Тема | 7 КЛАСС. Урок 10. Основные компоненты компьютера и их функции. |
Цель: | - расширить представления школьников о сферах применения компьютеров; - актуализировать и систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях; - способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой и парной работе. |
Планируемый результат | - систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях; - понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники. |
Решаемые учебные задачи | 1) разъяснение сущности компьютера как универсального электронного программно управляемого устройства; 2) обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером; 3) рассмотрение основных характеристик компьютера; 4) рассмотрение схемы информационных потоков в компьютере. |
Формы работы | Фронтальная, групповая, в парах, самостоятельная. |
Ресурсы | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php http://school-collection.edu.ru |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап. Оргмомент. | | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 этап. Актуализация знаний. | – Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. – Сегодня у нас урок открытия новых знаний, а узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное. - Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках. Задание 1)Переведите 2 Кб в байты (2048), переведите 40 бит в байты (5) 2) Какая формула служит для определения количества информации? 3) Сколько букв в иноземном алфавите, если каждый символ несет 7 бит информации? (128) – Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. (Проверяют по образцу Слайд 1) – Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы! – Кто не справился с заданиями? – В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим. – Хорошо. Оцените свои знания, поставив в листе самооценки, в графе результаты «+», если вы сделали задание правильно, и «-» , если не правильно. | - Выполняют предложенные задания, анализируют - оценивают собственную деятельность, отмечают в листе самооценки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий |
3 этап. Мотивация. | Отгадай загадку. Узнай тему урока. С ним мы в игры поиграем, С ним мы тексты набираем, Он оформит их красиво И разложит по архивам. Он работу нам облегчит, Связь мгновенно обеспечит. Он рисует и поет, В Интернет с собой ведет. Друг что надо! Просто супер! Персональный наш… - Что же такое компьютер? - Почему в настоящее время компьютер занимает столь важное место практически во всех сферах деятельности человека? - Вспомни, из каких частей состоит компьютер? - Теперь обобщите сказанное и скажите, о чем сегодня мы с вами будем говорить? - Верно, а точнее о его компонентах и их функциях. Запишем в тетрадь тему урока. «Основные компоненты компьютера и их функции» | - компьютер; - Компьютер – это универсальное , предназначенное для накопления, обработки, хранения и передачи информации. - делают предположение, отвечают на вопрос - мышь, монитор, клавиатура, системный блок; - компьютер и его устройства | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовывать в случае необходимости Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4 этап. Постановка учебной задачи | -Давайте с вами попробуем сформулировать цель нашего урока? -А как вы думаете, все ли устройства компьютера мы назвали? -Что мы должны сегодня узнать? На сегодняшнем уроке вы узнаете такие важные понятия: - компьютер - процессор - память - устройства ввода и вывода информации | -узнать какие устройства входят в состав компьютера и о их функциях |
5 этап. Открытие нового знания. | - Ребята, мы с вами уже говорили, что современный компьютер используется для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать самую различную информацию, применяться человеком в разных видах деятельности. Поэтому Показ учащимся Flash-ролика «Компьютер и его назначение» - Ребята, кикие виды данных могут обрабатывать компьютеры? - Как представлена (хранится) вся информация в памяти компьютера? - Информация, предназначенная для обработки на компьютере и представленная в виде двоичного кода, называется двоичными данными или просто данными. - Ребята, а как вы думаете, почему компьютер это программно-управляемое устройство? - Все компьютеры имеют программный принцип работы. - Ребята, давайте вспомним, какие устройства компьютера вы знаете? - Абсолютно правильно, но у любого компьютера обязательно есть процессор, память, устройства ввода и вывода информации. Показ Flash-ролика «Структура современных цифровых ЭВМ». – Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего? – В состав современного компьютера входят различные устройства. – Функции, которые выполняют эти устройства, подобны функциям мыслящего человека. Определим функции человека и компьютера. Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек? - Но даже столь очевидное сходство не дает нам право приравнивать человека с машиной хотя бы потому, что человек управляет своими действиями сам, а работа компьютера обеспечивается заложенной в него программой. Работа в группах. Самооценка. Раздаются карточки с заданием. Задания для 1 группы по теме «Процессор». Работаем по инструкции. Задания для 2 группы по теме «Внутренняя и внешняя память». Работаем по инструкции. Задания для 3 группы по теме «Устройства ввода и вывода». Работаем по инструкции. – Хорошо. Оцените свои знания, поставив в листе самооценки, в графе результаты «+», если вы сделали задание правильно, и «-» , если не правильно. | - смотрят видеоролик о назначении компьютера - текстовые, числовые, звуковые, видео, графические - в виде 0 и 1 - делают предположение, отвечают на вопрос - называют устройства компьютера - смотрят видеоролик о структуре современных ПК - делают предположение, отвечают на вопрос - работают в группах, отвечают на вопросы опираясь на параграф в учебнике - оценивают собственную деятельность, отмечают в листе самооценки |
6 этап. Первичное закрепление. | – Какие основные узлы включает в свой состав компьютер? - Что же представляет собой персональный компьютер? Даётся задание и оказывается консультативная помощь учащимся, у которых возникли затруднения. - Ребята, проверить задание на правильность вы можете, нажав после выполнения на кнопку «проверить». – Хорошо. Оцените свои знания, поставив в листе самооценки, в графе результаты «+», если вы сделали задание правильно, и «-» , если не правильно. | - процессор, память, устройства ввода и вывода. - Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств. - Работают за компьютерами в тренажере - оценивают собственную деятельность, отмечают в листе самооценки | Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь добывать новые знания(находить ответы на вопросы, используя опыт информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Предлагается проверить свои знания с помощью теста. - Ребята, а теперь давайте с вами проверим, насколько хорошо каждый из вас усвоил новую тему. (лист самооценки) | - выполняют тестовые задания, сдают работу на проверку, оценивают собственную деятельность |
8 этап. Подведение итогов. Рефлексия деятельности. | - Какова была цель нашего урока? - Мы достигли ее? - С какими новыми терминами вы познакомились? - Как ты оцениваешь свою работу? | | Личностные: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
9 этап. Домашнее задание | Учебник: §2.1 читать Письменно ответить на вопрос 13 к параграфу 2.1. Составить письменно в тетради таблицу-описание своего домашнего компьютера. | Работа с дневниками | Личностные : - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |