СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Искусству "Знаки и символы"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан  для 8 класса по программе Критской Е.Д. "Искусство. 8-9 классы" , тема "Знаки и символы"

Просмотр содержимого документа
«откр урок МХК»

Конспект учебного занятия по Мировой художественной культуре. 8 класс, по программе Г.П. Сергеевой, И.Э., Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство 8 – 9 классы»

Тема: Знаки и символы.

Форма: Объяснение нового материала.

Прогнозируемые результаты: Обучающиеся познакомятся с понятиями «знак» и «символ», разновидностью натюрморта «ванитас»; научатся анализировать произведения изобразительного и музыкального искусства; а также развитие устной речи, расширение кругозора обучающихся.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вводная часть.

С первобытных времён различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. Давайте вспомним, что такое знак, и что такое символ, в чём их отличие?

Ответы детей: знак – это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - или сирена «скорой помощи», самые разные жесты и т.п. символ – это предмет, действие и т.п., раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ – это синтез знака и образа.

  1. Объяснение нового материала.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери.

Просмотр слайдов с репродукциями, беседа-анализ.

Выбор колорита, цвета также символичен.

Ученик: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный – цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал всё небесное, святое; зелёный – цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Показ чёрно-белой репродукции картины В. Попкова «Шинель отца».

Как вы думаете, этой картине нужны краски? (ответы детей). Сейчас посмотрим, в каких цветах её изобразил художник.

Показ слайда.

Художник использует в основном тёмные тона - чёрный и различные оттенки тёмно-зелёного. Шинель – символ памяти об отце, его военном героическом прошлом. На дальнем плане витают бесплотные тени вдов, выполненные в скорбно-малиновом цвете. На переднем плане – палитра с красками, самое большое пятно на ней – красное – символ пролитой крови.

Многие произведения XVII в. носят символический характер. Иногда обычные предметы, необычно соединённые в одной композиции, представляют собой необычные коды. Особенно это характерно для распространённого в XVII в. Натюрморта, называемого ванитас (суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На этих натюрмортах изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты.

Беседа с учащимися о значении этих предметов, что они могут символизировать. (Цветок – жизнь, череп – бренность, часы – быстротечность времени, рыцарский шлем с перьями (не случайно среди белых перьев одно красное, оно напоминает, что рыцарь в любое время может пролить кровь), шпага, вымпел – принадлежность к знатному роду, книга – образованность).

Как вы думаете, почему именно с музыкой связывают такие натюрморты? Музыка относится к категории временных видов искусства, звук отзвучал - значит, умер. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Средства выразительности помогают нам воспринимать музыкальные знаки (ноты) как символы. Сейчас прозвучит музыкальная иллюстрация Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», которая называется «Весна и осень». Эта музыка отражает состояние души девушки, которую по иронии судьбы обвенчали с другим молодым человеком. Вы услышите два проведения одной и той же мелодии. Только в первый раз она звучит «по-весеннему», во второй раз - «по-осеннему».

Слушание музыки.

Используя, какие средства выразительности, композитор передал нам состояние души девушки? (Медленный темп, тембр – главную тему играет скрипка (её звучание приравнивают к интонациям человеческого голоса), смена мажорного лада в «Весне» на минорный лад в «Осени»).

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы – зерно-интонацию, из которой вырастает Симфония № 5 Л. В. Бетховена. Что является музыкальным символом, олицетворяющим собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну? (Государственные гимны).

Исполнение Гимна России

  1. Домашнее задание.

1) Какими знаками и символами разные виды искусства рассказывают о мире?

  1. Подберите произведения – музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, душе.


Используемая литература.

Источники: интеллектуальная собственность.

Список литературы:

  1. Сергеева Г.П. Искусство. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных отрганизаций/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014

  2. Ойстрах-Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Конец XIXXX век. В 4-х частях. – М.: ООО «5 за знания». 2007

  3. Сергеева Г.П. Фонохрестоматия Искусство. 8 класс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!