Муниципальная общеобразовательная бюджетная организация
средняя общеобразовательная школа села Аркаулово имени Баика Айдара
МР Салаватский район Республики Башкортостан
Что такое
м е с т о и м е н и е?
2 класс, « Школа России »
Разработка урока по русскому языку
учителя начальных классов
Иштугановой Альфии Мирзаяновны
Аркаулово - 2016
Конспект урока по русскому языку,2 класс, учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкого, «Школа России»
Тема: Что такое местоимение?
Цели:
Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;
Развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость;
Воспитывать аккуратность в работе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II.Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом словно жук
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж.
-Из скольких элементов состоит буква Ж? Кто сможет показать на доске? (письмо буквы Ж,ж в тетрадях)
Словарная работа.
- Запишите слова под диктовку.
Береза, город, деревья, магазин, молоко, морковь, яблоко.
( Взаимопроверка. Сверка образцом на доске. Взаимооценка )
- Из данных существительных образуйте имена прилагательные.
III. Самоопределение к деятельности.
( На доске запись.)
Дятел лечит деревья. Дятел достаёт из под коры вредных насекомых.
- Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово дятел.)
- Как можно исправить эту ошибку? ( Заменить слово дятел другим словом.)
- Прочитайте новые предложения. (Он достаёт из – под коры вредных насекомых)
- Вместо какой части речи вы употребили слово он?
( Вместо существительного дятел.)
- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.
- Назовите тему сегодняшнего урока. (выслушивается мнение детей)
- Сформулируйте цель нашего урока. ( Узнать что такое местоимение, его роль в предложении и правильно употреблять в речи)
IV. Работа по теме урока.
Ответьте на вопросы.
- Как бы вы сказали про себя? ( я)
- Как бы вы обратились к другу? (ты)
- Когда вы все вместе? (мы)
- Как вы обратились всему классу?( вы)
- Как сказали бы про друга? (он
- а про подругу ? (она)
- Про солнце или яблоко ? ( оно )
- А про группу всех ребят? ( они )
( Слайд 1 : Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они )
- На какой вопрос отвечают эти слова? ( кто ? )
- Чем похожи и как отличаются существительные и местоимения?
2.Работа с учебником.
- Сравните свои выводы с выводом в учебнике, с. 101.
- Что такое местоимение?
- Назовите местоимения.
- Какую роль они выполняют в предложении?
Упр. 172 (стр. 101).
(Выполнение с комментированием.)
3.Игра «Редакторы» (Редактор - человек, который исправляет текст при подготовке его к печати) Вам предлагается выполнить работу редактора.
Слайд 2.
В солнечный день дети пошли в лес за грибами. Дети взяли с собой корзины. Дети вышли на поляну. Около берёзы дети увидели подберезовик.
V. Физминутка «У оленя дом большой»
VI . Закрепление изученного материала.
Работа в группах. (Учащиеся получают задания на карточках)
А) Замените существительные подходящим местоимением.
Катя - … Игорь - … окно - … дети - …
Б) Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу местоимения.
Ира, _____ сегодня пойдешь играть?
Ирина Ивановна, ______ нам объясните задачу?
Завтра ______ пойдут в кино.
В) Выпишите местоимения из данных слов.
Он, играет, читают, она, школа, ты, красивый, я, картина, мы.
2.Работа с учебником.
Упр. 173 (стр.101)
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Упр. 174 (стр.102)
(Выполняется самостоятельно по образцу.)
VII. Рефлексия
Слайд 3
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.
… нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете ? Куда ... идёшь? Почему … улетают?
VIII. Итог урока
- С какой частью речи мы познакомились?
- Какие части речи заменяет местоимение?
- Назовите местоимения.
- Что особенно понравилось на уроке?
Домашнее задание : Упр. 175 (стр.102)