СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Искусству (МХК) в 9 классе по теме "Средства эмоциональной выразительности"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по программе Критской Е.Д. в 9 классе по теме "Средства эмоциональной выразительности" на основе литературного произведения А. Твардовского и кантаты О. Куликовской "Василий Тёркин". К уроку необходимо подготовить раздаточный материал с отрывком из текста и вокальной партии кантаты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Искусству (МХК) в 9 классе по теме "Средства эмоциональной выразительности"»


План - конспект открытого урока по МХК в 9 классе.

Тема: Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных видов искусства.

Тип урока: урок расширения и углубления знаний.

Форма урока: урок-исследование с элементами практической работы.

Цель: выявление роли синтеза литературы и музыки в усилении эмоционального

воздействия. Задачи:

  • формировать навыки восприятия и анализа литературного и музыкального
    произведений;

  • углубить знания учащихся о средствах эмоциональной выразительности
    литературы и музыки;

  • эстетическое воспитание школьников на основе интеграции литературы и
    музыки; воспитание патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование: портреты Твардовского, Ольги Куликовской; статуэтка Василия Тёркина; раздаточный материал с текстом отрывка из главы «Смерть и воин» поэмы Твардовского «Василий Тёркин», фрагмент нотного материала кантаты О.Б. Куликовской «Василий Тёркин», карточки с графическим изображением музыкальных средств выразительности.

Структура урока.

I. Вводная часть.

П. Повторение средств выразительности литературы и музыки.

  1. Взаимосвязь литературы и музыки.

  2. Анализ средств выразительности поэмы и кантаты «Василий Тёркин».

  3. Итог урока.

Ход урока. I. Вводная часть.

Учитель: Тема нашего урока «Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности литературы и музыки». Но сначала я предлагаю вам вернуться к истокам искусства, то есть в эпоху так называемого «детства

человечества», когда человек выступал как творец культуры и сам формировался на его основе.

(Фрагмент видео «Искусство первобытного человека»)

Таким было искусство ... Изначально в человеческой природе заложено всестороннее чувственное восприятие окружающего мира, поэтому искусство представляло собой сплав музыки, танца, рисунка, то есть оно было синкретично.

II. Повторение средств выразительности литературы и музыки.

Сегодня виды искусства существуют самостоятельно. С некоторыми из них вы хорошо знакомы с детства (изобразительное искусство, музыка, литература). С некоторыми начали знакомиться сравнительно недавно. Перечислите их. (Архитектура, скульптура, театр, балет, опера). Все они в большей или в меньшей степени присутствуют в нашей жизни. Это искусственные науки и у них есть много общего. Например, композиция и средства выразительности (правда, у каждого вида искусства они свои), с помощью них авторы произведений стремятся выразить свои мысли и чувства.

На доске перечислены некоторые средства выразительности. К каким видам искусства они относятся? (к литературе и музыке). Распределите их.

Литература: эпитеты, метафоры, олицетворение, фразеологические обороты, стилистические синонимы.

Музыка: мелодия, ритм, тембр, темп, лад.

Вспомните их определения. (Устный опрос)

III. Взаимосвязь литературы и музыки.

Издревле сложились особые взаимоотношения между поэзией и музыкой, с самого начала они были не разделимы. И в наше время нельзя представить ни литературу без музыки, ни музыку без литературы. Своеобразным синтезом этих двух видов искусства являются песня, романс. К наиболее крупным жанрам относятся кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл. И сегодня мы с вами будем говорить о кантате, крупном музыкальном произведении для хора, солистов и симфонического оркестра.

{Звучит фонограмма 4 части кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»)

Ученик: Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноимённому фильму, созданному в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Но Прокофьев своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Конец 30-х годов. В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Учитель: Четвёртая часть кантаты - «Вставайте, люди русские!». Это - гневный призывный хор. Русь угнетённая, величавая и скорбная показана здесь с героической стороны. Этот хор был очень популярен в годы Великой отечественной войны. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей ... Ритм марша подчёркивает чеканные призывные интонации в тексте кантаты и придаёт героический характер музыке, что, несомненно, поднимало боевой дух бойцов Красной Армии.)

