СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»? (УМК «Гармония»)

Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?

 

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока:

1. Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;

3. Привить навык распознавания частей речи.

4. Развивать эмоциональность, любознательность, воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

Ход урока:

 

1. Введение в тему

 Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?

2. Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)

- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут) ;

Имя прилагательное обозначает признак предмета.

 

В нач. форме отвечает на вопросы Какой?

изменяется по числам, родам и падежам

Имя существительное

обозначает предметы

В нач. форме отвечает на вопросы Кто? Что?

 изменяется по родам, по числам, падежам

 

Глагол

обозначает действие предмета

В нач. форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?

изменяется по временам, по числам, родам или лицам

(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)

- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?

Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)

- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)

- Есть ли однокоренные слова?

- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?

 

3. Новый материал.

 

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?

(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

 

И. п. что? Ходьба

Р. п. нет чего? ходьбы

Д. п. к чему? К ходьбе

В. п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П. п. говорю о чём? о Ходьбе

 

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

- Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)

 

Что делаю? Лежу - наст.вр.

Что делала? Лежала – прош.вр.

Что сделает? Полежит - буд. вр.

 

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…

4. Закрепление изученного:

- упр № 258, работа по заданию учебника.

- упр. № 259, работа по заданию учебника.

5. Итог урока:

- Какую пользу принёс вам сегодняшний урок?

- Что нового узнали из урока?

- Кто на ваш взгляд работал на уроке активно?

6. Домашнее задание:

- упр. № 260, по заданию учебника.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!