3. | Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина | -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? - А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем. | Работа в группах. Игра «Найди пару». Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия. 1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир. 2. "Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора:" 3.Старичок отправился к морю, (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" 4. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. 5.У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; 6."Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" 7. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. 8.Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. 9.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»). |
4. | Сообщение темы урока | -Природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений, посвящённых природе, особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. - Сегодня, ребята, мы нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль. – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Зимнее утро». | - Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина. & Работа со словарём: Лирическое стихотворение – вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора. Мы узнаем… Мы научимся… Мы повторим… |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро». | 1). Вступительное слово учителя. Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Зимнее утро» -Понравилось ли вам стихотворение? - О чём это произведение? -Какая картина возникает в вашем воображении? 3). Чтение стихотворения учащимися. -Какие слова и выражения показались вам необычными? -Сколько персонажей? Почему? Где они находятся? Докажите текстом | & Работа со словарём: Взоры – глаза; Нега – блаженство, наслаждение; Нынче – сегодня; Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари). Вечор – вечером (наречие). Янтарный – жёлтый, солнечный. Озарена – освещена (устар.) Велеть – приказать (устар.) Запречь – запрячь, запрягать (диал.) Предадимся – отдадимся (устар.) |
6. | Физкультминутка | Литературу любим мы, друзья, Читаем пушкинские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |
7. | Работа над структурой и эмоциональным строем текста | 1.Чтение с остановками. Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием Первая остановка -Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» --Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями? -Как можно озаглавить первую часть? - Автор хочет, чтобы близкий человек разделил с ним его настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью. -Какие обращения использует поэт? -Эпитет «Звезда севера» обозначает в стихотворении самую прекрасную женщину Петербурга. -Какое настроение создаётся автором в первой строфе? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует? Вторая остановка -Как можно озаглавить вторую часть? -Как и почему меняется настроение во втором четверостишии? -Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала -Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение? Третья остановка -Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии? - Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит». - Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/
-Почему лес прозрачный? -Что передаёт автор с помощью цвета? - Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается? Четвёртая остановка -О чем говорится в 4 строфе? - Можно ли услышать, что происходит в доме? -Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»? Пятая остановка -Как можно озаглавить эту последнюю строфу? - Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
-Почему автора тянет на простор? -Какова идея стихотворения? Идея стихотворения Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя. | Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление. Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу. Друг прелестный, красавица, звезда севера. Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Для его передачи автор использует эпитет: чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры/
Лексика второй строфы задает печальный, тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы. Пушкин использует метафору «вьюга злилась», которая создает однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого характера. Голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит. Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/ Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными. Автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра. Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет». В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной печи. …Веселым треском Трещит затопленная печь С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня». Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни. Автору тесно в комнате, его тянет /на мороз и солнце, на улицу… На простор/
/Чувства его переполняют, он летит по утреннему снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милый»/
|
8. | Работа над выразительным чтением. | - Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии. - Что изображает поэт в стихотворении? Составление плана произведения (1 вариант – простой цитатный план; 2 вариант – сложный план) | Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро». Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания. Примерные формулировки плана: 1 вариант: 1. День чудесный. 2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. 3. А нынче погляди в окно… 4. Предадимся бегу нетерпеливого коня… 2 вариант: Чудесный день. Обращение к другу. Воспоминание о вчерашней вьюге. Прекрасное зимнее утро: а) великолепный вид из окна; б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи. 5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня». |
10. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Достигли ли мы поставленной цели? Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я сейчас думаю о … Я сейчас чувствую … Я могу себя похвалить за | Заполняют бланк самооценки. |