
- Простая превосходная?
- Какие слова помогают образовать составные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных?
Сравнительная степень
| Начальная форма имени прилагательного | Суффиксы и слова для образования степеней сравнения | Пример |
Простая | | -ее-. -е-, -ше- | |
Составная | | Более, менее | |
Превосходная степень
| Суффиксы и слова для образования степеней | Пример |
Простая | -ейш-, -айш- | |
Составная | наиболее, наименее, самый | |
Составная | Всех + ср.ст. | |
VII. Домашнее задание. (Слайд 13)
- параграф 57
- упражнение 335