Тема: «Превращение и круговорот воды в природе».
Цель: применение знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений
Задачи:
сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, рассмотреть круговорот воды со свойствами воды (переход
из одного состояния в другое);
развивать логическое мышление, воображение, речь, память, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы;
формировать знания об экологической целостности природы, о бережном отношении к ней.
Тип урока: урок овладения новыми умениями, урок формирования первоначальных навыков.
Ход урока.
Сообщение темы урока и постановка проблемных вопросов («Водная галерея» - показ слайдов о воде)
Ученик:
- Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Учитель:
– Мы привыкли называть нашу планету земным шаром. Но посмотрите на фотографию Земли из космоса и схему: сразу бросается в глаза, что большая часть планеты окрашена в голубой цвет. А не сделал ли ошибку тот, кто первый придумал название Земля? Какой же это земной шар, если суша занимает меньше трети поверхности, а все остальное – вода: реки, озера, моря, океаны, болота. Если бы Землю можно было выпрямить, сделать плоской, как стол, то ее и вообще не было бы видно – всю ее скрыл бы под собой 150-метровый слой воды. Правильнее было бы назвать планету не Земля, а Вода, а нас не земляне, а водяне.
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их, мы попробуем тоже. Давайте найдем ответы на следующие вопросы: вода моет всех людей, города, машины, дороги, используется в сельском хозяйстве, в промышленности, воду пьют поля и леса, без нее не могут жить ни звери, ни птицы. Почему же вода не заканчивается? И еще вопрос: вода собирается в ручейки, потом в реки, попадает в моря или океаны. Почему тогда она не переливается через край? (выслушать предположения учащихся)
А мы пока начнем с простого и повторим свойства воды.
2.Проверка домашней работы.
- Первые два задания обязательны для выполнения всем, а следующие даны для дополнительной работы.
Карточка для проверки домашней работы
1)Какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде:
№ | Свойства | | Ответы |
1 2 3 4 5 6 7 8 | без цвета; не имеет запаха; расширяется при нагревании; сжимается при охлаждении; растворитель; плохо проводит тепло; прозрачность; текучесть. | Воздух | (1,2,3,4,6,7) |
Вода | (1,2,3,4,7,8) |
2) Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________.
В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________.
Ответы: расширяется, сжимается, растворитель, фильтра
3)Отметь верные высказывания знаком «+», неверные – знаком «-»
1. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
2. Вода - растворитель.
3.При нагревании вода сжимается.
4. Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии
5. Вода - бесцветная жидкость.
6. Вода не имеет запаха.
7. При охлаждении вода расширяется.
8. Вода входит в состав любого организма.
9. Массу воды в теле можно узнать: нужно массу тела разделить на 3, а затем умножить на 2.
10. Лед и снег – это вода в твердом состоянии.
Ответы: +,+,-,+,+,+,-,+,+,+
4) Выбери правильные ответы:
1. В каком случае основные свойства воды указаны верно.
А) имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;
Б) бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.
2. Что происходит с водой при нагревании
А) при нагревании вода сжимается
Б) при нагревании вода расширяется
3.Вода является растворителем
А) да
Б) нет
Ответы: Б, Б, А
- Мы вспомнили свойства воды, сравнили их со свойствами воздуха.
Вот как они описаны в стихотворении:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
3.Закрепление: инсценирование сказки.
Сейчас мы инсценируем сказку (раздать слова пяти ученикам), внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.
Сказка
Матушка Вода: у меня четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотят. Ничего схожего между собой не находят.
Первый брат: уж если кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
Второй брат: я на стекло похож. Только его могу своим братом признать.
Третий брат: а я белому дыму брат. Недаром нас 'одного с другим путают.
Четвертый брат: я ни на кого не похож. И некого мне братцем назвать, разве только слезы.
Матушка Вода: так по сей день и спорят мои сыновья Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь. Все четверо родимой матерью меня называют, а друг друга братьями не хотят назвать. Почему бывает такое на свете - не всегда брат брата узнает?
• О чём эта сказка?
• Почему снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды? (все вещества – это вода в разных состояниях)
• От чего зависит состояние воды? (от температуры)
• Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед, снег, сосульки, айсберги, град. При 0 градусов вода переходит из жидкого состояния в твердое.)
• Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар, туман)
Вывод. Вода - это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердой, и жидкой, и газообразной.
4.Работа со схемами по учебнику (стр.53)
(рассмотреть расположение молекул воды в трех состояниях)
5. Работа в группах
класс делится на группы по рядам, каждой группе дается одинаковый набор карточек: картинки с изображением воды в разных состояниях; карточки с условными знаками воды на карте – реки, моря, каналы, болота, льды, водопады; схемы – расположение молекул воды в трех состояниях.
- Нужно догадаться и распределить карточки по трем конвертам
Физкультминутка
6. Объяснение нового материала (по схематическим рисункам).
-Огромные массы воды в виде снежинок, пара, капелек странствуют в атмосфере. Много воды на поверхности. В пустотах, в невидимых глазом трещинах под землей в чистом виде или в растворах есть вода, как и воздух.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя и снега.
Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи, реки, озера или сразу в море, другие оказываются под землей, третьи, не долетев до поверхности, снова поднимаются вверх. Но все молекулы будут снова находиться в непрерывном движении. Это явление называется круговорот воды в природе.
Словарная работа: круговорот, – а, м. 1. Беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития. К. времени года. 2. Вообще беспрерывное движение чего–нибудь. К. событий. В круговороте жизни.
7.Закрепление.
(Повторить рассказ учителя с опорой на учебную таблицу и собственные наблюдения)
8.Просмотр учебного фильма (Наблюдения, нацеленные на осмысление нового материала.)
Видео https://www.youtube.com/watch?v=5pskNsG6TWA время 3.27-4.23
Посмотреть фрагмент старого учебного фильма, послушать, какой текст читают
за кадром о круговороте воды и приготовиться к озвучиванию современного анимационного ролика, который никак не комментируется, идет без звука.
9.Просмотр и озвучивание ролика «Круговорот воды в природе» (Осознание полученных знаний и применение в новой ситуации)
Видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=P55M5sSjAoM
10.Проверка усвоенных знаний.
-Ответим на вопросы, поставленные в начале урока: почему же вода не заканчивается? И почему она не переливается через край? (Воды на Земле всегда одно и тоже количество. Она переходит из одного состояния в другое и постоянно находится в движении)
11.Выводы (подведение итогов работы на уроке).
-Что произошло бы на Земле, если бы не было круговорота воды в природе?
(с использованием схемы-цепочки): прекратились дожди – пересохли реки – иссякли подземные воды – исчезла растительность – меньше стало кислорода – ход процессов изменился бы
2)Просмотр анимированной презентации "Путешествие капельки» http://pedsovet.su/load/140-1-0-2122
12.Рефлексия: (выбрать начало фразы и закончить ее)
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… | 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. мне захотелось… |
13.Домашнее задание по выбору
подготовить сообщение о круговороте воды по учебнику;
задание повышенной сложности – составить текст для озвучивания ролика
в течение 1,5минут;
подобрать интересные факты о воде