СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 9 класс "СПП с придаточным цели"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по русскому языку. Работа в парах, разноуровневые задания. В классе 3 группы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 9 класс "СПП с придаточным цели"»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели»

Цель урока: изучение сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными цели.

Задачи урока:

  1. Выявить признаки и особенности СПП с придаточным цели.

  2. Развивать умение находить придаточные части цели и отграничивать их от других видов придаточных.

  3. Совершенствовать речевые, синтаксические и пунктуационные умения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

УМК Образовательной системы «Школа 2100»;

1.Русский язык. 9 кл.: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С.Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В.Текучев; под науч. Ред. Акад. Рао А.А.Леонтьева.-Изд.3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 192с.

2. Русский язык. 9 кл.:Методические рекомендации для учителя / Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.А. Исаева : . – М.: Баласс, 2016. – 160с.

Оборудование: карточки (тест для первой группы), задания на закрепление (7вид), задания для работы в парах, бланк самооценивания, проектор, компьютер.

Ход урока

  1. 1. Организационный момент

Приветствие.

2.Языковая разминка. (класс, презентация, двое на закрытых досках, 7 вид индивид задание)

1.Замените словосочетания гул радости , благословение родителей:,

построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием

со связью согласование.

2. Выпишите слова, в котором правописание суффикса зависит от

приставки: засветло, вправо, изредка, сначала, прескучно.

3 Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

Нежно лепетали о чем-то березки и шептались осины в роще березовой:

1)олицетворение 2)метафора 3) эпитет 4) гипербола

4.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при

вводном слове.

Серёжка,(1) сдувая с лица капли пота, (2)рвал свою футболку на лоскуты и от усталости,(3) кажется,(4) уже не соображал, (5) что я говорю. Но я до сих пор не знаю,(6) спас он меня или предал.

Ответы: 1.радостный гул, родительское благословение.

2.засветло, вправо, изредка, сначала.

3. олицетворение

4.34

3. проверка домашнего задания.1 и 2 группа (номера предложений с придаточными сравнения)

3-я группа (орфограммы, встретившиеся в тексте)


4. введение в тему на основе повторения, сравнения предложений.

1. (на слайде предложения, дети читают, определяют придаточные, составляют схемы)

а. Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади. - придаточное места

б. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто. – образ действия и степени

в. Он вернулся домой, когда его уже перестали ждать. - придаточная часть времени

г. Я рассказал эту историю, чтобы дать хотя бы отдалённое понятие о мещерских болотах.

Какие из предложений вызвало затруднение?

Как называется такой вид придаточной части?(придаточная часть цели)

Какова тема урока? (Сложноподчинённые предложения с придаточной частью цели.)

Какие виды придаточных обстоятельственных вы уже изучили? ( придаточные образа действия и степени, придаточные места, придаточные времени, придаточные условия, придаточные сравнения).

– А что такое цель ? ( Цельэто то, к чему стремятся; то, что надо осуществить)!

- Дайте поставим перед собой цель, которую мы должны достичь в конце урока.

- Цель нашего урока? – знакомство с придаточными цели.

- А что нужно сделать, чтобы достичь цели?- ( необходимо наметить действия по достижению цели, т.е. поставить перед собой задачи).

Какие задачи поставим? (на слайде)

  • узнать ……(отличительные особенности придаточных цели ( средства связи, положение придаточной части по отношению к главной в СПП),

  • научиться ….(опознавать СПП с придаточными цели среди других СПП),

  • совершенствовать …( умение анализировать, конструировать СПП).

2. работа с ключевыми словами в упр. 140 на стр. 93 или 103. (работа в парах)

Составьте рассказ о сложносочинённых предложениях с придаточными цели. (на столах таблицы для заполнения).


Вид придаточного

К чему относится

Вопрос

Чем присоединяется

Цели

Ко всему предложению

Зачем? С какой целью?

Союзы: чтобы, чтоб, для того, с тем чтобы, затем чтобы и др.


Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только. Расположение придаточной части – любое. (Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (придаточное изъяснительное).(изъяснительное поясняет одно слово в главном предложении глагол)

5.Развитие учебно – языковых, речевых и правописных умений.

1. упражнение 141 – первичное закрепление (устно) - развивает умение устанавливать границы частей сложноподчинённых предложений, находить придаточные части цели, отграничивать их от других видов придаточных, расставлять знаки препинания, составлять схемы.

Каждый день вы сталкиваетесь с вопросом: зачем? для чего? Сегодня м с вами ответим на некоторые из них. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах.( карточки с заданием)

Физминутка: 1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. (слайд)

2.2-я группа (работа в парах) - умение строить алгоритм учебного действия с опорой на синтаксические конструкции с придаточной частью цели, конструировать предложения. (семь пар)

Для чего нам нужно учиться?

