СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний о падежах" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний о падежах" 4 класс

 

Просмотр содержимого документа
«григуленко»

Урок русского языка в 3-м классе "Закрепление изученного по теме «Определение падежей»

Цели: закреплять умение определять падежи, развивать орфографическую зоркость, навыки правописания, прививать интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы,

1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой детей

– Сегодняшний урок я начну  с очень древней мудрой легенды:

«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:
«Всё  у тебя в руках!»

Кроме того, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным.

 2. Моделирование урока – В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

3. Актуализация знаний. Чистописание.

Ответьте на мои вопросы и запишите первую букву каждого ответа и вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке:

  • Как называется главный член предложения, который обычно выражен глаголом и подчёркивается двумя чертами? С

  • Общая часть родственных слов К

  • Непроизносимая согласная в слове солнце Л

  • Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении О

  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные) Н.

  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)

  • Чем является Именительный падеж для существительных в форме единственного числа? (нач. ф.) Н

  • Безударная гласная в корне слова удивительный? И

  • Соединительная гласная в сложных словах с двумя корнями

4. Постановка учебной задачи

- Что такое СКЛОНЕНИЕ?

3. Ну а начнём мы как обычно со словарной работы.

Я читаю вам текст с набором словарных слов и показом картинок, а вам надо догадаться и эти слова записать в тетрадь.

– Итак, в этот чудесный, весенний день, если вам, конечно, не лень мы отправляемся в путешествие. Мы сядем в современный (показ рисунка) автомобиль (запись слова),  и ровно в 8 часов отправляемся на (показ рисунка) вокзал, отправление поезда в 20  часов 16 минут, поезд опаздывает на 11 минут.

4. Проверка словарной работы.

5. Обсуждение научно-исследовательской работы

- Сколько основных падежей в русском языке?

-Итак, В русском языке 6 основных падежей. Слово «падеж» произошло от латинского casus (падение).

Ещё греческие учёные заметили, что слова, употреблённые в речи, «падают» той или иной формой.

Название русских падежей, кроме Творительного и Предложного, происходят от латинских и представляют их дословный перевод.

- Итак, в русском языке 6 основных падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15.

Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца.

А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам может помочь стихотворение. Послушайте его.


6. /Инсценировка./                              Падежи


                  Воскликнул Именительный:

                  - Мой именинник тот,

                   Который изумительно науку познаёт!


                  - Того, - сказал Родительный, -

                   Я отрицаю, кто

                  Не может без родителей

                  Надеть новое пальто.


                  - Тому, - ответил Дательный, -

                   Плохое имя дам,

                  Кто не любил старательно уроки делать сам.


                  - Того, - сказал Винительный,-

                Я буду обвинять,

                 Кто книжку выразительно не может прочитать.


                  - С тем, - заявил Творительный, -

                Я только лишь в ладу,

                 Кто очень уважительно относится к труду.


                 - О том, - сказал Предложный, -

                 Я предложу рассказ,

                 Кто в жизни делать может полезное для нас.


7. Соотнеси падежи и словосочетания


По порядку падежи и вопросы вы знаете, а знаете ли вы их вразбивку? Умеете ли вы определять падежи существительных в словосочетаниях?


Заблудился в лесу

Перепрыгнул через лужу

Побежал по коридору

Беспокоились о сыне

Стучали в дверь

Разрезал ножницами

Подарила бабушке

Стучал молотком

Отвечать у доски


8. Усложняю задание. А умеете ли вы определять падежи в тексте? Каким алгаритмом вы будете пользоваться?

Проверьте себя.

«Как определить падеж имени существительного в предложении».


•      1.Найди слово в предложении, к которому относится существительное.

•      2. Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения.

•      3. Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос).

•      4.По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.


9. Самостоятельная работа. У каждого ребёнка своя карточка:


д . ехал до д.ревни п . д . рил т . варищу

вышел из комн . ты скучал по с . лдату


в . села на крыше, д умали над задачей

нар . совал в альбоме вск . пал л . патой.

Вы определили падежи существительных.



10. Сравнение падежей.

Каких падежей не было? Как вы отличаете Именительный от Винительного?

Определите падеж существительных в предложении:

Берег размывает море.

А Родительный от Винительного?

Учитель посмотрел на ученика. У ученика хорошая память.

Какое слово помогает нам найти разницу между В. и Р.

11. Нравственное воспитание

- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным

На доске крупным шрифтом написано: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».

Мы много занимались этим вопросом, и сейчас на литературе мы знакомимся с произведениями о животных, спорим, доказываем свою точку зрения.

Выполнив следующее упражнение. Вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек.

12. Работа с деформированным текстом.

- А сейчас, мы усложняем задание. Вам предстоит прочитать запутанный текст, восстановить правильную последовательность, ориентируясь на падеж существительного кошка. Это слово должно следовать в порядке склонения, т.е. от И. п. до П. п. по порядку.





Карточка с деформированным текстом

В – 2


Она пр . изошла от дикой кошки.

На Руси также д . рожили кошкой.

В Египте кошку считали св . щенным животным.

О кошке сл . жили много легенд и сказок.

Многие народы покл . нялись домашней кошке.



.



13. Работа с текстом. Синтаксический разбор.

- Какой падеж всегда употребляется без предлога? (именит. падеж)

- Каким членом предложения является существительное в И. п.? (подлежащим)

- Найдите это предложение в тексте и выделите члены предложения.

- Какие падежи называются косвенными? (все, кроме именительного падежа)

- Каким членом предложения являются существительные в косвенных падежах? (дополнением, обстоятельством)

- Найдите предложение, где подлежащее выражено местоимением и выполните синтаксический разбор этого предложения. ( Она пр . изошла от дикой кошки).

14. Выполнение упражнений реконструктивно-вариативного типа.

- Говорят, что кошки привыкают не к человеку, а к дому. А кого считают самым верным другом человека? (собаку)

- Собака – верный помощник человека с древних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи. Повсюду, где живет человек, рядом с ним - собака. Верный друг. Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам. Например, в Италии есть памятник псу, по кличке Верный. 14 лет этот т пес каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В нашей стране тоже есть памятники, поставленные собаке за ее верность. В городе Тольяти

15 Заключительный этап.

- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о нравственности на примере отношения человека к животным. Помните о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.

16. Анализ урока по технологическим картам.

17.И в заключение урока ученик читает «Стихи о рыжей собаке».

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
«Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину».
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа спросил:
«Что, оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!»
В вагонах, забыв передряги.
Курили, смеялись, дремали,
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь.
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь, лапы о камень разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги….
Старик, ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги
А сердце - чистейшей породы.

Если хватит время - Прочитайте главную мысль нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

7. Разъяснение домашнего задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!