2. | Опрос домашнего задания. | 1. Разговор к уроку. -Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. -Какого писателя мы изучаем? - Что было задано на дом? | К уроку было задание подготовить сообщения о жизненном и творческом пути Гоголя. 1-й ученик: Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером. 2-й ученик: В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). 3- й ученик: Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург. В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника) 4-й ученик: В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете. Одновременно пишет повести, составившие впоследствии два его сборника «Миргород» и «Арабески»(1835) В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой. 5-й ученик: В 1835 году начинает работать над «Ревизором». В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души». |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы». | 1.Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.
Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем». Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» и её обсуждение. - К какому роду литературы относится комедия? (к драме) - Чем отличается драма как род литературы? | Сообщения учащихся: Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А. С. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии «Ревизор». Создать «Ревизора» побудил Гоголя Пушкин, рассказав ему историю, приключившуюся в одном провинциальном городе с его приятелем; представить ее нетрудно по комедии Гоголя, только Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись на месте Хлестакова, пушкинский приятель повел себя совершенно иначе, чем гоголевский герой: поспешил оставить не в меру гостеприимный город, вырваться из объятий радушных чиновников. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь присутствует только в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. |
6. | Работа над содержанием 1 действия комедии «Ревизор». | Анализ содержания комедии 1. Знакомство с героями комедии. Чтение по ролям (1 действие, 1 явление) -Где и когда происходит действие 1 действия? -Какой это город? (уездный) Уездный – районный город. -Почему? Докажите.
-Кто правит в городе? -Кого пригласил к себе домой городничий? -Почему он их пригласил? - Какую роль играет первая фраза комедии? -Эта фраза является завязкой комедии. - Как слова городничего влияют на всех присутствующих? -Как воспринимают это известие собравшиеся? Выразительное чтение письма городничему. - Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова? - Какова роль этого персонажа? -Почему чиновники боятся ревизора? –Что говорят о причине приезда ревизора присутствующие? -Что является экспозицией комедии? - Как характеризуют чиновников советы городничего? -Какова самохарактеристика чиновников? - Какие должностные преступления совершал почтмейстер? -Составьте характеристики, заполнив таблицу (приложение №1) Выразительное чтение по ролям явления 3. - Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре? -Как описывают они молодого человека, остановившегося в гостинице? - Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал? - Что мы узнаём о полиции и городских властях из явлений 4 и 5? - Все ли персонажи пьесы охвачены страхом? Выразительное чтение по ролям явления 6. | Словарная работа (составление учащимися словаря устаревших слов): Ревизор – должностное лицо, производящий ревизию. Ревизия – обследование чьей – нибудь деятельности для установления правильности и законности действий. Городничий – начальник уездного города. Смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким – нибудь учреждением. Богоугодные заведения – больницы, приюты, дома для престарелых. Почтмейстер – начальник почтовой канторы. Частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находится одна из частей города. Резонёр – человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера. Ботфорты – высокие сапоги с раструбами выше колен. Инкогнито – тайно. Присутственное место – казённое учреждение; здесь: уездный суд. Городничий: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Чиновников города. Сообщить пренеприятное известие. Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие». Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Чиновников охватывает страх. Такие важные и солидные «отцы города», и вдруг всего несколько робких, бессвязных слов смогли произнести, словно дар речи потеряли: «Как ревизор?» Как же жалок и смешон этот страх чиновников! Этот персонаж – внесценический. Но роль его очень важна: из письма Чмыхова мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов». Приготовления чиновников к приезду ревизора, их разговоры о том, что и кому необходимо сделать, становятся экспозицией, из которой мы узнаем о состоянии дел в городе. Молодой человек, лет … или …, … наружности, в … платье. Молодой человек, чиновник, едущий из …, по фамилии …, едет в … губернию, ведёт себя престранно: … не хочет платить. Городничий (в страхе) «Господи, помилуй нас, грешных!» |