10 класс
литература
Тема. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя
Цель: продолжить работу по произведению И.А. Гончарова «Обломов», сформировать у учащихся представление о взаимоотношениях Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героя; объяснить значимость темы любви в романе; усвоить теоретико-литературные понятия; развивать культуру устной речи, развивать психические процессы (память, мышление), развивать навыки работы в парах, группах; формировать любовь к русской литературе.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся
Проведение аналогии.
На доске представлены иллюстрации из великих русских произведений. Одно изображений закрыто.
- Как вы думаете, что изображено на иллюстрации, скрытой от вас? Почему?
- О каком чувстве мы будем говорить сегодня? Чем согласно традиции в русской литературе является любовь?
III.Слайд 1. Объявление темы урока
- Однажды Обломов произносит фразу: «Любовь ?…». Продолжите фразу. Слайд 2
- Охарактеризуйте понятие «школа».
- Что же значит фраза, сказанная Обломовым?
- Попробуйте определить цели нашего урока?
Учитель корректирует ответы учащихся
IV.Работа по теме.
- Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и ответим на вопросы. Слайд 3
- Как произошло знакомство Обломова и Ольги?
- В первый день знакомства Ольга поёт любимую арию Обломова Casta diva из оперы «Норма.
- Играет ария Нормы «Casta diva» из одноимённой оперы Беллини.
Слайд 4 перевод итальянского текста на русский (читает наизусть одна из учащихся):
О, богиня, ты, что над нами
Кротко блещешь так лучами,
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Ниспошли свой вечный свет.
Благосклонно прими хваленья,
И услышь ты наши моленья,
Ниспошли нам покой на землю,
Вечно пусть он здесь царит.
- С какой героиней из романа ассоциируется у вас этот образ?
- Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (работа в парах).
|
- Не была красавицей, но преображалась во время пения.
- «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры».
- «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом…»
- «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
|
- В ней отмечается истинно русская красота:
- Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.
- «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость».
|
Социальное происхождение
|
Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям.
|
Из народа, не отличается образованностью, очень проста.
|
Любовь
|
Возвышенное чувство
|
Примитивное, земное чувство
|
- Какой вывод можно сделать из полученных характеристик?
- Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Слайд 5
- К какой части сюжета вы бы отнесли данный фрагмент? Слайд 6
- Как повлияла любовь на поведение Обломова?
- Работа в группах (написание характеристик героя) Слайд 7
(Изменения в Илье произошли, но глубинной сущности характера они не затронули).
- Беседа.
- Скажите, какое событие стало кульминацией отношений Ольги и Ильи Ильича?
(Признание в любви, сомнения главного героя, письмо Обломова к Ольге).
- Образ какой из героинь больше подходит под данное описание идеала женщины Обломова?
«В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой…Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти…»
- Письменное высказывание учащихся (домашнее задание) на тему «Любит ли Ольга Ильинская Илью Ильича Обломова?» (ответ 2 учащихся)
- Такие отношения могли иметь будущее?
V.Подведение итогов урока.
- Изменила ли любовь главного героя? Зачем автор испытывает своего героя любовью.
Прием «Синквейн»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VI. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Любовь – претрудная школа жизни…»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе по роману И.А. Гончарова «Обломов» по теме "Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя"»
10 класс
литература
Тема. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя
Цель: продолжить работу по произведению И.А. Гончарова «Обломов», сформировать у учащихся представление о взаимоотношениях Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героя; объяснить значимость темы любви в романе; усвоить теоретико-литературные понятия; развивать культуру устной речи, развивать психические процессы (память, мышление), развивать навыки работы в парах, группах; формировать любовь к русской литературе.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся
Проведение аналогии.
На доске представлены иллюстрации из великих русских произведений. Одно изображений закрыто.
Как вы думаете, что изображено на иллюстрации, скрытой от вас? Почему?
О каком чувстве мы будем говорить сегодня? Чем согласно традиции в русской литературе является любовь?
Слайд 1. Объявление темы урока
Однажды Обломов произносит фразу: «Любовь ‒…». Продолжите фразу. Слайд 2
Охарактеризуйте понятие «школа».
Что же значит фраза, сказанная Обломовым?
Попробуйте определить цели нашего урока?
Учитель корректирует ответы учащихся
Работа по теме.
Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и ответим на вопросы. Слайд 3
Играет ария Нормы «Casta diva» из одноимённой оперы Беллини.
Слайд 4 перевод итальянского текста на русский (читает наизусть одна из учащихся):
О, богиня, ты, что над нами
Кротко блещешь так лучами,
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Ниспошли свой вечный свет.
Благосклонно прими хваленья,
И услышь ты наши моленья,
Ниспошли нам покой на землю,
Вечно пусть он здесь царит.
Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (работа в парах).
Внешность |
Не была красавицей, но преображалась во время пения. «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом…» «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». | В ней отмечается истинно русская красота: Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». |
Социальное происхождение |
Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. | Из народа, не отличается образованностью, очень проста. |
Любовь |
Возвышенное чувство | Примитивное, земное чувство |
Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Слайд 5
Работа в группах (написание характеристик героя) Слайд 7
(Изменения в Илье произошли, но глубинной сущности характера они не затронули).
Беседа.
(Признание в любви, сомнения главного героя, письмо Обломова к Ольге).
«В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой…Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти…»
Подведение итогов урока.
Прием «Синквейн»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Любовь – претрудная школа жизни…»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«ЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ КАК ЭТАП ВНУТРЕННЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕРОЯ» ПО РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕТЕРЯДЧЕНКО НИНА ЮРЬЕВНА