28.11.16 год. Конспект урока по ОДКНР. 5 класс. (12 урок)
Тема: «Плод добрых трудов славен»
Цель: закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.
Планируемые результаты:
Личностные: определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.
Предметные: организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Задачи:
Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;
Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя
Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека.
Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником, как источником информации, творческая работа, устный рассказ на тему.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
В.Брюсов
Ход урока
1 Организационный момент.
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас
2.Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы говорили с вами о защитниках Отечества
Блиц-опрос
-Какая война называется справедливой? (оборонительная)
-Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу-цитата из Евангелия)
-В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)
-Справедливой ли была Отечественная война 1812 года для России?
-Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)
-Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Иванович Донской)
-Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?
-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? (за победу на -Куликовом поле)
-Почему воин-христианин не боится смерти? (верит в бессмертие души)
3 Целеполагание
Рабочая тетрадь Задание 2.
- Прочитай стихотворение поэта Николая Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться!
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! | Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! |
- Как вы понимаете выражение « Душа обязана трудиться»? О каком труде идет речь?
- А какой еще бывает труд? (Физический)
- Предположите, какова будет тема нашего урока.
4 Работа с учебником
-Прочитайте название темы урока в учебнике. С 92
- Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете»
5 Работа над новым материалом
Работа в парах по карточкам:
1 Почитайте текст на с 92 2 Ответьте на вопросы: - Какие заповеди получили первые люди от Творца? Расскажите об этом товарищу по парте . - Что такое пост? Обсудите в паре, можно ли это слово сопоставить с военным термином, связанным с охраной какого-либо объекта? Какой «объект» в этом случае охраняется? (Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям). |
6. Проверка понимания прочитанного текста
- Выборочное чтение
-Могли ли первые люди вкушать плоды с древа познания?
- Что должен был сделать человек, прежде, чем вкусить плоды?
-Какой путь он предпочел? Как вы думаете, почему? (Потому, что он предпочел более легкий путь)
- Послушайте стихотворение:
«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -
Так ленивцы говорят. –
«Завтра всё я сделать рад.
Хоть в день праздника Господня!
А сегодня отдохну,
Завтра свой урок начну.
Завтра не хочу лениться!
Завтра – надо потрудиться!
Б.Фёдоров.
- Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? ( Таких людей называют лентяями)
- О труде люди придумали немало пословиц. Прочитайте пословицы. На какие две группы вы бы их поделили? Почему? Одни пословицы говорят о пользе труда, другие пословицы придумали лентяи)
Больше дела - меньше слов
От работы не будешь богат, а будешь горбат.
Глазам страшно, а руки делают.
Работа не волк, в лес не убежит
Торопливый, дважды одно дело делает.
Без труда нет плода.
Муравей невелик, а горы копает.
Кто ленив с сохой, тому все год плохой.
-Разделите пословицы на группы. Пословицами какой группы вы будете пользоваться в своей жизни?
7. Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
8 Продолжение работы над новым материалом.
- Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
- Совсем рядом с нашими Сухиничами есть монастырь, в котором жила и закончила свой земной путь матушка Сепфора. Она много работала днем, а ночью так мало спала, что «и лапотков порой не снимала».
- На прошлом уроке мы говорили о Сергии Радонежском. Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте ее название. Эти люди работали «в поте лица своего». Как вы понимаете это выражение?
- Ваши родители тоже много трудятся. Когда мы работали над проектом «Профессии наших родителей», мы узнали, где они трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой? Чем им приходится заниматься?
- Какую помощь вы можете им оказать?
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
9 Работа с учебником
- Может ли труд быть вреден?
- Прочитайте второй абзац на с 93
- Определите, какой труд вреден для человека?
- Комментированное чтение учебника стр.93 .
- Коллективное обсуждение проблемы.
Составим два синквейна, в которых отобразим основные качества полезного и вредного людям труда. Пользуйтесь текстом учебника.
Работу выполним, разделившись на две группы.
(Примерные синквейны)
Труд Честный, усердный Созидает, славит Бога, закаляет Приносит пользу людям Лекарство от лени | Труд Низкий, бесчестный Обогащает, не приближает к Богу, вредит Приносит боль и вред людям Разрушает душу |
10 Закрепление
-Какие заповеди получили первые люди от Творца?
-Что такое пост?
-В чем грех первых людей?
-Почему человек должен трудиться?
- Каким бывает труд?
--Какой труд важнее?
- Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христиан?
- Обязательно ли надо помогать ближним?
11 Домашнее задание. Задание 1 в тетради
Подумать, что значит выражение «работать на совесть»?
12 Рефлексия.
Продолжите фразу:
- Теперь я знаю …
- Теперь я умею …
- Теперь я буду …
- Теперь я не буду …