СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру: «Превращения и круговорот воды в природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа «Школа России». Авторская программа:  А.А.Плешаков  «Мир вокруг нас». Раздел «Эта удивительная природа». Урок по теме: «Превращения и круговорот воды в природе», 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру: «Превращения и круговорот воды в природе»»

Тема: «Превращение и круговорот воды в природе».

Цель: применение знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений

Задачи:

  • обучающая:

сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, рассмотреть круговорот воды со свойствами воды (переход

из одного состояния в другое);

  • развивающая:

развивать логическое мышление, воображение, речь, память, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы;

  • воспитательная:

формировать знания об экологической целостности природы, о бережном отношении к ней.

Тип урока: урок овладения новыми умениями, урок формирования первоначальных навыков.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока и постановка проблемных вопросов («Водная галерея» - показ слайдов о воде)

Ученик:

- Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Учитель:

– Мы привыкли называть нашу планету земным шаром. Но посмотрите на фотографию Земли из космоса и схему: сразу бросается в глаза, что большая часть планеты окрашена в голубой цвет. А не сделал ли ошибку тот, кто первый придумал название Земля? Какой же это земной шар, если суша занимает меньше трети поверхности, а все остальное – вода: реки, озера, моря, океаны, болота. Если бы Землю можно было выпрямить, сделать плоской, как стол, то ее и вообще не было бы видно – всю ее скрыл бы под собой 150-метровый слой воды. Правильнее было бы назвать планету не Земля, а Вода, а нас не земляне, а водяне.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их, мы попробуем тоже. Давайте найдем ответы на следующие вопросы: вода моет всех людей, города, машины, дороги, используется в сельском хозяйстве, в промышленности, воду пьют поля и леса, без нее не могут жить ни звери, ни птицы. Почему же вода не заканчивается? И еще вопрос: вода собирается в ручейки, потом в реки, попадает в моря или океаны. Почему тогда она не переливается через край? (выслушать предположения учащихся)

А мы пока начнем с простого и повторим свойства воды.


2.Проверка домашней работы.

- Первые два задания обязательны для выполнения всем, а следующие даны для дополнительной работы.

Карточка для проверки домашней работы

1)Какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде:

Свойства


Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

без цвета;

не имеет запаха;

расширяется при нагревании;

сжимается при охлаждении;

растворитель;

плохо проводит тепло;

прозрачность;

текучесть.


Воздух



(1,2,3,4,6,7)


Вода



(1,2,3,4,7,8)


2) Вставь слова:

Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________.

В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________.


Ответы: расширяется, сжимается, растворитель, фильтра


3)Отметь верные высказывания знаком «+», неверные – знаком «-»

1. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

2. Вода - растворитель.

3.При нагревании вода сжимается.

4. Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии

5. Вода - бесцветная жидкость.

6. Вода не имеет запаха.

7. При охлаждении вода расширяется.

8. Вода входит в состав любого организма.

9. Массу воды в теле можно узнать: нужно массу тела разделить на 3, а затем умножить на 2.

10. Лед и снег – это вода в твердом состоянии.

Ответы: +,+,-,+,+,+,-,+,+,+


4) Выбери правильные ответы:

1. В каком случае основные свойства воды указаны верно.

А) имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;

Б) бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.

2. Что происходит с водой при нагревании

А) при нагревании вода сжимается

Б) при нагревании вода расширяется

3.Вода является растворителем

А) да

Б) нет

Ответы: Б, Б, А

- Мы вспомнили свойства воды, сравнили их со свойствами воздуха.

Вот как они описаны в стихотворении:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.


3.Закрепление: инсценирование сказки.

Сейчас мы инсценируем сказку (раздать слова пяти ученикам), внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

Сказка

Матушка Вода: у меня четыре сына. Всем хороши, удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотят. Ничего схожего между собой не находят.

Первый брат: уж если кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.

Второй брат: я на стекло похож. Только его могу своим братом признать.

Третий брат: а я белому дыму брат. Недаром нас 'одного с другим путают.

Четвертый брат: я ни на кого не похож. И некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Матушка Вода: так по сей день и спорят мои сыновья Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь. Все четверо родимой матерью меня называют, а друг друга братьями не хотят назвать. Почему бывает такое на свете - не всегда брат брата узнает?

• О чём эта сказка?

• Почему снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды? (все вещества – это вода в разных состояниях)

• От чего зависит состояние воды? (от температуры)

• Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед, снег, сосульки, айсберги, град. При 0 градусов вода переходит из жидкого состояния в твердое.)

• Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар, туман)

Вывод. Вода - это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердой, и жидкой, и газообразной.


4.Работа со схемами по учебнику (стр.53)

(рассмотреть расположение молекул воды в трех состояниях)


5. Работа в группах

класс делится на группы по рядам, каждой группе дается одинаковый набор карточек: картинки с изображением воды в разных состояниях; карточки с условными знаками воды на карте – реки, моря, каналы, болота, льды, водопады; схемы – расположение молекул воды в трех состояниях.


- Нужно догадаться и распределить карточки по трем конвертам


Физкультминутка


6. Объяснение нового материала (по схематическим рисункам).

-Огромные массы воды в виде снежинок, пара, капелек странствуют в атмосфере. Много воды на поверхности. В пустотах, в невидимых глазом трещинах под землей в чистом виде или в растворах есть вода, как и воздух.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя и снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи, реки, озера или сразу в море, другие оказываются под землей, третьи, не долетев до поверхности, снова поднимаются вверх. Но все молекулы будут снова находиться в непрерывном движении. Это явление называется круговорот воды в природе.

Словарная работа: круговорот, – а, м. 1. Беспрерывное движение, неизменно повторяющее круг развития. К. времени года. 2. Вообще беспрерывное движение чего–нибудь. К. событий. В круговороте жизни.


7.Закрепление.

(Повторить рассказ учителя с опорой на учебную таблицу и собственные наблюдения)


8.Просмотр учебного фильма (Наблюдения, нацеленные на осмысление нового материала.)

Видео https://www.youtube.com/watch?v=5pskNsG6TWA время 3.27-4.23

Посмотреть фрагмент старого учебного фильма, послушать, какой текст читают

за кадром о круговороте воды и приготовиться к озвучиванию современного анимационного ролика, который никак не комментируется, идет без звука.


9.Просмотр и озвучивание ролика «Круговорот воды в природе» (Осознание полученных знаний и применение в новой ситуации)

Видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=P55M5sSjAoM


10.Проверка усвоенных знаний.

-Ответим на вопросы, поставленные в начале урока: почему же вода не заканчивается? И почему она не переливается через край? (Воды на Земле всегда одно и тоже количество. Она переходит из одного состояния в другое и постоянно находится в движении)


11.Выводы (подведение итогов работы на уроке).

-Что произошло бы на Земле, если бы не было круговорота воды в природе?

(с использованием схемы-цепочки): прекратились дожди – пересохли реки – иссякли подземные воды – исчезла растительность – меньше стало кислорода – ход процессов изменился бы


2)Просмотр анимированной презентации "Путешествие капельки» http://pedsovet.su/load/140-1-0-2122


12.Рефлексия: (выбрать начало фразы и закончить ее)


1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…



8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. мне захотелось…


13.Домашнее задание по выбору

подготовить сообщение о круговороте воды по учебнику;

задание повышенной сложности – составить текст для озвучивания ролика

в течение 1,5минут;

подобрать интересные факты о воде






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!