СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события IV действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;
  • работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;
  • анализировать образы героев  комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события IV действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;

  • работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

  • анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

  • углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к творчеству писателя;

  • воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?

- В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники.

- Как они это делают?

Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет, и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

- Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку (приложение №2)

1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».

Дополните предложения.

Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало , как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами (см. приложение №1)

3. Прочитать 4 действие.

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

- Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся с 4 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».




1. Работа над усвоением содержания 4 действия.

1). Явление 1

-Где происходит действие?

- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?



- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.




- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?

-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?




- Кто первый предлагает “подсунуть”?

Цель этих взяток?


2.Картина «Парад чиновников».

Явление 3.

- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”.


-Как чувствует себя судья во время дачи взятки?

-Как он даёт взятку?

-Как объясняет Хлестаков, почему ему нужны деньги?

Явление 4.

- Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении?

-Какова его речь?

-Сколько рублей дал взаймы Хлестакову почтмейстер?


Явление 5.

- Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене?

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги?

-Какую сумму даёт Хлестакову Лука Лукич?

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

- Почему он доносит на своих “друзей”?

-Какую сумму он даёт взаймы?

Явление 7

-Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?

-Сколько денег Хлестаков у них попросил?

-Какую сумму они смогли ему дать?

-С какой просьбой обращается к Хлестакову Добчинский?

- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека.

- Что можете сказать о чиновниках?

Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.


Явления 8-9

-Кому пишет письмо Хлестаков?

-Как он отзывается о местных чиновниках?

-Что мы узнаём о Тряпичнике?




Картина «Хлестаков и жалобщики».

Явления 10 -11

-На кого пришли жаловаться купцы?

-Почему купцы недовольны городничим?

-Составьте рассказ «Жалобы купцов»

-Какую взятку дают купцы Хлестакову?




Выразительное чтение в лицах 11 явления.

-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?


Картина «Волокитство Хлестакова».

Выразительное чтение действия IV, явлений 12 - 15.

-Как ведёт себя Хлестаков с Марьей Антоновной и Анной Андреевной?

- Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства?

Картина «Проводы Хлестакова».

-Как провожают Хлестакова?

-Когда обещает возвратиться Хлестаков?


Обобщение.

- Чем являются данные события в сюжетном плане?

- Что создавало комический эффект в этих сценах?

- «наивные» саморазоблачения героев;

- нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность.


 Словарная работа

Надворный советник, титулярный советник, сенатор, фельдъегерь, сиделец, фриз, декларация



Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

Словарная работа.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.



Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.

«Ну, известно что» (Артемий Филиппович)

«Подсунуть?» (Аммос Фёдорович)

Судья



Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий.



“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”.

Страх.






Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.


Бессвязное бормотание.

Триста рублей


Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается.


Нет.




Триста рублей






Он бывалый и опытный.


Земляника последний, его невозможно проверить.

Четыреста рублей.






Тысячу рублей.


Шестьдесят пять рублей





Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.













Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.





Рассказ «Жалобы купцов»:

«Терпим обиды от городничего. Постоем заморил. Таскает за бороду. Порядок всегда исполняет: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты. Нельзя ему прекословить (что-то сказать против).


Слесарша жалуется на городничего, потому что … .

Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …


Волокитство – ухаживание за женщинами (обычно без серьёзных намерений).









Городничий предлагает ему денег и самый лучший персидский ковёр.



Элементами в развитии действия.


5.

Домашнее задание

1.Заполнить таблицы цитатами.

2. Прочитать 5 действие.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …




 Заполняют бланк самооценки.


Приложение №1

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна


Хлестаков


«Нам ещё более приятно видеть такую особу».

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».


«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»


Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».


«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».


«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»

«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»


«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»


«Да, это моё сочинение»


«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»


«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»


«Это господина Загоскина сочинение».


«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».


«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».


«Меня сам Государственный совет боится».



Приложение №2

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)

  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)

  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)

  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)

  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)

  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)


Приложение №3

Хлестаков и…


Цитата


Манера поведения Хлестакова


Аммос Фёдорович


«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»


Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.


Почтмейстер


«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

Хлопов


«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника


Артемий Филиппович


«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Допускает наглость по отношению к Землянике


Бобчинский и Добчинский


«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»


Нагло вымогает деньги




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!