СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 3 класс»







Урок окружающего мира

по программе А.А.Плешакова

3 класс

УМК «Школа России»














Составитель:

Глушкова Ирина Леонидовна,

учитель МОУ СОШ №30

п.Новомихайловский

Туапсинского района

Краснодарского края





3 класс

Урок окружающего мира с применением мультимедийного оборудования.


Тема. Разнообразие растений.


Цель. Знакомить с разнообразием растений, выделить их характерные особенности.


Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», карточки-кроссворды, стакан с водой, почва.

I.Организационный момент.


II.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

1. Вопросы и задания.

  • Что такое почва?

  • Какой состав имеет почва?

  • Докажите, что в почве есть воздух.

  • Какие живые существа есть в почве?

  • Как образуется почва?

  • Охрана почвы.

2. Итог по проверке домашнего задания.

Кроссворд. ( Слайд 3)

  • Слой земли, на котором растут растения.

  • Одна из составных частей почвы

  • Вещество, повышающее плодородие почвы.

  • основное свойство почвы.

III. Подготовка к восприятию новой темы.


На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую) (слайд 4)

На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 5)

А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 6)


IV. Сообщение темы и цели урока.


Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений. (Слайд 7)

Давайте подумаем, почему так говорят? Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 8).

Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает природу? ( Биология).

От каких слов произошло это название? ( «Биос» - жизнь , «логос» -наука )

Учитель. - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.


Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.


V.Распознавание частей растений. (Слайд 9)


Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.


VI. Объяснение нового материала.


1.Цветковые растения

Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. ( Слайд 10)


Работа со слайдом.

Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?


2.Хвойные растения.

Другая группа растений – хвойные растения.

Какие растения относятся к этой группе? (слайд 11, 12 ,13)

Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 15)

Чем они различаются? (слайд 16)

Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.


3. Папоротники. (Слайды 17, 18 )

( рассказывает заранее подготовленный ученик)


Папоротник.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.



4. Мхи. ( Слайды 19, 20)

( рассказывает заранее подготовленный ученик)


МХИ


Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.


5. Водоросли. (слайд 21)

(рассказывает заранее подготовленный ученик)


Водоросли.

Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.


VII. Это интересно.

Растения – хищники. ( Слайд 23)

Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.



Растение - паразит. (Слайд 24)

Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.


Опасные растения. ( Слайд 25)


Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.


VIII. Растения – рекордсмены.


Водоросли: ( Слайд 27)

  • Самые древние растения на Земле.

  • Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.


Эвкалипт: ( Слайд 28)

• Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.

• Высота дерева достигает 100 метров.


Ряска: ( Слайд 29)

  • Одно из самых маленьких растений.

  • На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.

Самшит: (Слайд 30)

  • Самое твёрдое дерево на Земле.

  • Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.

  • Растёт на склонах горы Фишт (Краснодарский край)


Бамбук: ( Слайд 31)

  • Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.

  • За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков.


Тыква: (Слайд 32)

  • Самый крупный плод.

  • Вес достигает более 90 килограммов.


IX. Итог урока.

Откройте тетради и найдите тему «Разнообразие растений». Определите по картинкам и подпишите, к какой группе относятся эти растения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!