СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по литературе  на тему: «А. С. Пушкин.  Стихотворение  А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

 

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;
    2. выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
    3. совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;
    4. закреплять  понятия: эпитет, сравнение, антитеза

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта;

    2. выработка навыка анализа поэтического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

    3. совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста;

    4. закреплять понятия: эпитет, сравнение, антитеза

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: негой, взоры, озарить

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

    7. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

    3. воспитывать нравственные (прежде всего патриотические) чувства, благоговейное отношение к родному языку, родной природе и поэтическому гению Пушкина.


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, диск с записью стихотворения «Зимнее утро», учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?


Выучить наизусть стихотворение «Узник».

3.

Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина


-Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

- А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем.


 Работа в группах.

Игра «Найди пару».

Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.


2. "Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"


3.Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"


4. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.


5.У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;


6."Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"


7. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.


8.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.


9.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане»,
«Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»).

4.

Сообщение темы урока


-Природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений, посвящённых природе, особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок.

- Сегодня, ребята, мы нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Зимнее утро».


- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.


& Работа со словарём:

Лирическое стихотворение –

вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…


5.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро».







1). Вступительное слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение. 


2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «Зимнее утро»

-Понравилось ли вам стихотворение?

- О чём это произведение?



-Какая картина возникает в вашем воображении?

3). Чтение стихотворения учащимися.

-Какие слова и выражения показались вам необычными?

-Сколько персонажей? Почему?

Где они находятся? Докажите текстом




















& Работа со словарём:

Взоры – глаза;

Нега – блаженство, наслаждение;

Нынче – сегодня;

Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).
Вечор – вечером (наречие).
Янтарный – жёлтый, солнечный.
Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

6.

Физкультминутка


Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


7.

Работа над структурой и эмоциональным строем текста


1.Чтение с остановками.

Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием

Первая остановка

  • Рассмотрим первую строфу стихотворения.

-Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!»

--Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?

-Как можно озаглавить первую часть?

- Автор хочет, чтобы близкий человек разделил с ним его настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью.

-Какие обращения использует поэт?

-Эпитет «Звезда севера» обозначает в стихотворении самую прекрасную женщину Петербурга.

-Какое настроение создаётся автором в первой строфе? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?


Вторая остановка

-Как можно озаглавить вторую часть?

-Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

-Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала

-Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение?

Третья остановка

-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии?

- Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».
- Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/

-Почему лес прозрачный?




-Что передаёт автор с помощью цвета?


- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?


Четвёртая остановка

-О чем говорится в 4 строфе?



- Можно ли услышать, что происходит в доме?


-Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»?



Пятая остановка

-Как можно озаглавить эту последнюю строфу?



- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?






-Почему автора тянет на простор?



-Какова идея стихотворения?

Идея стихотворения  

       Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление.



Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу.








Друг прелестный, красавица, звезда севера.





Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

Для его передачи автор использует эпитет: чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры/


Лексика второй строфы задает печальный, тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.






Пушкин использует метафору «вьюга злилась», которая создает однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого характера.


Голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.






Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/



Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.


Автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра.

Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет».



В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной печи.

…Веселым треском Трещит затопленная печь


С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено.


Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».


Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.

Автору тесно в комнате, его тянет /на мороз и солнце, на улицу… На простор/

/Чувства его переполняют, он летит по утреннему снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милый»/

8.

Работа над выразительным чтением.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.

- Что изображает поэт в стихотворении?




Составление плана произведения (1 вариант – простой цитатный план; 2 вариант – сложный план)


Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро».


Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания.


Примерные формулировки плана:

1 вариант:

1. День чудесный.

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. А нынче погляди в окно…

4. Предадимся бегу нетерпеливого коня…


2 вариант:

  1. Чудесный день.

  2. Обращение к другу.

  3. Воспоминание о вчерашней вьюге.

  4. Прекрасное зимнее утро:

а) великолепный вид из окна;

б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.

5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».

9.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро»; нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

10.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!