IV. Анализ средств выразительности поэмы и кантаты «Василий Тёркин».

Учитель: вспомните литературное произведение времён Великой Отечественной войны, которое без сомнения, поднимало боевой дух солдат, не давало им унывать в минуты затишья между боями? (А. Твардовский «Василий Тёркин») Расскажите о композиции этой поэмы?

Ученик: Твардовский был военным корреспондентом, он прекрасно понимал, что не все читатели «Василия Тёркина» будут иметь возможность прочесть следующую главу. И сам, по долгу службы, часто бывал «на передовой», и он не был уверен, что сможет написать продолжение. Поэтому каждая глава поэмы «Василий Тёркин» представляет собой законченный рассказ. Главы - отдельные истории из жизни рядового.

Не случайно великий советский поэт А. Твардовский рифмует имя героя со словом «Россия». Василий Тёркин воплощает лучшие черты воюющего народа. Таким образом, автор выражает своё уважение к бойцам.

Учитель: прочтите отрывок из главы «Смерть и воин». Назовите, какие средства выразительности использует автор. Работа с раздаточным материалом - текст отрывка из главы «Смерть и воин».

Анализ средств выразительности отрывка из текста главы «Смерть и воин» поэмы Л. Твардовского «Василий Тёркин».

  • Найденные метафоры: «сраженья жар», «Тенью смертной».

  • Олицетворения: образ смерти. Писатель продолжает традиции народных произведений,
    то есть смерть изображается без пафоса. Василий Тёркин обращается с ней на «ты»,
    называет её «косая», просит подождать, ставит её условия.

  • Фразеологические обороты: «дело к ночи», «выше сил», «истекал кровью». Твардовский
    из народной речи берёт фразеологические обороты, чтобы максимально приблизить язык
    произведения с разговорной речью.

  • А. Твардовский использует контекстуальные синонимы «плакать», «выть», «гибнуть»,
    показывая эмоциональное напряжение героя. Градация чувств достигает своего

логического завершения (апогея) на слове «не сдамся!». Василий Тёркин полон решимости, он не согласен «сдаваться смерти ... по доброй воле».

Учитель: Историко-героическая тема всегда актуальна у людей искусства. Современный нам композитор Ольга Борисовна Куликовская сочинила кантату на поэму «Василий Тёркин». Перед вами лежит партитура кантаты Ольги Борисовны Куликовской «Василий Тёркин». Попробуйте расставить обозначения музыкальных средств выразительности, так чтобы это произведение приобрело наибольшее эмоциональное воздействие на слушателя.

(Работа с раздаточным материалом)

(Обсуждение проделанной работы).


Анализ музыкальных средств выразительности.

- мелодия кантаты проста, но изобилует распевами, что приближает её к народной

музыке; местами в распевных интонациях слышится национальный колорит - ведь образ

Василия Тёркина - собирательный образ солдата многонационального государства; на

словах «я не звал тебя, косая» - мелодическая линия идёт вниз, что говорит о

растерянности; на словах «так пошла ты прочь, косая!» - мелодическая линия на

последнем звуке делает скачок вверх, что говорит о решительности героя;

- ритм в основном ровный, на метафорах «сраженья жар», «косая» появляется неровный пунктирный ритм, что придаёт определённую экспрессию; на словах «нужен знак один согласья, что устал беречь ты жизнь» появляется синкопированный ритм, то есть перенос акцента на слабую долю, как бы показывая нам противоестественные условия «договора» между Смертью и Тёркиным.

- постоянно меняющийся размер придаёт ощущение зыбкости положения героя – он находится между жизнью и смертью;

- кантата написана в минорном ладу, но в финале на словах «Буду плакать, выть от боли, гибнуть в поле без следа - но тебе по доброй воле я не сдамся никогда!» мы слышим смену лада (мажорный). Герой принял окончательное решение - остаться в живых.

- темп, в зависимости от содержания текста, постоянно меняется. Например, со слов «...и со смертью человеку стало спорить выше сил...» темп становится быстрее.

Ученица: Ольга Борисовна Куликовская - выпускница Московского Государственного Педагогического Института им. Гнесиных. Куликовская - кандидат психологических наук, организовала и осуществляет руководство детской музыкальной студией «Огниво».

Учитель: Сейчас мы послушаем её кантату «Василий Тёркин» в исполнении учеников 10 «б» класса.

