СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 10 классе по роману И.А. Гончарова «Обломов» по теме "Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс

литература

Тема. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя

Цель: продолжить работу по произведению И.А. Гончарова «Обломов», сформировать у учащихся представление о взаимоотношениях Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героя; объяснить значимость темы любви в романе; усвоить теоретико-литературные понятия; развивать культуру устной речи, развивать психические процессы (память, мышление), развивать навыки работы в парах, группах; формировать любовь к русской литературе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний учащихся

Проведение аналогии.

 

На доске представлены иллюстрации из великих русских произведений. Одно изображений закрыто.

  • Как вы думаете, что изображено на иллюстрации, скрытой от вас? Почему?
  • О каком чувстве мы будем говорить сегодня? Чем согласно традиции в русской литературе является любовь?

III.Слайд 1. Объявление темы урока

  • Однажды Обломов произносит фразу: «Любовь ?…». Продолжите фразу. Слайд 2
  • Охарактеризуйте понятие «школа».
  • Что же значит фраза, сказанная Обломовым?
  • Попробуйте определить цели нашего урока?

Учитель корректирует ответы учащихся

IV.Работа по теме.

  1. Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и ответим на вопросы. Слайд 3
  • Как произошло знакомство Обломова и Ольги?
  • В первый день знакомства Ольга поёт  любимую арию Обломова Casta diva из оперы «Норма.
  1. Играет ария Нормы «Casta diva» из одноимённой  оперы Беллини.

Слайд 4 перевод итальянского текста на русский (читает наизусть одна из учащихся):

О, богиня, ты, что над нами

Кротко блещешь так лучами,

Обрати к нам свой лик прекрасный,

Ниспошли свой вечный свет.

Благосклонно прими хваленья,

И услышь ты наши моленья,

Ниспошли нам покой на землю,

Вечно пусть он здесь царит.

  • С какой героиней из романа ассоциируется у вас этот образ?
  1. Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (работа в парах).
  •  
  • Не была красавицей, но преображалась во время пения.
  • «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры».
  • «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом…»
  • «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
  • В ней отмечается истинно русская красота:
  • Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.
  • «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость».

Социальное происхождение

Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям.

Из народа, не отличается образованностью, очень проста.

Любовь

Возвышенное чувство

Примитивное, земное чувство

  • Какой вывод можно сделать из полученных характеристик?
  1. Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Слайд 5
  • К какой части сюжета вы бы отнесли данный фрагмент? Слайд 6
  • Как повлияла любовь на поведение Обломова?
  1. Работа в группах (написание характеристик героя) Слайд 7

(Изменения в Илье произошли, но глубинной сущности характера они не затронули).

  1. Беседа.
  • Скажите, какое событие стало кульминацией отношений Ольги и Ильи Ильича?

(Признание в любви, сомнения главного героя, письмо Обломова к Ольге).

  • Образ какой из героинь больше подходит под данное описание идеала женщины Обломова?

«В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой…Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти…»

  • Письменное высказывание учащихся (домашнее задание) на тему «Любит ли Ольга Ильинская Илью Ильича Обломова?» (ответ 2 учащихся)
  • Такие отношения могли иметь будущее?

V.Подведение итогов урока.

  • Изменила ли любовь главного героя? Зачем автор испытывает своего героя любовью.

Прием «Синквейн»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VI.             Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Любовь – претрудная школа жизни…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе по роману И.А. Гончарова «Обломов» по теме "Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя"»


10 класс

литература

Тема. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя

Цель: продолжить работу по произведению И.А. Гончарова «Обломов», сформировать у учащихся представление о взаимоотношениях Обломова и Ольги Ильинской; проследить духовное развитие героя; объяснить значимость темы любви в романе; усвоить теоретико-литературные понятия; развивать культуру устной речи, развивать психические процессы (память, мышление), развивать навыки работы в парах, группах; формировать любовь к русской литературе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Проведение аналогии.

На доске представлены иллюстрации из великих русских произведений. Одно изображений закрыто.

  • Как вы думаете, что изображено на иллюстрации, скрытой от вас? Почему?

  • О каком чувстве мы будем говорить сегодня? Чем согласно традиции в русской литературе является любовь?

  1. Слайд 1. Объявление темы урока

  • Однажды Обломов произносит фразу: «Любовь ‒…». Продолжите фразу. Слайд 2

  • Охарактеризуйте понятие «школа».

  • Что же значит фраза, сказанная Обломовым?

  • Попробуйте определить цели нашего урока?

Учитель корректирует ответы учащихся

  1. Работа по теме.

  1. Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и ответим на вопросы. Слайд 3

  • Как произошло знакомство Обломова и Ольги?

  • В первый день знакомства Ольга поёт любимую арию Обломова Casta diva из оперы «Норма.

  1. Играет ария Нормы «Casta diva» из одноимённой оперы Беллини.

Слайд 4 перевод итальянского текста на русский (читает наизусть одна из учащихся):

О, богиня, ты, что над нами

Кротко блещешь так лучами,

Обрати к нам свой лик прекрасный,

Ниспошли свой вечный свет.

Благосклонно прими хваленья,

И услышь ты наши моленья,

Ниспошли нам покой на землю,

Вечно пусть он здесь царит.

  • С какой героиней из романа ассоциируется у вас этот образ?

  1. Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (работа в парах).

Внешность

  • Не была красавицей, но преображалась во время пения.

  • «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры».

  • «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом…»

  • «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

  • В ней отмечается истинно русская красота:

  • Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая.

  • «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость».

Социальное происхождение

Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям.

Из народа, не отличается образованностью, очень проста.

Любовь

Возвышенное чувство

Примитивное, земное чувство

  • Какой вывод можно сделать из полученных характеристик?

  1. Давайте просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Слайд 5

  • К какой части сюжета вы бы отнесли данный фрагмент? Слайд 6

  • Как повлияла любовь на поведение Обломова?

  1. Работа в группах (написание характеристик героя) Слайд 7

(Изменения в Илье произошли, но глубинной сущности характера они не затронули).

  1. Беседа.

  • Скажите, какое событие стало кульминацией отношений Ольги и Ильи Ильича?

(Признание в любви, сомнения главного героя, письмо Обломова к Ольге).

  • Образ какой из героинь больше подходит под данное описание идеала женщины Обломова?

«В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением – как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой…Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты, внезапных слез, томления, изнеможения и потом бешеного перехода к радости. Не надо ни луны, ни грусти…»

  • Письменное высказывание учащихся (домашнее задание) на тему «Любит ли Ольга Ильинская Илью Ильича Обломова?» (ответ 2 учащихся)

  • Такие отношения могли иметь будущее?

  1. Подведение итогов урока.

  • Изменила ли любовь главного героя? Зачем автор испытывает своего героя любовью.

Прием «Синквейн»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Любовь – претрудная школа жизни…»













































ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«ЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ КАК ЭТАП ВНУТРЕННЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕРОЯ» ПО РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»



УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕТЕРЯДЧЕНКО НИНА ЮРЬЕВНА












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!