Зачем надо много читать?

С какой целью я хожу на уроки?

Для чего нужно делать домашнее задание?

Зачем делать утреннюю зарядку?

С какой целью нужно дежурство в школе?

Зачем мне изучать русский язык? (итог работы: читают предложения, на доске составляют схемы)

1-я группа самостоятельно работа с наглядным материалом(составление) + ответ на вопрос: «Зачем нужна цель в жизни?»

3-я группа (7вид) собирает предложения из слов.
1. в школу, чтобы, мы, получать, ходим, знания.
2. общаться, языки, изучать, чтобы, с другими, нужно, народами.
3. Язык, мы, для, того, чтобы, существует, общались, друг, с, другом
4. Чтобы, знать, правила , грамотно, писать, нужно.
Проверка работы пар:

2-я – один с места читает получившееся предложение, другой на доске схему + характеристика предложения.

3-я – читают с места получившиеся предложения, задают вопрос, определяют где главная где придаточная, знаки препинания. (7вид)

1-я - повторяют правило, крепят на доску наглядный материал.

6.На доске картинка. Посмотрите на доску, вспомните все предложения над которыми вы сегодня работали. Какой темой можно объединить картинку и предложения? Ответы детей

1-я группа читает получившееся у них предложение.

К.Ушинский говорил: Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.

III. Подведение итогов урока.

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

  • Узнали ……(отличительные особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП)

  • Научились ….(опознавать СПП с придаточными цели среди других СПП, конструировать предложения с придаточной цели)

  • Что совершенствовали …( умение анализировать СПП).

  • Достигли мы цели урока?

  • Зачем мы изучаем спп ? (строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной)

  • А что ещё очень важное усвоили для себя на уроке? (ответы детей)

В соответствии с таблицами оценки работы ученика выставим оценки за урок.

Домашнее задание: 3-я группа упр144(1абзац)+ индивидуальные задания(ГВЭ), 2-я группа упр. 141 и синтаксический разбор 4-го предложения, 1-я группа в учебнике литературы найти и выписать СПП с придаточным цели(3 предложения), упр 142










Соберите предложение, докажите, что это придаточное цели.


  1. в школу чтобы Мы получать ходим знания


Соберите предложение, докажите, что это придаточное цели.

  1. Общаться языки изучать чтобы с другими нужно народами

Соберите предложение, докажите, что это придаточное цели.

  1. Чтобы знать правила грамотно писать нужно

Соберите предложение, докажите, что это придаточное цели.

4. Чтобы знать правила грамотно писать нужно







На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

Для чего нам нужно учиться?


На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

Зачем надо много читать?


На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

С какой целью я хожу на уроки?


На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

Для чего нужно делать домашнее задание?


На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

Зачем делать утреннюю зарядку?


На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

С какой целью нужно дежурство в школе?


На основе данного вопроса составьте предложение с придаточной частью цели. Запишите в тетрадь, охарактеризуйте предложение, составьте схему.

Зачем мне изучать русский язык?



Домашнее задание: 3-я группа упр144(5-6 абзац), дайте определение следующим понятиям: взаимовыручка, доброта, человечность.


Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения


Домашнее задание:1-я группа в учебнике литературы найти и выписать СПП с придаточной частью цели (3предложения), составить схемы всех предложений, упр 142.


Домашнее задание: 3-я группа упр144(5-6 абзац), дайте определение следующим понятиям: взаимовыручка, доброта, человечность.


Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.


Домашнее задание: 1-я группа в учебнике литературы найти и выписать СПП с придаточной частью цели (3предложения), составить схемы всех предложений, упр 142(устно)


Домашнее задание: 3-я группа упр144(5-6 абзац), дайте определение следующим понятиям: взаимовыручка, доброта, человечность.


Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения


Домашнее задание: 1-я группа в учебнике литературы найти и выписать СПП с придаточной частью цели (3предложения), составить схемы всех предложений, упр 142(устно).


Домашнее задание: 3-я группа упр144(5-6 абзац), дайте определение следующим понятиям: взаимовыручка, доброта, человечность.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.




Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.


Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.


Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.


Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.



Домашнее задание: 2-я группа упр. 141, синтаксический разбор 4-го предложения.


Домашнее задание: 1-я группа в учебнике литературы найти и выписать СПП с придаточной частью цели (3 предложения), составить схемы всех предложений, упр 142(устно)


Домашнее задание: 1-я группа в учебнике литературы найти и выписать СПП с придаточной частью цели (3 предложения), составить схемы всех предложений, упр 142(устно)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!