(Слушание) Итог урока.

Учитель: Какую роль сыграла музыка в эмоциональном восприятии уже

знакомого вам произведения?

Ученица: Человек искусства - это художественно одарённая личность, как правило, эти люди очень эмоционально восприимчивы и отзывчивы. Не случайно композитор пишет музыку на литературное произведение. Сочиняя, он как бы заново переживает его, при этом привнося в музыку своё отношение и понимание. Ведь произведение затронуло его душу. Волей-неволей, он добавляет свои чувства и переживания при помощи музыкальных средств эмоциональной выразительности, передовая их нам.

Учитель: Композитор, по-своему осмысливая литературное произведение, наполняет художественный текст новой глубиной, а иногда новым идейным содержанием, по-своему расставляя акценты в художественном тексте, таким образом, усиливая эмоциональное воздействие на слушателя.





Самоанализ урока по теме "Синтез искусств в усиление эмоционального воздействия на человека. Композиция и средства эмоциональной выразительности равных видов искусства "

Данный урок предназначен для расширения и углубления знаний учащихся о средствах выразительности литературы и музыке. В плане урока - краткий обзор характеристики искусства первобытного общества с целью истоков человеческой природы восприятия окружающего мира. Затем повторение средств выразительности литературы и музыки, их определения. Далее сообщения учащегося о взаимосвязи литературы и музыки (приведение примеров). Следующее - анализ литературных средств выразительности главы "Смерть и воин" поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин (индивидуальная работа с раздаточным

материалом). Практическая работа в группах по подбору музыкальных средств выразительности к литературному тексту главы (раздаточный материал с нотами). Уточнение и обобщение литературных и музыкальных средств выразительности учителем. Слушание фрагмента кантаты О.Б. Куликовской "Василий Тёркин". Подведение итогов урока.

Главными задачами урока являются: формирование навыков восприятия и анализ литературного и музыкального произведений; углубление и расширения знаний учащихся о средствах эмоциональной выразительности литературы и музыки; эстетической восприятие школьников на основе интеграции литературы и музыки; воспитание патриотизма к прошлому своей Родины.

Этот урок является завещающим в разделе "Воздействующая сила искусства " и второй по данной теме "Искусства" 8-9 класса. Материал урока опирается на знание по предмету "Музыка"5 класс "средства музыкальной выразительности" в разделе "Музыкального и выразительного искусствпа" А также знание по литературе 5 класс. Углубленные и закрепленные знания на этом уроку найдут отклик в последующие разделе данного курса "Искусство предвосхищает будущие" в теме "Использование иносказаний, метафоры в различных видах искусствах"

Достижение цели урока "Выявление роли синтеза литературы и музыки в усиление эмоционального воздействия на людей" должно повлиять на формирование мотивации учебной деятельности учащихся, чтобы научиться понимать функции искусства (социально-ориентирующую, воспитательную, зрелищную, внушающую и др.)

Данный урок направлен на реализацию программных требований к учащимся 9 класса - понимать особенности художественного языка разных видов искусства, осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства прошлого и настоящего.

Тип урока выбран исходя из имеющихся знаний учащихся. Структура и ход урока выстроены в соответствии с возрастающий трудностью заданий. Выбранное содержание урока опирается на имеющие знания учащихся. Более легкие задание выполняются индивидуально, посложнее в группах.

При подготовке к уроку были учтены социально-психологические особенности учащихся: во-первых, желание; во-вторых, умение декламировать литературный текст; в-третьих, память (долгосрочная и краткосрочная); а также индивидуальные способности и умения учащихся.

В ходе урока допускают некоторые отклонение от плана урока. Это может зависеть от обстоятельств.

Смена видов деятельности учащихся на уроке позволит сохранять и развивать мотивацию учения; сочетание слушания музыки и практической работы позволит избежать перегрузки учеников во время учебного процесса.

Уникальность этого урока в том, то учащиеся услышат "живое" исполнение кантаты произведения такого крупного жанра, которое обычно исполняют профессиональные хоры.

Возможными причинами успехов или недостатков урока может быть, человеческий фактор.

Для проведения практической работы на данном уроке я вижу целесообразным использование интерактивной доски.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!