СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события,  образы героев I действия комедии;
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;
  • углубить знания литературоведческих понятий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события, образы героев I действия комедии;

  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

  • углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя;

  • анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

  • углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения, мышления учащихся,.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к творчеству писателя;

  • воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

- Что было задано на дом?




















К уроку было задание подготовить сообщения о жизненном и творческом пути Гоголя.

1-й ученик: Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

2-й ученик: В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

3- й ученик: Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург.

В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел.

С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника)

4-й ученик: В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете.

Одновременно пишет повести, составившие впоследствии два его сборника «Миргород» и «Арабески»(1835)

В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой.

5-й ученик: В 1835 году начинает работать над «Ревизором».

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души».

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

- Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы». Мы продолжим знакомство с творчеством Н. В. Гоголя и познакомимся с историей создания им комедии «Ревизор»; закрепим знания о драматическом роде литературы; познакомимся с 1 действием комедии, выясним, какое событие является завязкой.


Мы продолжим знакомство с творчеством Н. В. Гоголя и познакомимся с историей создания им комедии «Ревизор»; закрепим знания о драматическом роде литературы; познакомимся с 1 действием комедии, выясним, какое событие является завязкой.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…




4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».



1.Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.















Идейный замысел Гоголя.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».





Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» и её обсуждение.

- К какому роду литературы относится комедия? (к драме)

- Чем отличается драма как род литературы?

Сообщения учащихся:

Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А. С. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

Создать «Ревизора» побудил Гоголя Пушкин, рассказав ему историю, приключившуюся в одном провинциальном городе с его приятелем; представить ее нетрудно по комедии Гоголя, только Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись на месте Хлестакова, пушкинский приятель повел себя совершенно иначе, чем гоголевский герой: поспешил оставить не в меру гостеприимный город, вырваться из объятий радушных чиновников.



Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь присутствует только в виде ремарок, кратких замечаний для актеров.

5.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Работа над содержанием 1 действия комедии «Ревизор».


Анализ содержания комедии

1. Знакомство с героями комедии.

Чтение по ролям (1 действие, 1 явление)

-Где и когда происходит действие 1 действия?



















-Какой это город? (уездный)

Уездный – районный город.

-Почему? Докажите.



-Кто правит в городе?

-Кого пригласил к себе домой городничий?

-Почему он их пригласил?

- Какую роль играет первая фраза комедии?

-Эта фраза является завязкой комедии.


- Как слова городничего влияют на всех присутствующих?


-Как воспринимают это известие собравшиеся?



Выразительное чтение письма городничему.

- Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?

- Какова роль этого персонажа?

-Почему чиновники боятся ревизора?

–Что говорят о причине приезда ревизора присутствующие?


-Что является экспозицией комедии?



- Как характеризуют чиновников советы городничего?

-Какова самохарактеристика чиновников?

- Какие должностные преступления совершал почтмейстер?

-Составьте характеристики, заполнив таблицу (приложение №1)

Выразительное чтение по ролям явления 3.

- Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре?

-Как описывают они молодого человека, остановившегося в гостинице?




- Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?

- Что мы узнаём о полиции и городских властях из явлений 4 и 5?

- Все ли персонажи пьесы охвачены страхом?

Выразительное чтение по ролям явления 6.

 Словарная работа

(составление учащимися словаря устаревших слов):

Ревизор – должностное лицо, производящий ревизию.

Ревизия – обследование чьей – нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.

Городничий – начальник уездного города.

Смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким – нибудь учреждением. Богоугодные заведения – больницы, приюты, дома для престарелых.

Почтмейстер – начальник почтовой канторы.

Частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города.

Резонёр – человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера.

Ботфорты – высокие сапоги с раструбами выше колен.

Инкогнито – тайно.

Присутственное место – казённое учреждение; здесь: уездный суд.

Городничий: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Чиновников города.

Сообщить пренеприятное известие.

Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие».

Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Чиновников охватывает страх.

Такие важные и солидные «отцы города», и вдруг всего несколько робких, бессвязных слов смогли произнести, словно дар речи потеряли: «Как ревизор?» Как же жалок и смешон этот страх чиновников!


Этот персонаж – внесценический. Но роль его очень важна: из письма Чмыхова мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов».


Приготовления чиновников к приезду ревизора, их разговоры о том, что и кому необходимо сделать, становятся экспозицией, из которой мы узнаем о состоянии дел в городе.










Молодой человек, лет … или …, … наружности, в … платье. Молодой человек, чиновник, едущий из …, по фамилии …, едет в … губернию, ведёт себя престранно: … не хочет платить.

Городничий (в страхе) «Господи, помилуй нас, грешных!»

7.

Домашнее задание

1. Составить монологические высказывания  о суде, больнице, училище.

2. Прочитать 2 действие.

3. Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.


Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …








 Заполняют бланк самооценки.


Приложение №1


Имя чиновника

Сфера городской

жизни, которой он

руководит

Информация о положении

дел в этой сфере

Характеристика

героя по тексту

Аммос Федорович

Ляпкин-

Тяпкин

судья

Занимается больше охотой, нежели судопроизводством.

Заседатель вечно пьян.

«…в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами».

«…высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник…»

«…заседатель ваш... он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода…»

«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; взятки берет «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»


«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».


Артемий Филиппович Земляника


Попечитель богоугодных заведених города

(больницы, приюты)


Больные «ходят по-домашнему» и очень похожи на «кузнецов»; в палатах курят крепкий табак, зато лекарств дорогих не потребляют, врачуют больных «ближе к натуре», т.е. если больной умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет.


«чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.»

«Больным велено овсяный суп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста …».

Лука Лукич Хлопов

смотритель училищ


«нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки …».

Один учитель «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу»; другой учитель для науки жизни не щадит и потому, говоря об Александре Македонском, сбегает с кафедры и, что есть силы, хватает стулом об пол…

Не приведи Бог служить по учёной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Иван Кузьмич Шпекин


почтмейстер


Городничий: «…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо …знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки.

Городничий: «Так сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживайте».

«Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь — так описываются разные пассажи».

Степан Ильич Уховертов, частный пристав;

Свистунов, Пуговицын, Держиморда, полицейские


Полиция, частный пристав

«Ты там крадёшь в ботфорты серебряные ложечки»; «Прохоров пьян», «вчера за городом случилась драка», «возле того забора навалено сорок телег всякого сору», «Держиморда для порядка ставит всем фонари под глазами», «поставь какой-либо памятник, так нанесут всякого сора», «он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку».


Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

городничий

Берёт взятки:

Аммос Фёдорович:»А вот, например, у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…».

В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (д.1явл.3) -Проклятый купчишка Абдулин — видит, что у городничего старая шпага, не прислал новой. О, лукавый народ! (д.1явл.4)


«Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им не солоно пришёлся, а я, вот ей-богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти».

«Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя», «на каждого купца наложу доставить по три пуда воску», церковь и не начинала строиться, хотя на неё были ассигнованы средства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!